Янг,

Ла Монте (Торнтон) (Young; р. 14.10.1935, Берн, Айдахо). Американский композитор и исполнитель. Получил музыкальное образование в университетах Лос-Анджелеса и Беркли. В 1950-х выступал как джазовый саксофонист и начал сочинять, пользуясь серийной техникой веберновского типа. Во второй половине 1950-х пришел к гипертрофированному варианту пуантилизма: чередованию длинных (до минуты и даже больше) тянущихся звуков и столь же длинных пауз. Этот прием одновременно явился исходной формой минимализма, а написанное с его помощью Струнное трио Янга (1958) вошло в историю музыки XX века как первый образец нового стиля. В 1959 году, будучи слушателем курсов новой музыки в Дармштадте, Янг познакомился с , который оказал решающее влияние на его дальнейшую деятельность. В Беркли Янг и сочиняли шумовое оформление в духе Кейджа к экспериментальным танцевальным представлениям. В 1960 Янг переселился в Нью-Йорк, где обратил на себя внимание хеппенингами и минималистскими пьесами (образец – Composition No. 7, 1960, состоящая из двух выдержанных звуков, fis и h), а в 1963 основал Театр вечной музыки (Theatre of Eternal Music) – ансамбль из нескольких исполнителей, в котором сам Янг играл на саксофоне-сопранино, а его жена, художница, специалист по световым шоу Мариан Зазила (Zazeela), обеспечивала вокальный бурдон. Для творчества Янга этого периода, замешенного на восточном мистицизме и галлюциногенных наркотиках, характерны циклы Четыре сна о Китае (The Four Dreams of China, 1962) и Черепаха, ее грезы и путешествия (The Tortoise, His Dreams and Journeys, 1964). С 1970 Янг, Зазила и Райли осваивали индийскую музыку под руководством Пандита Пран Натха (Prân Nath); в 1971 Янг возглавил центр индийской классической музыки Kirana Center. Для своих композиций и световых шоу Янг и Зазила создали несколько огромных инсталляций – «домов сновидений» (dream houses), рассчитанных на многолетнее функционирование; по замыслу авторов, время в таких домах течет крайне медленно (свою повседневную жизнь супруги организуют так, как если бы час длился не 60 минут, а заметно больше). Действа в «домах сновидений» разыгрывались на фоне электронно генерируемых бурдонов, иногда почти невыносимо громких. С 1990 Янг возобновил сотрудничество с блюзовыми и джазовыми коллективами, главным образом с ансамблем Forever Bad Blues Band, и тогда же сочинил опус в духе собственного раннего Трио – Chronos Kristalla для Кронос-квартета.

Будучи приверженцем т.н. чистого строя (системы темперации, при которой большинство терций и квинт остаются чистыми), Янг с середины 1960-х создает свой «ответ» Хорошо темперированному клавиру – гигантский опус под названием Хорошо настроенное фортепиано (The Well-Tuned Piano), импровизируемый по заданному плану, предусматривающему семь больших разделов по нескольку подразделов в каждом; музыка не нотирована, ее характер подсказывается названиями разделов и подразделов, их общая продолжительность составляет 5–6 часов. Настройка инструмента (рояля Бёзендорфер) для исполнения Хорошо настроенного фортепиано занимает до двух недель. Его первое публичное исполнение состоялось в 1974 году в Риме. Диски Хорошо настроенного фортепиано в авторском исполнении – одна из немногих коммерческих записей музыки Янга.