Пярт,

Арво (Pärt; р. 11.9.1935, Пайде). Эстонский композитор. В 1963 году окончил Таллинскую консерваторию по классу ведущего композитора и педагога Хейно Эллера (Eller, 1887–1970). В 1957–1967 работал звукорежиссером Эстонского радио. В 1962 удостоился всесоюзной премии за детскую кантату Наш сад и ораторию Поступь мира. На рубеже 1950–1960-х обратился к серийной технике (Некролог, Perpetuum mobile, 1-я симфония), которую позднее стал соединять с коллажем (2-я симфония, Pro et contra, Credo). В партитурах «смешанного», серийно-коллажного типа сочетание «авангардной» фактуры с цитатами из классики (Чайковского во 2-й симфонии, Баха в Credo) или стандартными барочными формулами иллюстрирует конфликт полярных начал – агрессивно-суетного, хаотического и умиротворенного, возвышенного, упорядоченного. С начала 1970-х активно занимался изучением старинной музыки и до 1976 года сочинял мало. Знакомство с григорианским пением и средневековой полифонией определило направленность творческой эволюции Пярта; сдвиг в сторону диатоники, модальности и благозвучия был ознаменован 3-й симфонией, полифоническое письмо которой ассоциируется с контрапунктом строгого стиля. В середине 1970-х Пярт пришел к новому стилю, основанному на взаимодействии двух простейших элементов – трезвучия и диатонической гаммы; композитор назвал его tintinnabuli (лат. «колокольчики», 1.1.11.1). Одним из первых образцов техники tintinnabuli явилась вторая часть двухчастного двойного концерта Tabula rasa, озаглавленная Silentium (Безмолвие). Как Tabula rasa, так и другие ранние произведения стиля tintinnabuli – Arbos (Древо), Fratres (Братья [монахи]), Summa на текст Credo католической мессы, Песнь памяти Бенджамина – принесли Пярту мировую известность и исполняются весьма широко, в том числе в позднейших авторских редакциях. В 1980 году Пярт эмигрировал из СССР и вскоре поселился в Западном Берлине. Стиль tintinnabuli был развит им в многочисленных партитурах, по преимуществу вокальных (с текстами на латыни, церковнославянском, немецком, английском, итальянском, французском, испанском), проникнутых смиренным и возвышенным религиозным духом. К числу самых обширных принадлежат Страсти по Иоанну, Te Deum для 3 хоров, фп. и струнных, Stabat mater для вокального и струнного трио, Miserere для солистов, хора и инструментов, Берлинская месса для хора с органом или струнными, Канон покаянен.

В следующий ниже список не вошли произведения (в том числе опубликованные и исполненные – например, оратория Поступь мира), которые Пярт исключил из своего каталога. Не учтены также исходные (впоследствии измененные) названия и некоторые переработанные версии отдельных опусов. Знаком тире отделены даты завершения различных редакций одного и того же произведения.

Для вок. анс. или хора (в том числе с солистами) a cappella: Solfeggio, без сл. (1964–1996); Summa, текст Credo (1977–1996); Силлабическая месса (Missa syllabica, 1977–1996); 2 славянских псалма (117 и 131) (1984); 7 антифонов к Magnificat (1988); Magnificat (1989); Ныне к вам прибегаю (1989–1997, включено в Канон покаянен); Богородице Дево (1990); И один из фарисеев… (And One of the Pharisees), 3 гол., Лк. 7 (1992); Я есмь истинное вино (I am the True Vine), Ин. 15 (1996); После победы (Dopo la vittoria, 1996–1997); Канон покаянен (1997, включает Ныне к вам прибегаю, 1989); Пóдать Кесарю (Tribute to Caesar), Мф. 22 (1997); Женщина с алавастровым сосудом (The Woman with the Alabaster Box), Мф. 26 (1997); Triodion (1998); Двое молящихся (Zwei Beter), жен. хор, Лк. 18 (1998); И был, как думали, сын… (Which was the son of…), Лк. 3 (2000); Nunc dimittis, Лк. 2 (2001); Мир тебе, Иерусалим (Peace upon you, Jerusalem), Псалом 122, жен. хор (2002); Пресвятая Богородица (Most Holy Mother of God, 2003); Гимн св. Иоанна Крестителя (Anthem of St John the Baptist, 2005); Утренняя звезда (Morning Star, 2007); Крик оленя (The Deers Cry, 2008); Жить братьям вместе (Habitare fratres in unum), Пс. 132 (2012); Virgencita (2012); Три пастушка из Фатимы (Drei Hirtenkinder aus Fátima, 2013); Маленькая литания (Kleine Litanei, 2015); И я услышал глас… (And I heard a voice.., 2018).

Для пения с сопров.: Наш сад (Meie aed), дет. хор и орк., сл. Э. Рауда (1959–2019); Credo, хор, фп. и орк. (1968); На реках вавилонских… (An den Wassern zu Babel), Псалом 137, хор и 9 инстр. или орг. (1976–1884–1994); Саре было 90 лет (Sarah was 90 Years Old), 3 гол., уд., орг., без сл. (1976); Силлабическая месса (Missa syllabica, 1977–1996, ред. для 4 гол. или хора с орг.); De profundis, Псалом 129, муж. хор, уд. ad lib, орг. (1977–1980); Cantate Domino, Псалом 95, 4 гол. или хор с орг. (1977–1996); Страсти по Иоанну (Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Joannem), бас, тен., 4 гол., хор, гоб., фаг., скр., влч. и орг. (1982); Es sang vor langen Jahren, мотет, к.-а или к.-тен., скр. и альт, сл. К. Брентано (1984); Песнь паломничества (Ein Wallfahrtslied), Псалом 121, тен. или бар. и стр. квартет (1984–1996, версия для муж. хора и стр. орк. 2001); Te Deum, 3 хора, фп., стр., магн. (1984–1985–1992); Stabat mater, сопр., к.-а., тен., стр. трио (1985); Miserere, 5 гол., хор, 10 инстр., орг. (1989–1992); Блаженства (The Beatitudes), 4 гол. или хор с орг. (1990–1991); Берлинская месса (Berliner Messe), 4 гол. или хор с орг. или стр. (1990–1991–1997); Стоящие в доме Господнем (Statuit ei Dominus), 2 хора и 2 орг. или инстр. анс. (1990–2011); Блаженный Петроний (Beatus Petronius), 2 хора и 2 орг. или инстр. анс. (1990–2011); Литания (молитвы св. Иоанна Златоуста на каждый час дня и ночи) (Litany (Prayers of St John Chrysostom for Each Hour of the Day and Night)), 4 гол., хор, орк. (1994–1996); Как лань жаждущая (Como cierva sedienta), сопр. или жен. хор и орк., сл. из Пс. 42 и 43 (1998–2002); Песнь восхождения (Cantique des degrés), хор и орк., сл. из Пс. 121 (1999–2002); Цецилия, римская девственница (Cecilia, vergine romana), хор и орк. (2000—2002); Мое сердце в горах (My Hearts in the Highlands), к.-тен. или к.-а и орг. или фп. квартет, сл. Р. Бёрнса (2000–2013); Littlemore Tractus, хор и орг., сл. Дж. Г. Ньюмена (2001); Salve Regina, хор и орг. (2002); 2 колыбельные, гол. и фп. (2002); В начале (In principio), хор и орк. (2003); Аббат Агафон (Labbé Agathon), сопр., 4 альта и 4 влч. (2004); Da pacem Domine, хор и орк. или инстр. анс. ad lib. (2004); Лицом к лицу (Von Angesicht zu Angesicht), сопр., бар., клар., альт и кб. (2005); Эстонская колыбельная (Estonian Lullaby), жен. голоса и стр. орк. (2006); Рождественская колыбельная, жен. голос и стр. (2006–2009); Veni Creator, солисты или хор с орг. или стр. орк. (2006–2009); Будь благословенно, Древо (Sei gelobt, du Baum), бар. и стр. (2007); Alleluia-Tropus, хор и стр. (2008–2010); Жалоба Адама (Adams Lament), хор и стр. орк. (2009); Отче наш (Vater unser), высокий гол. или хор с фп. или стр. орк. (2011–2013); Для Яна ван Эйка (Für Jan van Eyck), хор и орг. (2020).

Орк. муз.: Nekrolog (1960); Perpetuum mobile (1963); 1-я симфония Полифоническая (1963–1964); Коллаж на тему B-A-C-H, гоб., клав., фп. и стр. (1964); За и против (Pro et contra), концерт для влч. с орк. (1966); 2-я симфония (1966); 3-я симфония (1971); Если бы Бах разводил пчел… (Wenn Bach Bienen gezüchtet hätte), фп., дух. квинтет, стр. (1976–1984); Чистая доска (Tabula rasa), двойной концерт, 2 скр. (или скр. и альт), подгот. фп., стр. (1977); Песнь памяти Бенджамина Бриттена (Cantus in memoriam Benjamin Britten), стр. и колокол (1977); Psalom, стр. (1985–1991–1993–1995, обр. стр. квартета); Спеши медленно (Festina lente), стр. и арфа ad lib. (1988–1990); Мой путь лежит через горы и долины (Mein Weg hat Gipfel und Wellentäler), 14 стр. и уд. (1990–1994–1998, обр. произв. для орг.); Summa, стр. (1991, обр. хор. произв. 1977); Песнь Силуана (Silouans Song), стр. (1991); Fratres, скр., стр., уд. (1992, обр. кам. произв. 1977; версии для трбн., стр. и уд. 1993, для влч., стр. и уд. 1995, для гит., стр. и уд. 2002); Трисвятое (Trisagion), стр. (1992–1994); Concerto Piccolo на тему B-A-C-H, труба, цимбалы, фп., стр. (1994, на осн. произв. 1964); Pari intervallo, клар., трбн. и стр. (1995, обр. произв. для 4 блокфл., 1976–1980); На реках вавилонских… (An den Wassern zu Babel…), трбн. и кам. орк. (1995, обр. хор. произв. 1976–1984–1994); Осмелюсь ли я… (Darf ich…), скр., трубчатый колокол ad lib., стр. (1995–1999); Восток и Запад (Orient & Occident), стр. (2000); Lamentate, фп. и орк. (2002); Памяти Леннарта [Мери] (Für Lennart in memoriam), стр. орк. (2006); Плащаница (La Sindone), орк. и уд. или скр. и орк. (2006–2019); 4-я симфония Лос-Анджелесская (Los Angeles), стр., арфа, литавры и уд. (2008, посвящена М. Ходорковскому); Эти слова… (These Words...), стр. орк. и уд. (2008); Силуэт (Silhouette), посвящение Г. Эйфелю, орк. и уд. (2009); Лебединая песня (Swansong, 2013); Большие антифоны, стр. орк. (2015); В надежде (In spe), дух. квинтет и стр. орк. (2010); Sequentia, скр., уд. и стр. орк. (2014).

Кам.-инстр. муз.: Квинтеттино, дух. (1964); Pari intervallo, 4 блокфл. (1976–1980); Arbos, 7 или 8 блокфл. и 3 треугольника ad lib. (1977–1981; версия для 8 медн. дух. и уд. 1986); Fratres, дух. и стр. квинтеты и уд. (1977; версии для скр. или альта и фп. 1980, для анс. влч. 1983, для стр. квартета 1985, для влч. и фп. 1989, для дух. октета и уд. 1990, для стр. и уд. 1991, см. тж. орк. муз.); Зеркало в зеркале (Spiegel im Spiegel), 1 мелодич. инстр. (альт, влч., скр., клар. или влт.) и фп. (1978); Psalom, стр. квартет (1985–1991–1993); Mozart-Adagio, на осн. фп. Сонаты K 280 Моцарта, фп. трио (1992–1997); Summa, скр., 2 альта, влч. (1990, обр. хор. произв.; версия для стр. квартета 1991); Песнь Силуана (Silouans Song), влч. и фп. (2001, обр. произв. для стр. орк. 1991); Пассакалья, скр. и фп. или скр. и стр. (2003–2007); др. инстр. обработки вок. произв.

Для фп.: 4 легкие пьесы (1956–1957); 2 сонатины (1958, 1959); Партита (1958); Диаграммы, 2 пьесы (1964); К Алине (Aliinale, 1976); Вариации на выздоровление Аринушки (1977); Гимн великому городу (Hymn to a Great City), 2 фп. (1984–1999–2004).

Для орг.: Trivium (1976); Pari intervallo (1976–1980, версия произв. для 4 блокфл.); Annum per annum (1980); Мой путь лежит через горы и долины (Mein Weg hat Gipfel und Wellentäler, 1990).