Такэмицу,

Тору (Takemitsu; 8.10.1930, Токио – 20.2.1996, там же). Японский композитор. Обучался музыке в основном самостоятельно (эпизодически занимался с композиторами Ясудзи Киёсе и Фумио Хаясакой). В 1951 году вместе с группой коллег организовал в Токио экспериментальную мастерскую для художников и композиторов. Творческое становление Такэмицу проходило под влиянием западной (главным образом французской) музыки. Объединив исконные принципы японской эстетики – уравновешенность, чистоту, утонченный вкус, насыщенность символическими значениями, изящество отделки – с элементами, воспринятыми от европейской традиции, он разработал своеобразную установку по отношению к фундаментальным категориям музыки (5.5.8). Уже в его ранних опусах (среди которых выделяется высоко оцененный Реквием для струнных памяти Хаясаки) утвердились такие черты его индивидуальности, как утонченное чувство гармонического и тембрового колорита, приверженность медленным и умеренным темпам, пластичной нерегулярной ритмике и модально окрашенным мелодиям.

В 1960-х творчество Такэмицу развивалось двумя параллельными путями. «Западническую» линию составил ряд опусов, в которых выразился интерес Такэмицу к серийной технике и ее производным, а также к контролируемой алеаторике. В этом ряду выделяется Дуга для фп. и оркестра (2 цикла по 3 части в каждом). Характерно, что фп. в Дуге трактуется не как концертирующий инструмент в обычном смысле, а как некий воображаемый «созерцатель», прогуливающийся по саду, символом которого служит оркестр. Вторая, «национальная» линия в искусстве Такэмицу представлена партитурами, предусматривающими ту или иную меру участия японских инструментов. Со временем она фактически иссякла. Значительная часть его опусов, созданных с начала 1970-х, принадлежит к своеобразному жанровому типу, который условно можно назвать оркестровым пейзажем (5.5.8); особую линию составляют инструментальные концерты, названные в честь созвездий. Многие работы Такэмицу вдохновлены европейской и американской литературой, в том числе творчеством Поля Верлена (миниатюрная Зелень для большого оркестра), Джеймса Джойса (концертные пьесы Far Calls. Coming, Far! и riverrun, струнный квартет A Way a Lone), Германа Мелвилла (трехчастная сюита К морю, написанная в ответ на призыв экологической организации Greenpeace спасти китов от истребления), Эмили Дикинсон (трио И тогда я узнала, что это был ветер).

Такэмицу – первый, не считая , композитор из Восточной Азии, достигший всемирной известности. Он был удостоен множества иностранных наград, неоднократно выступал с лекциями в США и других странах. Незадолго до смерти начал работать над оперой Рассвет (исп. La Madrugada) по заказу Лионской оперы. Многочисленные книги и эссе Такэмицу свидетельствуют о космополитической широте его культурного горизонта. Он писал детективные романы и был известным кулинаром.

Орк. муз.: Радость жизни (Joie de vivre, 1950); Реквием для струнных (Requiem for Strings, 1957); Звуковое одиночество (Solitude Sonore, 1958); Черная картина (Tableau Noir), чтец и кам. орк., сл. К. Акиямы (1958); Сцена (Scene), влч. и стр. орк. (1959); Музыка деревьев (Music of Trees, 1961); Дуга для струнных (Arc for Strings, 1962); Дуга-1 (Arc I), фп. и орк., в 3 частях: Скопление (Pile), Одиночество (Solitude) и Твоя любовь и перекресток (Your Love and the Crossing) (1963–1966, окончат. ред. 1976); Дуга-2 (Arc II), фп. и орк., в 3 частях: Текстуры (Textures), Отражение (Reflection) и Кода: начнем с конца (Coda: Shall Begin from the End) (1964–1966, окончат. ред. 1976); Зелень (Green, 1967); Ноябрьские шаги, бива, сякухати и орк. (1967); Созвездие (Asterism), фп. и орк. (1968); Эвкалипты-1 (Eucalypts I), фл., гоб., арфа, стр. орк. (1970); Перекресток (Crossing), фп., чел., вибр., гит., арфа, жен. хор, 2 орк. (1971); Кассиопея (Cassiopeia), уд. и орк. (1971); Зима (Winter, 1971); Осень (Autumn), бива, сякухати и орк. (1973); В осеннем саду (In an Autumn Garden), орк. гагаку (краткий вариант, 1973); Гитималья (Gitimalya), мар. и орк. (1974); Катрен (Quatrain), клар., скр., влч., фп., орк. (1975); Маргиналии (Marginalia, 1976); Стая опускается на пятиугольный сад (A Flock Descends into the Pentagonal Garden, 1977); В осеннем саду (In an Autumn Garden), орк. гагаку (полный вариант, 1979); Far Calls. Coming, Far!, скр. и орк. (1980); К морю-2 (Toward the Sea II), альт. фл., арфа, стр. (1981); Время сновидений (Dreamtime, 1981); A Way a Lone II, стр. орк. (1981); Остров-звезда (Star-Isle, 1982); Идущий дождь (Rain Coming), кам. орк. (1982); К границе сновидения (To the Edge of Dream), гит. и орк. (1983); Орион и Плеяды (Orion and Pleiades), влч. и орк. (1984); Стих, радуга, Пальма (Vers, larc-en-ciel, Palma), гит., гобой д’амур, орк. (1984); riverrun, фп. и орк. (1984); Сновидение/Окно (Dream/Window, 1985); Близнецы (Gémeaux), гоб., трбн., 2 орк. (1971–1986); Я слышу, как дремлет вода (I Hear the Water Dreaming), фл. и орк. (1987); Ностальгия – памяти Андрея Тарковского (Nostalghia In Memory of Andrei Tarkovskij), скр. и стр. орк. (1987); Линия дерева (Tree Line), кам. орк. (1988); Плетение в сумерках – памяти Мортона Фелдмана (Twill by Twillight In Memory of Morton Feldman, 1988); Струна вокруг осени (A String around Autumn), альт и орк. (1989); Из меня струится то, что вы называете Временем (From Me Flows What You Call Time), уд. (5 исполн.) и орк. (1990); Видения (Visions, 1990); Фантазмы/Песнь (Fantasma/Cantos), клар. и орк. (1991); Цитата из сновидения – Скажи море, возьми меня! (Quotation of Dream Say sea, take me!), 2 фп. и орк. (1991); Как ветер тих (How Slow the Wind), кам. орк. (1991); Церемониал – Осенняя ода (Ceremonial An Autumn Ode), сё (япон. губной орг.), орк. (1992); Генеалогическое древо (Family Tree), чтец и орк., сл. С. Таникавы (1992); Архипелаг С. (Archipelago S.), 21 исполн. (1993); Фантазмы/Песнь-2 (Fantasma/Cantos II), трбн. и орк. (1994); Сад духа (Spirit Garden, 1994); Три отрывка из музыки к фильмам (Three Film Scores), стр. орк. (1994); Спектральная песнь (Spectral Canticle), скр., гит. и орк. (1995).

Вок. муз.: Коралловый остров (Coral Island), сопр. и орк., сл. М. Оока (1962); Воздушный конь (Wind Horse), хор, сл. К. Акиямы (1961–1966); Трава (Grass), муж. хор, сл. С. Таникавы в англ. пер. (1982); Поговорки ручной работы (Handmade Proverbs), 8 муж. гол., сл. С. Такигути в англ. пер. (1987); Мой образ жизни – памяти Майкла Вайнера (My Way of Life In Memory of Michael Vyner), бар., хор и орк., сл. Р. Тамуры в англ. пер. (1990); эстрадные песни.

Кам.-инстр. муз. (от 3 исполн.): Камерный концерт (Chamber Concerto), 12 дух. (1955); Каллиграфический звук, 1 и 2 (Le son calligraphié I, II), стр. октет (1958); Ландшафт (Landscape), стр. квартет (1960); Каллиграфический звук, 3 (Le son calligraphié III), стр. октет (1960); Кольцо (Ring), фл., гит., лютня (1961); Жертва (Sacrifice), альт. фл., лютня, вибр. (1962); Valeria, скр., влч., гит., эл.-орг., 3 фл. (1965); Дорийский горизонт (Dorian Horizon), 17 стр. (1966); Строфа-1 (Stanza I), жен. голос, фп. (тж. чел.), гит., арфа, вибр. (1969); Времена года (Seasons), уд. (4 исполн.) (1970); Эвкалипты-2 (Eucalypts II), фл., гоб., арфа (1971); Путешествие (Voyage), 3 бивы (1973); Дождливый сад (Garden Rain), анс. медн. дух. (1974); Bryce, фл., 2 арфы, уд. (2 исполн.) (1976); Волны (Waves), клар., влт., 2 трбн., большой барабан (1976); Катрен-2 (Quatrain II), клар., скр., влч., фп. (1977); Водные пути (Waterways), клар., скр., влч., фп., 2 арфы, 2 вибр. (1978); A Way a Lone, стр. квартет (1981); Дерево дождя (Rain Tree), уд. (3 исполн.) (1981); Rain Spell, фл., клар., арфа, фп., вибр. (1982); Между тем (Entre-temps), гоб. и стр. квартет (1986); Дневной сигнал (Сигналы с неба-1) (Day Signal Signals from Heaven I), анс. медн. дух. (1987); Ночной сигнал (Сигналы с неба-2) (Night Signal Signals from Heaven II), анс. медн. дух. (1987); И тогда я узнала, что это был ветер (And then I Knew Twas Wind), фл., альт, арфа (1992); Между приливом и отливом (Between Tides), скр., влч., фп. (1993); Осенняя песня, обр. фп. пьесы Чайковского для клар. и стр. квартета (1993).

Для 12 исполн.: Lento in due movimenti, фп. (1950); Distance de fée, скр. и фп. (1951); В цирке (At the Circus), фп. (1952); Ненарушенный покой (Uninterrupted Rest), фп. (1952); Ненарушенный покой № 2 и 3, фп. (1959); Маски 1 и 2 (Masque I, II), 2 фл. (1959); Маска № 3 (Masque III), 2 фл. (1960); Piano Distance, фп. (1961); Корона для пианиста или пианистов (Corona for pianist[s], 1962); Корона-2 (Corona II), один или неск. стр. инстр. (1962); Перекресток (Crossing), фп. (1962); Затмение (Eclipse), сякухати и бива (1966); Элегия (Elegy), скр. и фп. (1966); Cross Talk, 2 бандонеона и магн. (1968); Голос (Voice), фл. (1971); Строфа-2 (Stanza II), арфа и магн. (1971); Munari by Munari, уд. (1 исполн.) (1967–1972); Расстояние (Distance), гоб. и сё (япон. губной орг.) ad lib. (1972); For Away, фп. (1973); Листы (Folios), гит. (1974); Сын звезд (Le fils des étoiles), обр. фп. прелюдии Сати для фл. и арфы (1975); транскрипции 12 песен др. комп. для гит. (1977); С закрытыми глазами (Les yeux clos), фп. (1979); К морю (Toward the Sea), альт. фл. и гит. (1981); Набросок для «Дерева дождя» (Rain Tree Sketch), фп. (1982); Вдали от хризантем и ноябрьского тумана (From Far Beyond Chrysanthemums and November Fog), скр. и фп. (1983); Рассвет колеблющегося отражения (Rocking Mirror Daybreak), 2 скр. (1983); Орион (Orion), влч. и фп. (1983); Rain Dreaming, клав. (1986); Все в сумерках (All in Twilight), гит. (1987); К морю-3 (Toward the Sea III), альт. фл. и арфа (1988); С закрытыми глазами-2 (Les yeux clos II), фп. (1988); Странствующий – памяти Исаму Ногути (Itinerant In Memory of Isamu Noguchi), фл. (1989); Литания – памяти Майкла Вайнера (Litany In memory of Michael Vyner), фп. (1990); Набросок для «Дерева дождя»-2 – памяти Оливье Мессиана (Rain Tree Sketch II In memoriam Olivier Messiaen), фп. (1992); Пути – памяти Витольда Лютославского (Paths In memoriam Witold Lutosławski), труба (1994); Птица опустилась на аллею (A Bird Came Down the Walk), альт и фп. (1994); В лесу (In the Woods), 3 пьесы, гит. (1995); Air, фл. (1995).

Электр. муз., в том числе Статичный рельеф (Static Relief, 1955); Дерево. Небо. Птица (Tree. Sky. Bird, 1956); Небо, конь и смерть (Sky, Horse and Death, 1958); Водная музыка (Water Music, 1960); Сад в Миннеаполисе (A Minneapolis Garden, 1986); Море спокойно (The Sea is Still, 1986).

Муз. к фильмам (всего ок. 90, в том числе Харакири М. Кобаяси, 1962; Убийца М. Синоды, 1964; Женщина в песках Х. Тэсигахары, 1964; Двойное самоубийство Синоды, 1969; Додескаден А. Куросавы, 1970; Тишина М. Синоды, 1971; Империя страсти Н. Осимы, 1978; Ран А. Куросавы, 1985).

Кн. и эссе, в том числе сб.: Confronting Silence («Перед лицом тишины»). Berkeley, 1995.