Денисов,

Эдисон Васильевич (6.4.1929, Томск – 24.11.1996, Париж). Русский композитор, музыковед, музыкально-общественный деятель. В 1946–1951 – студент физико-математического факультета Томского университета; одновременно обучался игре на фп. в музыкальном училище и занимался композицией. В 1950 году с произведениями Денисова познакомился , распознавший в нем незаурядный талант. В 1951–1956 Денисов учился у в Московской консерватории. На рубеже 1950–1960-х заявил о себе как один из лидеров движения, которое принято обозначать термином «советский авангард». Молодые авангардисты (среди которых помимо Денисова были , , , , ) стремились творчески ассимилировать достижения современной музыки Запада. В 1960–1970-х авангардное течение подвергалось критике со стороны руководства Союза композиторов СССР; особенно резко критиковался Денисов, чье общественное поведение отличалось гражданским мужеством. Благодаря публикациям Денисова в зарубежной печати Запад впервые узнал о том, что в СССР существует группа композиторов, сохраняющих независимость от официоза. На рубеже 1970–1980-х Денисов выступил активным пропагандистом творчества русских композиторов-«модернистов» 1920-х, принужденных к творческому молчанию в сталинское время (среди них – , , ). В 1990 году основал в Москве Ассоциацию современной музыки (задумана как аналог АСМ, существовавшей в 1920-х). Написал ряд теоретических работ, преимущественно по музыке ХХ века.

Своим первым зрелым произведением Денисов считал камерную кантату Солнце инков на слова чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль в русском переводе. Здесь в полной мере проявились такие черты стиля Денисова, как склонность к тонко дифференцированному инструментальному письму в традициях французских импрессионистов и Булеза (которому посвящена партитура), стремление к максимальному раскрытию выразительных и технических возможностей инструментов и человеческого голоса, пристрастие к экспрессивным хроматическим линиям, которые часто складываются в своего рода гетерофонные пучки, и к изломанным «арабесочным» пассажам мелкими нотами. В кантате оригинально использованы элементы новых для того времени, все еще рискованных в советских условиях техник композиции – серийной техники, алеаторики и сонористики.

Все произведения Денисова, созданные между 1964 и 1970 годом, предназначены для небольших инструментальных и вокально-инструментальных составов. Особое место среди них занимают Плачи для сопрано, фп. и ударных на русские народные тексты – единственный случай обращения композитора к материалу архаического русского ритуального фольклора и редчайший во всей новой музыке случай сочетания фольклорного элемента с додекафонно-серийной техникой. В 1970-х Денисов много писал для оркестра. Большой оркестр обычно трактуется им как расширенный камерный; изысканная детализация присуща его письму в большей степени, чем работа крупным штрихом. Центральные произведения этого периода – оркестровая пьеса Живопись, вдохновленная картинами московского художника Бориса Биргера, 4-частный вокальный цикл Осенняя песня на стихи Шарля Бодлера, концерты для виолончели, фп., флейты, скрипки, флейты и гобоя с оркестром. Большинство своих концертов Денисов сочинил специально для выдающихся виртуозов (в том числе флейтовый – для Ореля Николе, скрипичный – для Гидона Кремера, двойной – для Николе и Хайнца Холлигера).

В творчестве Денисова 1980–1990-х существенное место заняли крупные формы ораториальной и театральной музыки. Одна из центральных, мировоззренчески значимых работ этого периода – Реквием для солистов, хора и оркестра на латинские и французские литургические тексты и стихи поэта Франсиско Танцера, писавшего на немецком, французском и английском языках. Среди других важнейших партитур Денисова – французская опера Пена дней, балет Исповедь, оратория История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Параллельно Денисов продолжал работать в своем излюбленном жанре инструментального концерта. Помимо нескольких «полноценных» концертов им были созданы концертные пьесы меньшего масштаба, в том числе Смерть – это долгий сон для виолончели и оркестра и Три картины Пауля Клее для альта и пяти инструментов.

В 1970–1990-х музыкальный язык Денисова эволюционировал мало. Один из самых устойчивых признаков его стиля – извилистое мелодическое движение в узких интервалах, с почти непременной компенсацией хода на целый тон или полутон противоположно направленным ходом на полутон или целый тон. Подобные обороты ведут свое происхождение от авторской монограммы в ее двух вариантах: E-D-Es (EDiSon) и D-E-Es (DEniSov). «Автобиографический» подтекст имеет и пристрастие Денисова к тону [d], который часто функционирует в качестве своего рода тонального центра (в том числе в составе трезвучия D-dur). Тонально окрашенные гармонии, особенно в контексте хоральной фактуры, выступают у Денисова знаками высоких духовных сфер; аналогичный смысл имеют и прямые цитаты из классиков (например, из Шуберта в Скрипичном и Альтовом концертах). Контраст по отношению к плавным мелодическим линиям (или «пучкам» одновременно разворачивающихся линий) и моментам относительного благозвучия составляют резко диссонантные эпизоды в разорванной, пуантилистической фактуре; характерны также колоритные тембровые «пятна» и декоративные пассажи мелкими нотами. Преобладают светлые инструментальные краски: флейты, высокие кларнеты и трубы, колокольчики и колокола, арфа, челеста, вибрафон, скрипки. Встречаются экскурсы в область джаза и бытовых музыкальных жанров (в опере Пена дней и др.), однако в целом полистилистика Денисову не близка. Значительная часть партитур Денисова выполнена в форме «большого адажио», где первый большой раздел, основанный на неторопливом развертывании исходного тематического зерна, сменяется фазой относительно активного движения, после которой наступает медленно затухающая кода (Живопись, многие концерты, в крупном плане – четырехчастная Первая симфония и др.). Ключевой категорией своей эстетики сам Денисов считал пластику, то есть плавность переходов, свободу от подчеркнутой регулярности и схематизма, от всякого рода «швов» и «углов».

Крупный мастер и знаток оркестра, Денисов инструментовал ряд произведений других композиторов, в том числе Шуберта, Мусоргского, Мосолова, завершил и оркестровал оперу Дебюсси Родриго и Химена и ораторию Шуберта Лазарь. С 1959 года вел в Московской консерватории класс анализа, затем инструментовки, позднее также композиции. Со второй половины 1980-х вел также мастер-классы за рубежом. Школу Денисова прошел ряд видных композиторов, в том числе Александр Вустин (1943–2020), Дмитрий Смирнов (1948–2020), Елена Фирсова (р. 1950), Сергей Павленко (1952–2012), Владимир Тарнопольский (р. 1955), Юрий Каспаров (р. 1955), Дмитрий Капырин (р. 1960), Антон Сафронов (р. 1972). Летом 1994 Денисов попал в автокатастрофу, от последствий которой умер 2 года спустя; продолжал сочинять до последних недель жизни.

Муз. театр: Иван-солдат, одноакт. опера, либр. Д. по русским сказкам (1956); Пена дней (L’écume des jours), опера в 3 актах, либр. Д. по Б. Виану (1981, пост. 1986, Париж); Исповедь, балет в 3 актах, либр. А. Демидовой по А. де Мюссе (1984, Таллин); Четыре девушки (Les quatre filles), одноакт. кам. опера на текст одноим. пьесы П. Пикассо (1986, пост. 1990, Москва).

Хор. муз.: Осень, 13 гол. a cappella, сл. Хлебникова (1968); Реквием, сопр., тен., хор и орк., лат. и франц. литургич. тексты и стихи Ф. Танцера (1980); Колен и Хлоя, сюита из оперы Пена дней, 3 гол., хор и орк. (1981); Приход весны, хор a cappella сл. Фета (1984); Свете тихий, хор a cappella (1988); Легенды подземных вод (Légendes des eaux souterraines), 12 гол. a cappella, сл. И. Бержере (1989); Kyrie, хор и орк. (1991); История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа, тен., бас, хор и орк., тексты из Нового Завета и правосл. литургии (1992); Утренний сон (Morgentraum), сопр., хор и орк., сл. Р. Ауслендер (1994).

Для гол. с орк.: Осенняя песня (Chant dautomne), в 4 частях, сл. Ш. Бодлера (1971); Твой облик милый, вок. цикл, сл. А.С. Пушкина (1982, обр. произв. для гол. с фп. 1980 года); В высоте небес… (Au plus haut des cieux…), сл. Ж. Батая (1986).

Для гол. с фп.: ранние песни и вок. циклы; 2 песни на сл. Бунина (1970); На повороте, вок. цикл, сл. Мандельштама (1979); Пять стихотворений Баратынского (1979); Твой облик милый, вок. цикл, сл. Пушкина (1980, перелож. для орк. 1982); Флоре, вок. цикл, сл. А. Йожефа в рус. пер. (1980); На снежном костре, вок. цикл, сл. Блока (1982); Свет и тени, вок. цикл, сл. Вл. Соловьева (1982).

Для гол. и инстр.: Песни Катулла (Canti di Catullo), бас и 3 трбн. (1962); Итальянские песни, сопр., фл., влт., скр., клав., сл. Блока (1964); Солнце инков, сопр., фл., гоб., клар., влт., труба, 2 фп., 2 уд., скр., влч., сл. Г. Мистраль (1964); Пять историй о г-не Койнере (Fünf Geschichten vom Herrn Keuner), тен., мал. клар., альт-сакс., труба, трбн., фп., уд., кб., сл. Брехта (1966); Плачи, сопр., фп. и уд., сл. нар. (1966); Жизнь в красном цвете (La vie en rouge), гол., фл., клар., скр., влч., фп., уд., сл. Б. Виана (1973); Листья (Blätter), сопр. и стр. трио, сл. Ф. Танцера (1978); Боль и тишина, м.-сопр., клар., альт и фп., сл. О. Мандельштама (1979); Голубая тетрадь, сопр., чтец, скр., влч., 2 фп., 3 набора колоколов, сл. А. Введенского и Д. Хармса (1984); Всего доброго (Wishing Well), м.-сопр., клар., альт, фп., сл. Танцера (1985); Четыре стихотворения Ж. де Нерваля, гол., фл. и фп. (1989); Рождественская звезда, гол., фл. и стр., сл. Пастернака (1989); Три отрывка из Нового Завета, 4 муж. гол., фл., колокола (1989).

Концерты с орк.: для влч. (1972); фп. (1974); фл. (1975); скр. (1977); фл. и гоб. (1978); фаг. и влч. (1982); гоб. (1986); альта (1986, тж. в версии для альт-сакс.); клар. (1989); гит. (1991); фл. и арфы (1995), фл. и клар. (1996).

Др. концерты и конц. пьесы: Концерт для фл., гоб., фп. и уд. (1963); Crescendo e diminuendo, клав. и 12 стр. (1965); Романтическая музыка, гоб., арфа и стр. трио (1967); Concerto piccolo, 4 сакс. (1 исполн.) и уд. (6 исполн.) (1977); Партита для скр. и орк. (1981, по Партите d-moll Баха для скр. соло); Смерть – это долгий сон (Tod ist ein langer Schlaf), вариации на тему Гайдна для влч. и орк. (1982); Камерная музыка для альта, клав. и стр. (1982); Концерт для 2 альтов, клав. и стр. (1984); Счастливый конец (Happy End), 2 скр., влч., кб., стр. орк. (1985); Три картины Пауля Клее, альт соло, гоб., влт., фп., вибр., кб. (1985); Es ist genug, вариации на тему хорала Баха для альта соло, фл., гоб., чел. и стр. квинтета (1986, обр. произв. для альта и фп. 1984 года); Посвящение, фл., клар. и стр. квартет (1991); Концерт для фл., вибр., клав. и стр. (1993).

Др. произв. для орк.: Симфония для 2 стр. орк. и уд. (1962); Живопись (1970); Акварели для 24 стр. (1975); 1-я камерная симфония (1982); Эпитафия, кам. орк. (1983); 1-я симфония (1987); Колокола в тумане (1988, на осн. фп. пьесы Знаки на белом, 1974); 2-я камерная симфония (1994); Памяти В. Лютославского (In memoriam Witold Lutosławski), кам. орк. (1994); 2-я симфония (1996).

Сонаты: для 2 скр. (1958); фл. и фп. (1960); скр. и фп. (1963); альт-сакс. и фп. (1970); влч. и фп. (1971); клар. (1972); фл. и гит. (1977); скр. (1978); гит. (1981); скр. и орг. (1982); фаг. (1982); фл. (1982); фл. и арфы (1983); клар. и фп. (1993); сакс. и влч. (1994).

Др. произв. для инстр. анс.: 3 пьесы для влч. и фп. (1967); 3 пьесы для фп. в 4 руки (1967); Ода (памяти Че Гевары), клар., фп. и уд. (1968); Квинтет для дух. (1969); Стр. трио (1969); DSCH, клар., трбн., влч. и фп. (1969); Силуэты, фл., 2 фп. и уд. (1969); Фп. трио (1971); Канон памяти Стравинского, фл., клар. и арфа (1972); Прелюдия для 4 арф (1972); 3 пьесы для клав. и уд. (1972); Хорал-вариации, трбн. и фп. (1974); 2 пьесы для альт-сакс. и фп. (1974); 4 пьесы для фл. и фп. (1977); 2 пьесы для 3 инстр. (1978); Трио для гоб., влч. и клав. (1981); Es ist genug, вариации на тему хорала Баха, альт и фп. (1984); Секстет для фл., гоб., клар. и стр. трио (1984); Диана в осеннем ветре, альт, фп., вибр., кб. (1984); На Бога уповает сердце мое (In Deo speravit cor meum), скр., гит. и орг. (1984); В честь Пьера [Булеза] (Hommage à Pierre), 11 инстр. (1985); Дуэт для фл. и альта (1985); Пейзаж при свете луны (Paysage au clair de lune), клар. и фп. (1986); Вариации на тему Шуберта, влч. и фп. (1986); Квинтет для фп. и стр. (1987); Квинтет для клар. и стр. (1987); Точки и линии, 2 фп. в 8 рук (1988); Квартет для фл. и стр. (1989); 4 пьесы для стр. квартета (1989); Вариации на тему Моцарта, 8 фл. (1990); Квинтет для 4 сакс. и фп. (1991); Октет для 2 гоб., 2 клар., 2 фаг. и 2 влт. (1991); На пелене застывшего пруда 9 инстр. и магн. (1991); Трио для фл., фаг. и фп. (1995); 6 пьес для медных и уд. (1995); Женщина и птицы, фп. и кам. анс. (1996); Перед заходом, альт. фл. и вибр. (1996).

Др. произв. для 1 исполн.: Соло для фл. (1971); Соло для гоб. (1971); Соло для трубы (1972); Знаки на белом, фп. (1974, орк. версия – Колокола в тумане, 1988); Мертвые листья, клав. (1980); 5 этюдов для фаг. (1983); Черные облака, вибр. (1984); 2 пьесы для фл. (1984); Вариации на тему Генделя, фп. (1986); Зимний пейзаж, арфа (1987); Отражения, фп. (1989); 3 пьесы для уд. (1989); Для Даниэля [Баренбойма] (Pour Daniel), фп. (1989); 3 прелюдии, фп. (1994).

Для др. составов: Пение птиц, подгот. фп. и магн. (1969); Пароход плывет мимо пристани, 12 школьников и анс. уд. (1987).

Оркестровки: вок. циклы Мусоргского Детская (1976), Без солнца (1981), Песни и пляски смерти (1983) для гол. с орк.; вок. циклы Мосолова 3 детские сцены и 4 газетных объявления для гол. с кам. орк. (1981); вальсы Шуберта для кам. и симф. орк. (1981–1986); 5 каприсов Паганини для скр. и стр. орк. (1985); опера Дебюсси Родриго и Химена (завершена Д., пост. 1993, Лион); оратория Шуберта Лазарь (2-я половина полностью написана Д., 1994) и др.

Муз. к фильмам и театр. постановкам, в том числе к ряду спект. московского Театра на Таганке под руководством Ю. Любимова.

Кн.: Ударные инструменты в современном оркестре. М., 1981; Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. Сборник статей. М., 1986.