Варез,

Эдгар (Виктор Ашиль Шарль) (Varèse; 22.12.1883, Париж – 6.11.1965, Нью-Йорк). Французский и американский композитор. В 1904–1905 учился в ведущем парижском учебном заведении Schola cantorum, в том числе у (контрапункт и фуга) и Венсана д’Энди (композиция). Под руководством основателя Schola cantorum Шарля Борда изучал старинную музыку, интерес к которой сохранил на всю жизнь. В 1906–1907 продолжил учебу в Парижской консерватории у Шарля-Мари Видора. В 1908 году переехал в Берлин, где некоторое время пользовался покровительством Рихарда Штрауса и сблизился с , чьи идеи о необходимости радикального обновления музыки оказали на Вареза сильное влияние. В Берлине Варез работал хормейстером и преподавал; его музыка не имела успеха у публики и критики (единственное исполнение его симфонической поэмы Бургундия (Bourgogne, 1908), организованное в 1910 по протекции Штрауса, завершилось провалом), и в 1913 году он вернулся в Париж. Начало дирижерской карьеры Вареза было прервано Первой мировой войной. В декабре 1915 года Варез эмигрировал в Нью-Йорк. Все его ранее написанные произведения к этому времени были уничтожены или пропали. Сохранились только один романс и Бургундия, рукопись которой Варез взял с собой в США и уничтожил в начале 1960-х.

В 1916–1917 Варез приобрел в США определенную известность как хоровой и симфонический дирижер. Тогда же он неоднократно выступал в печати, отстаивая необходимость сотрудничества музыкантов и инженеров для создания новых инструментов, способных передать дух современной цивилизации; вместе с тем Варез критиковал итальянских приверженцев футуризма за недостаток музыкального воображения. В 1918 году он начал писать свой первый зрелый опус – Америки для большого оркестра с расширенной группой ударных и пожарной сиреной. Сам Варез трактовал заглавие этой крупной симфонической пьесы как «символ новых миров – на Земле, в Космосе и в человеческих душах». Хотя на некоторых страницах Америк ощутимо влияние и ранних балетов , эта партитура уже в полной мере выражает новаторские устремления Вареза. Она изобилует резко диссонантными аккордовыми комплексами и ритмически сложными контрапунктами партий ударных и духовых, в ней действует принцип постоянного обновления музыкального материала. Во всем произведении есть лишь несколько коротких тем, которые время от времени возникают из многослойной звуковой «магмы», чтобы затем вновь раствориться в ней. Америки были восприняты современниками как опыт воссоздания хаотических и неумолимых ритмов современного мегаполиса, а о Варезе писали как о приверженце «небоскребного мистицизма».

В 1921 году Варез и его друг, выдающийся арфист и композитор Карлос Сальседо учредили Международную гильдию композиторов (International Composers’ Guild), целью которой была пропаганда новейшей музыки в США. Гильдия просуществовала до 1927-го. За это время из-под пера Вареза вышли 4 произведения для небольших ансамблей: Приношения, Гиперпризма, Октандр и Интегралы. Приношения и Октандр, по сравнению с Америками, более благозвучны и традиционны, содержат относительно протяженные, прихотливо разворачивающиеся мелодические линии; в трехчастном Октандре (заглавие в переводе с греческого означает Восемь мужей то есть синонимично «октету») даже распознаются признаки неоклассицистской сюиты. Зато в Гиперпризме и Интегралах проявилось пристрастие Вареза к фрагментарной форме, смонтированной из коротких отрезков музыкального материала, к лапидарному тематизму (используются преимущественно отрывистые темы, состоящие из очень небольшого числа звуков), а также к экстремально громким звучаниям ударных, духовых и (в Гиперпризме) сирены. Гармонический язык Вареза не отличается особой изощренностью; излюбленной вертикальной структурой служит сочетание чистой квинты и тритона.

Второй и последний в зрелом творчестве Вареза опыт крупной оркестровой формы, Аркана (Таинства), отличается от Америк более внятной и целеустремленной логикой развития, более рельефным тематизмом, однако в целом композиторский почерк Вареза остается неизменным в своей грубоватой (пользуясь излюбленным определением самого Вареза – «неуклюжей») импульсивности (не исключающей экскурсов в сферу сосредоточенных медитаций), приверженности тембрам ударных инструментов и полиритмии. Музыка Вареза с ее резкими диссонансами, кричащими контрастами, преобладанием fortissimo производила шокирующее впечатление на первых слушателей; исполнения его опусов нередко сопровождались скандалами.

В 1928 году Варез вернулся в Париж, где прожил до 1933-го. Этим периодом датируется Ионизация для ансамбля ударных и двух сирен – первое в западной музыке самостоятельное произведение, почти не содержащее звуков определенной высоты (инструменты с определенной высотой – фп., колокола и колокольчики – вступают лишь в коде пьесы). Варез живо интересовался новыми электронными инструментами и включил электронный инструмент «волны Мартено» в партитуру пьесы Экваториальное на ритуальные тексты индейцев майя. Здесь, как и в некоторых других опусах Вареза, эстетический радикализм и увлеченность достижениями современной техники и науки сочетаются с тягой к архаике, к первобытным истокам человеческого мышления и творчества. Эти особенности искусства Вареза были восприняты его единственным парижским учеником – Андре Жоливе.

После пьесы для флейты соло Плотность 21,5 (1936) в композиторской деятельности Вареза наступил перерыв, продлившийся полтора десятилетия. В это время он путешествовал по США и Мексике, выступал с лекциями, работал над проектом Пространства (Espace) – композиции, которая, по его замыслу, должна была одновременно транслироваться радиостанциями всего мира (единственным воплощением этого проекта стал короткий Этюд для «Пространства»). В 1941–1947 возглавлял Большой нью-йоркский хор (The Greater New York Chorus), с которым исполнял главным образом старинную музыку. Между тем к концу 1940-х интерес к музыке Вареза оживился как в США (в 1950 вышла первая пластинка с его произведениями), так и в Европе, где экспериментальный пафос его творчества оказался созвучен устремлениям молодого послевоенного авангарда. В 1950 году, после 17-летнего перерыва, Варез посетил Европу, чтобы выступить с лекциями на летних курсах в Дармштадте и совершить лекционное турне по ФРГ.

Новый взлет творческой активности Вареза был связан с появлением электронных средств, которые он воспринял как реализацию своих давних идей об обновлении музыкального инструментария. В начале 1950-х Варез приступил к созданию Пустынь для духовых, ударных и «организованного шума» — специально обработанных записей заводских и уличных шумов. Шумовые эффекты Пустынь рассчитаны на устрашающий эффект, однако партитура может исполняться и в чисто инструментальном варианте, экономная, разреженная фактура которого скорее необычна для Вареза и местами напоминает о пуантилизме. В 1958 появилось его первое и единственное чисто электронное произведение – Электронная поэма для звукового оформления павильона корпорации Филипс на Всемирной выставке в Брюсселе (одним из архитекторов павильона был ). С начала 1960-х Варез планировал создать крупное произведение о ночи и смерти; он умер, оставив незавершенной вокально-оркестровую партитуру Ночное на текст из романа Анаис Нин Дом кровосмешения (исполняется в редакции ученика Вареза Чу Вэньчуна (Chou Wen-chung, 1923–2019)).

Сохранившиеся произв.: Un grand sommeil noir, гол. с фп., сл. П. Верлена (1906); Америки (Amériques), орк. (1918–1921, 2/1926); Приношения (Offrandes), сопр. и инстр. анс., сл. В. Уидобро и Х.Х. Таблады (1921); Гиперпризма (Hyperprism), дух. и уд. (1923); Октандр (Octandre), 7 дух. и кб. (1923); Интегралы (Intégrales), дух. и уд. (1925); Аркана (Arcana), орк. (1927); Ионизация (Ionisation), уд. (1931); Экваториальное (Ecuatorial), бас или хор басов и инстр. анс., сл. из свящ. кн. майя Пополь Вух в исп. пер. (1934); Плотность 21,5 (Density 21.5), фл. соло (1936); Этюд для «Пространства» (Étude pour Espace), хор, 2 фп., уд. (1947); Пустыни (Déserts), дух., уд., фп., магн. (1954); Электронная поэма (Poème électronique), магн. (1958); Ночное (Nocturnal), сопр., хор басов, мал. орк., сл. А. Нин (на англ. яз.) (неоконч., 1-я ред. 1961 утеряна?).

Лит. работы: тексты в сб.: Contemporary Composers on Contemporary Music («Современные композиторы о современной музыке»). New York, 1967; Ecrits («Тексты»). Paris, 1983.