Тан Дун,

(Тань Дунь) (Tan Dun; р. 18.8.1957, провинция Хунань). Китайский и американский композитор. В начале 1980-х, будучи студентом Центральной консерватории в Пекине, осуществил первые опыты объединения национальной традиции с современными западными техниками и вскоре приобрел международную известность как лидер «новой волны» в китайской музыке. Его самая значительная ранняя работа, 15-минутная пьеса О даосизме, выполнена в напряженной «западной» атональной манере и в сложной многослойной оркестровой фактуре, изобилует драматическими контрастами и вместе с тем содержит детали, свидетельствующие о восточных корнях музыкального мышления автора (специфическая тембровая атмосфера, обусловленная использованием особых способов звукоизвлечения, деликатная игра микрохроматических интервалов, намеки на пентатонику в мелодических линиях, свободный, как бы импровизационный способ развертывания целого). Подобный «модернистский» подход к синтезу восточного и западного начал, сложившийся, по-видимому, не без влияния и, согласно Тан Дуну, способный передать исконный дух китайской культуры, лежит в основе всего зрелого творчества композитора. В 1986 году он обосновался в Нью-Йорке, где совершенствовался в Колумбийском университете под руководством ученика Чу Вэньчуна и видного мастера электронной музыки Марио Давидовски. Свой излюбленный принцип «свободного плавания» в пространстве между различными культурами Тан Дун воплотил в ряде масштабных партитур, среди которых – десятичастный оркестровый цикл Смерть и пламя по картинам Пауля Клее, пьесы цикла Оркестровый театр, воссоздающие атмосферу архаических ритуалов, инструментальные концерты цикла И, опера Марко Поло, посвященная духовным аспектам путешествия знаменитого венецианца («западное» в опере обрисовано главным образом средствами авангардной музыки, а «восточное» – музыкой в стиле традиционной пекинской оперы). Тан Дун охотно сочетает европейские инструменты с восточными (не только китайскими, но и японскими и др.), вводит в свои партитуры визуальный ряд, элементы барочной и современной массовой музыки. Стремление объединить наследие разных культур в рамках единого музыкального целого, несущего некое гуманистическое «послание», часто оборачивается у Тан Дуна эклектизмом и китчем; характерны созданные по торжественным поводам, широко разрекламированные симфонии Небо Земля Человечество (в честь воссоединения Гонконга с Китаем) и 2000 сегодня (в честь начала нового тысячелетия). Тан Дун – один из четырех композиторов, которым по инициативе дирижера Хельмута Риллинга были заказаны Страсти к 250-летию со дня смерти Баха. Сочинил музыку к нескольким фильмам, в том числе к нашумевшему боевику режиссера Ан Ли Крадущийся тигр, затаившийся дракон (2000). Организует фестивали новой музыки в разных странах, выступает как дирижер с ведущими мировыми оркестрами, исполняя собственную музыку, произведения классиков XX века и др.

Осн. произв.: Восемь акварельных воспоминаний (Eight Memories in Watercolor), фп. (1978); Автопортрет (Self Portrait), стр. орк. (1983, 2/1992); О даосизме (On Taoism), гол., бас-клар., к.-фаг. и орк. (1985); Восемь цветов (Eight Colors), стр. квартет (1986–1988); Из пекинской оперы (Out of Peking Opera), концерт для скр. с орк. (1987, 2/1994); Девять песен (Nine Songs), ритуальная опера, либр. Т.Д. по Цюй Юаню (IV–III века до н.э.) (1989, Нью-Йорк); Следы (Traces), фп. (1989, 2/1992); Шелковый путь (Silk Road), сопр. и уд. (1989); Оркестровый театр О (Orchestral Theatre O), орк. (1990, 2/2002); Оркестровый театр-1: Сун (Orchestral Theatre IXun), орк. и кит. глиняные свирели ad lib. (1990); Элегия: снег в июне (Elegy: Snow in June), влч. и квартет уд. (1991); Золотой воробей (Golden Sparrow), 6 япон. инстр. (1991); Смерть и огонь: диалог с Паулем Клее (Death and Fire: Dialogue with Paul Klee), орк. (1992); Оркестровый театр-2: Ре (Orchestral Theatre IIRe), бас, орк. с 2 дирижерами, публика (1992); CAGE памяти Кейджа, фп. (1993); Связь огня и воды (The Intercourse of Fire and Water), 1-й концерт цикла И (Yi), влч. и орк. (1993); Жалобная песнь: осенний ветер (Lament: Autumn Wind), гол. и 6 инстр. (1993); Призрачная опера (Ghost Opera), стр. квартет и пипа (кит. лютня) (1994); Концерт для фп. pizzicato и 10 инстр. (1995); Марко Поло (Marco Polo), опера, либр. П. Гриффитса (1995, пост. 1996, Мюнхен); Концерт для гит. с орк., 2-й концерт цикла И (Yi) (1996); Оркестровый театр-3: Красное предсказание (Orchestral Theatre IIIRed Forecast), сопр., орк., магн., видеопроекция (1996); Симфония-1997: Небо Земля Человечество (Symphony 1997: Heaven Earth Mankind), влч., дет. хор, орк., бронзовые колокола и магн. (1997); Концерт для шести (Concerto for Six), бас-клар., эл.-гит., влч., кб., подгот. фп., уд. (1997); Горькая любовь (Bitter Love), сопр., 6 исполн., слайды и видеопроекция (1998); Водяной концерт (Water Concerto), водяные уд. и орк. (1998); Пионовая беседка (Peony Pavilion), опера, текст Тан Сяньцзу (XVI век) в нем. пер. (1998, Вена); Оркестровый театр-4: Расёмон (Orchestral Theatre IVRashomon), певцы театра кабуки, пекинской оперы и западной оперы, видеопроекция (1999); Концерт для пипы со стр. орк. (1999); 2000 сегодня: всемирная симфония к началу тысячелетия (2000 Today: a World Symphony for the Millennium), сопр., смеш. и дет. хоры, неевропейские инстр. и орк. (1999); Водяные Страсти по Матфею (Water Passion after St Matthew), сопр., бар., хор, 6 инстр. и электр. (2000); концерт Крадущийся тигр (Crouching Tiger Concerto), влч., фл., уд., арфа и стр. (2000); Карта (The Map), концерт для влч., видео и орк. (2002); Концерт для орк.: «нулевой» концерт цикла И (Yi) (2002); Чай: зеркало души (Tea: A Mirror of the Soul), опера в 3 актах, либр. Т. Д. и Сюй Ин (2002, Токио); Бумажный концерт (Paper Concerto), бумажные инстр. и орк. (2003); Потайная земля (Secret Land), орк. и 12 влч. (2004); Первый император (The First Emperor), опера, либр. Ха Чжина (2006, Нью-Йорк); Фп. концерт Огонь (The Fire, 2008); Скр. концерт Любовь (The Love, 2009); Земной концерт (Earth Concerto) для каменных и керамических уд. с оркестром (2009); Концерт для оркестра (2012); Концерт для уд. Слезы природы (The Tears of Nature, 2012); Концерт для кб. Тотем Волка (Wolf Totem, 2015); муз. к фильмам, видеоинсталляции, разл. экспериментальные проекты.