Райли,

Терри (Митчелл) (Riley; р. 24.6.1935, Колфакс, Калифорния). Американский композитор и исполнитель. Учился игре на фп. и композиции в Сан-Франциско и Беркли, где в 1959 году сблизился с и вместе с ним сочинял звуковое оформление в духе для экспериментальных балетных постановок. В 1962–1963 жил в Европе, преимущественно в Париже. Из опытов Райли с закольцованными магнитофонными пленками, осуществленных в студиях электронной музыки Французского радио, выросли его инструментальные пьесы, ставшие классикой минимализма, – Клавишные этюды (Keyboard Studies, 1963) и In C для любого инструментального состава (1964). Премьера последнего опуса (8.11.1964, Сан-Франциско) положила начало широкому признанию минимализма как многообещающей альтернативы усложненным формам современной академической музыки. До начала 1970-х Райли много выступал в клубах, выставочных залах, университетских аудиториях Нью-Йорка и других городов США, а также в Европе, с публичными импровизациями на фп. (обычно с электронным усилением), саксофоне и фисгармонии, иногда играя целыми ночами и привлекая многочисленных слушателей, надеявшихся под звуки его музыки достичь состояния медитативного транса. «Психоделическая» атмосфера концертов Райли запечатлена в ряде записей, в том числе Poppy Nogood and the Phantom Band (1967), A Rainbow in the Curved Air (1968), Persian Surgery Dervishes (1971). Творчество Райли этого периода заметно повлияло на развитие рок-музыки. В 1970 году Райли и Янг приступили к изучению североиндийской классической музыки; их наставником был выдающийся певец Пандит Пран Натх (Prân Nath), в чьих концертах Райли регулярно участвовал как певец и инструменталист-аккомпаниатор. С 1971 преподавал основы индийской музыки (до 1980 в Миллс-колледже, Окленд, Калифорния, с 1993 в Нью-Дели). Пишет для фп., гитары, голоса, различных вокальных, инструментальных и смешанных составов, в том числе с участием электроники (в последние годы чаще ограничивается акустическими инструментами), сохраняя верность «минималистской» склонности к остинатным повторам, широко пользуясь синкопированными джазовыми ритмами, работая с ладами индийской музыки и интонациями испанского и латиноамериканского фольклора, включая в свои композиции элемент групповой и сольной импровизации. Подобно Янгу, предпочитает инструменты так наз. чистого строя. Концертирует по всему миру как солист (пианист, саксофонист, певец, исполнитель на индийских инструментах), играет с европейскими и индийскими музыкантами, выступает во главе основанных им ансамблей (в 1989–1993 руководил ансамблем групповой импровизации Khayal). С начала 1980-х сотрудничает со всемирно известным Кронос-квартетом, для которого создал, в частности, Каденцию на ночной равнине (Cadenza on the Night Plain, 1984), цикл Саломея танцует ради мира (Salome Dances for Peace, пять произведений общей продолжительностью ок. 2,5 часов, 1986–1987), четырехчастный концерт для струнного квартета с малым оркестром Пески (The Sands, 1991) и три «квартета-реквиема» (Requiem Quartets, 1997). Музыку Райли исполняют и другие известные академические музыканты, в том числе дирижеры Леонард Слаткин (семичастный оркестровый цикл Нефритовый дворец (Jade Palace), 1991) и Деннис Расселл Дэвис (трехчастный цикл Июньские будды (June Buddhas) для хора и оркестра на слова Джека Керуака, 1991). С начала 1990-х постоянным источником вдохновения для Райли служит творчество душевнобольного швейцарского поэта и художника Адольфа Вёльфли (1864–1930); среди его самых значительных работ – не нотированная мультимедийная камерная опера Кольцо св. Адольфа (The Saint Adolf Ring, 1992, исполнялась силами основанной Райли труппы The Travelling Avantt-Gaard) и несколько тетрадей пьес для фп. в 2 и 4 руки Небесная лестница (The Heaven Ladder) по мотивам одноименного рисунка Вёльфли (первые пьесы появились в 1994).