Андриссен,

Луи (Andriessen; 6.6.1939, Утрехт – 1.7.2021, Весп). Нидерландский композитор. Сын и ученик видного композитора, органиста и педагога Хендрика Андриссена (17.9.1892, Харлем – 12.4.1981, Хемстеде) – католика, «франкофила» и приверженца творчества . Помимо отца на становление творческой индивидуальности Андриссена повлиял его старший брат Юриан (15.11.1925, Харлем – 23.8.1996, Гаага) – композитор эклектического склада, умелый стилизатор, мастер прикладной музыки. В 1957–1962 Андриссен учился в Гаагской консерватории у Кеса ван Барена (Baaren, 1906–1970). В 1962–1965 совершенствовался под руководством в Берлине и Милане. Пройдя через стадию экспериментов с различными авангардными техниками, во второй половине 1960-х заявил о себе как политически ангажированный художник, противник империализма и «буржуазных» форм общественной и музыкальной жизни, сторонник маоизма и анархизма. Принял активное участие в организации ряда шумных акций, в том числе «Политико-демонстративного экспериментального концерта» (1968, Амстердам), и вместе с четырьмя единомышленниками (также выходцами из класса ван Барена) создал коллективную оперу-моралите Реконструкция, в центре которой – фигура пресловутого Че Гевары; с музыкальной точки зрения опера представляет собой нарочито анархическую (в терминах Андриссена – «инклюзивную») мешанину самого разнообразного материала. Объявив симфонический оркестр институтом, враждебным духу новой музыки, Андриссен сформировал несколько ансамблей смешанного джазово-академического состава, предназначенных для исполнения его произведений и музыки других авторов, в том числе далеких от академического «истеблишмента». Его самыми известными и жизнеспособными начинаниями этого рода стали коллективы De Volharding («Стойкость», создан в 1972) и Hoketus («Гокет», создан в 1977, распущен в 1987); в обоих ансамблях Андриссен играл на фп. Любопытным начинанием оказался также ансамбль двенадцати «одноруких струнников» (1978), играющих только на открытых струнах со скордатурами, дающими полный хроматический звукоряд от H1 до f2; архаическая тембровая атмосфера этого единственного в своем роде инструментального «хора» вдохновила Андриссена на одночастную Симфонию открытых струн. Андриссен сотрудничал также с мастерами «исторически информированного» исполнения старинной музыки, в том числе со знаменитым флейтистом и дирижером Франсом Брюггеном, которому посвятил, в частности, Мелодию – дуэт для блокфлейты и фп., выдержанный в манере, родственной минимализму (и, подобно многим минималистским партитурам, несколько растянутый).

«Иконоборческая» деятельность Андриссена в 1960–1970-х способствовала обновлению и демократизации музыкальной жизни Нидерландов, стиранию граней между различными музыкальными субкультурами. Ко второй половине 1970-х Андриссен отошел от былых анархических крайностей, однако «инклюзивность», то есть готовность охватить весьма разнородный материал в рамках целостной композиции, осталась устойчивым атрибутом его творчества. В ряде опусов Андриссен продолжает разрабатывать находки минималистов и джазовые приемы, оперирует формами и техниками, заимствованными из практики мастеров XIV–XVI веков. (Гийома де Машо, нидерландских полифонистов, Яна Питерсзона Свелинка), но важнейшим ориентиром для него оставался Стравинский, от которого он перенял склонность к четко организованной ритмике, тембрам духовых (особенно медных) и ударных (в том числе фп.), кратким, по преимуществу диатоническим мотивам и аккордам терцовой структуры с добавленными звуками. Подобно Стравинскому, Андриссен отвергал идею атональности и, как правило, строил каждую композицию (или законченный раздел) вокруг «привилегированного» звука или звукового комплекса, функционирующего в качестве своего рода центра притяжения. Некоторые из наиболее значительных партитур Андриссена 1970–1990-х вдохновлены отвлеченными философскими, эстетическими, математическими, естественнонаучными, архитектурными и даже инженерными идеями. К таким центральным, идейно насыщенным и, несмотря на кажущуюся простоту языка, достаточно изощренно сконструированным работам относятся, в частности, Государство (опыт музыкальной полемики с одноименным трактатом Платона), натурфилософское музыкальное эссе Время (на знаменитый текст бл. Августина из XI книги его Исповеди, трактующий о природе времени и вечности), этюд о диалектике метра и ритма Скорость и сценическая оратория Материя, персонажами которой выступают выдающиеся деятели нидерландской культуры разных эпох, а также физик Мария Склодовская-Кюри. Впрочем, при всей интеллектуальности подхода Андриссена, его музыка как монументальных, так и более скромных форм не лишена артистизма и юмора, а во многих случаях и того, что сам Андриссен называл «вульгарной прямотой»; последняя проявляется в выборе текстов, внезапных шокирующих эффектах, использовании необычных, иногда подчеркнуто резких тембров и т.п. С конца 1990-х в музыке Андриссена усиливается лирический элемент, местами переходящий в романтическую чувствительность, которую он прежде решительно отвергал; характерна опера Письма Вермееру – третья (после причудливой, насыщенной эротическими метафорами видеопьесы M is for Man, Music, Mozart и «абсурдистской» оперы Роза) совместная работа Андриссена и модного английского режиссера Питера Гринуэя.

Андриссен – самый известный в мире голландский композитор; по меньшей мере до конца XX века он оставался влиятельнейшим музыкальным деятелем своей страны. С 1973 года преподавал в Гаагской королевской консерватории (с 1978 – профессор композиции). Написал ряд эссе о музыке и комментариев к собственным произведениям, а также (в соавторстве) труд о Стравинском.

Оперы и произв. родств. жанров (пост. в Амстердаме): Реконструкция (Reconstructie), опера-моралите в 2 частях, в соавт. с Р. де Леу (Leeuw), М. Менгелбергом, П. Схатом (Schat) и Я. ван Фляйменом (Vlijmen), либр. Х. Клауса и Х. Мюлиша (1969); Страсти по Матфею (Mattheus passie), муз. театр в 2 частях, текст Л. Феррона (1976); Орфей (Orpheus), муз. театр в 3 частях, текст Л. де Бура (1977); Жорж Санд (George Sand), муз. театр в 3 частях, текст М. Мейер (1980); Доктор Нерон (Doctor Nero), муз. театр в 2 частях, текст Л. де Бура (1984); Материя (De materie), муз. театр (сценич. оратория) в 4 частях, либр. А. и Р. Уилсона (1989, см. также вок. муз. конц. жанров); M is Muziek, Monoloog en Moord, муз. театр, либр. Л. де Бура (1993, на осн. вок. композиции с видео M is for Man, Music, Mozart, 1991); Роза – лошадиная драма (Rose A Horse Drama) в 2 актах, либр. П. Гринуэя (1994); Письма Вермееру (Writing to Vermeer), опера в 6 сценах, либр. его же (1999); Комедия (La Commedia), киноопера в 5 частях, либр. А. по Данте (2008); Мировой театр (Theatre of the World), «гротескное представление» в 9 сценах, либр. Х. Крауссера (2013–15).

Др. вок. муз., в т. ч. с видео и театрализацией: Ноктюрны (Nocturnen), сопр. и кам. орк., сл. А. (1959); Canzone 3. Utinam, сопр. и фп., сл. из Кн. Иова (1962); песни протеста против вьетнамской войны (1972–1973); Государь (Il principe), 2 хора, 12 дух., бас-гит., фп., сл. Н. Макиавелли (1974); Государство (De staat), 4 жен. гол., 16 дух., 2 арфы, 4 эл.-гит., бас-гит., 4 альта, 2 фп., сл. Платона (1972–1976); Пусть улицы будут свободны (Laat toch vrij de straat), политич. песня, сл. Я. ван дер Мерве (1978); Мавзолей (Mausoleum), 2 бар. и орк., сл. М. Бакунина и А. Арну (1979); Прекрасный поцелуй (Un beau baiser), хор (1980); Время (De tijd), жен. хор, анс. уд., орк., сл. бл. Августина (1980–1981); Комментарий (Commentaar), гол. и фп., сл. В. Шёна (1981); Голос (La voce), поющий виолончелист, сл. Ч. Павезе (1981); И затем (Y después), гол. и фп., сл. Ф. Гарсиа Лорки (1983); Стиль (De stijl), чтица, 4 жен. гол. и большой инстр. анс. с электр. усилением, сл. М. Х. Ж. Схунмакерса и г-жи Домселар-Мидделкоп (1984–1985, включено в оперу Материя); Хадевик (Hadewijch), сопр., 8 гол. и большой инстр. анс. с электр. усилением, сл. Хадевик, XIII в. (1988, включено в оперу Материя); Говорит Ницше (Nietzsche redet), чтец, 5 дер. дух., 2 фп., 2 скр., альт, 2 влч., кб., сл. Ф. Ницше (1989); Флора Тристан (Flora Tristan), хор, сл. Ф. Бургонье (1990); Танцы (Dances), сопр. и кам. орк., сл. Дж. Грант (1991, пост. как балет, Амстердам); M is for Man, Music, Mozart, джазовая певица, 11 дух., кб., фп., сл. А., Й. ван дер Линдена и П. Гринуэя (1991); …не разлучаясь (…not being sundered), сопр., фл. и влч., сл. Р. М. Рильке (1992); Надир и зенит (Nadir en Zenit), импровизация на стихи С. Поле, гол. и фп. (синт.) (1992); Песня о море (Een lied van de zee), 1 гол., сл. Э. Сварт (1994); Женщины Одиссея (OdysseusWomen), 4 жен. гол. и мал. орк., сл. Гомера (1995, пост. как балет, Роттердам, 2/1998); Machmes Wos, гол. и фп., сл. на идиш (1996); Трилогия Судного дня (Trilogie van de Laatste Dag): Судный день (De Laatste Dag), дискант, 4 муж. гол. и орк., сл. Люцеберта и нар. (1996), Дао (Путь) (Tao (De Weg)), фп. (также кото), 4 жен. гол. и кам. орк., сл. Лао-цзы и К. Такамуры (1996) и Пляска на костях (Dancing on the Bones), дет. хор и орк., сл. А. (1997); Первый любовник (De eerste minnaar), дискант и орг., сл. Т. Теллегена (1998); Прогулка на трамвае в Америку и обратно (Passeggiata in tram in America e ritorno), итал. жен. гол., 3 трубы, 3 трбн., гит. и скр. с электр. усилением, кб., фп., уд., сл. Д. Кампаны (1998, ред. с фл. и влт., но без гит. и уд. 2001); Список покупок отравителя (Boodschappenlijstje van een gifmengster), 1 гол., сл. А. (2000); Нисхождение Инанны (Inannas Descent), м.-сопр., фл.-пикк., гоб., скр., фп., анс. уд. (2000); Что мне купить тебе, сын мой? (What Shall I Buy You, Son?), гол. и фп. (2000); Новая математика (The New Math[s]), сопр., блокфл., скр., мар. и электр., сл. Х. Хартли (2000); Крылья воспоминаний (De vleugels van de herinnering), гол. и фп., сл. Л. Тигинашвили (2001); Страсти (La Passione), джазовая певица, скр. и инстр. анс., сл. Д. Кампаны (2002); Письмо от Кэти [Берберян] (Letter from Cathy), джазовая певица, скр. и инстр. анс. (2003); Инанна (Inanna), 4 гол., 3 актера, хор, кб.-клар., 4 сакс., скр., сл. Х. Хартли и Т. Криспейна (2003); Рассказ из ада (Racconto dallinferno), джазовая певица и мал. орк., сл. Данте (2004); Xenia, поющий скрипач, сл. А. Рембо (2005); Анаис Нин (Anaïs Nin), певица, анс. и видео (2010); Единственный (The Only One), вок. цикл, джазовая певица и инстр. анс. (2018); Май (May), хор и орк. (2019).

Для фп.: Летняя ночь (Nuit d’été), в 4 руки (1957); Серии (Séries), 2 фп. (1958); Prospettive e Retrospettive (1959); Ittrospezione I, в 4 руки (1961); Приятный комментарий (Joli commentaire), в 4 руки (1961); 3 пьесы, левая рука (1961); Этюд на тембры (Étude pour les timbres, 1962); Регистры (Registers, 1963); Ittrospezione III Fragment, 2 фп., сакс. ad lib. (1965); Детские воспоминания (Souvenirs denfance), фп. (1954–1966); Государство (De staat), 2 фп., вариант вок. произв. (1972–1976); Трепет (Trepidus, 1983); 2 хорала (1992); Память роз (The Memory of Roses), 7 пьес для пианистки (1974–1993); Base, левая рука (1994); В начале трудно (Not an Anfang, 1997); Образ Моро (Image de Moreau, 1999); Feli-citazione (2000); Гогот Гааги (Haags Hakkuh), 2 фп. (2003); Rondo barbaro (2004).

Для др. инстр. соло: Triplum, гит. (1962); Цветочная песня-2 (A Flower Song II), гоб. (1964); Цветочная песня-3 (A Flower Song III), влч. (1964); Sweet, альт. блокфл. (1964); Хоральные прелюдии (Choralvorspiele), шарманка (1969); Незабудка (Vergeet mij niet), гоб., фп. ad lib. (1970); Конец (Ende), 2 альт. блокфл., 1 исполн. (1981); Увертюра к Орфею (Overture to Orpheus), клав. (1982); К Полине О. (To Pauline O), гоб. (1995); Цинковый сад (The Zink Garden), альт и электр. (1998); Дятел (Woodpecker), уд. (1999); Дирк Свелинк упустил принца (Dirck Sweelinck Missed the Prince), клав. (1999); Очень пронзительная соната для трубы (Very Sharp Trumpet Sonata, 2002).

Для 2–3 инстр.: Соната, фл. и фп. (1956); Элегия, влч. и фп. (1957); Разбег и прыжки (Aanloop en sprongen), фл., гоб. и клар. (1961); Картины (Paintings), фл. и фп. (1961); Double, клар. и фп. (1965); The Garden of Ryoan-gi, 3 электр. орг. (1967); Завеса счастья (Le voile du bonheur), скр. (+гол.) и фп. (1966–1970); Мелодия (Melodie), блокфл. и фп. (1972–1974); Поздравления (Felicitatie), 3 трубы (1979); Disco, скр. и фп. (1982); Линия (De lijn), 3 фл. (1986); Lacrimosa, 2 фаг. (1991); Song Lines, не менее 3 сакс. (1992); Сад Эроса (Garden of Eros), скр. и фп. (2003).

Для 4–12 инстр.: Percosse, фл., труба, фаг. и уд. (1959); Ittrospezione III (Concept I), 2 фп., 6 дух., гит., кб., уд. (1964); Ittrospezione III (Concept II), 2 фп., 6 дух., альт, кб., уд. (1965); Восстань над неизбежной темнотой (Rage, rage against the dying of the light), 4 трбн. (1966); Стойкость (De volharding), 3 трубы, 3 сакс., 3 трбн. и фп. (1972); О Джимми Янси (On Jimmy Yancey), фл., 3 сакс., влт., труба, 3 трбн., кб. и фп. (1973); Гокет (Hoketus), 12 инстр. (1977); Симфония открытых струн (Symfonie voor losse snaren), 12 стр. (1978); Двойной след (Dubbelspoor), фп., клав., чел. и колокольчики (1986, пост. как балет, Амстердам, 2/1994); Перед лицом смерти (Facing Death), стр. квартет с электр. усилением (1990, ред. для 4 сакс. 1993); Дерево (Hout), сакс., эл.-гит., фп. и мар. (1991); Серебро (Zilver), фл., клар., скр., влч., вибр., мар. и фп. (1994); Герольды (De herauten), 10 медн. дух. и литавры (1997); 2-й стр. квартет Сад Эроса (Garden of Eros, 2002); Колокола Харлема (Klokken voor Haarlem), фп., чел., синт. и вибр. (2002).

Для орк. и больших инстр. анс.: Ittrospezione II (1963); Anachronie I памяти Айвза (1966–1967); Против времени (Contra tempus), 12 дух., 4 альта, 2 фп., 2 уд. (1968); Anachronie II, обстановочная муз. (musique d’ameublement), гоб. и мал. орк., памяти Сати (1969); Как обстоят дела (Hoe het is), 52 стр. и электр. (1969); Девять симфоний Бетховена (De negen symfonieën van Beethoven), орк. и колокольчик мороженщика (1970); Спектакль (Spektakel), дух., уд. и импровизирующий анс. (1970); Симфонии Нидерландов (Symfonieën der Nederlanden), 2 или более дух. орк. (1974); Гимн памяти Дариюса Мийо (Hymne to the Memory of Darius Milhaud), дух., фп. и кб. (1974, ред. для орк. 1978); Нидерланды, берегите свою красоту (Nederland, let op uw schoonheyt), симф. орк. (1975); Скорость (De snelheid), 3 анс. с электр. усилением (1982–1983, 2/1984); Фанфара, для начала (Fanfare, om te beginnen), 6 групп влт. (2001); Ruttmann Opus II, III, IV, 11 дух., кб. и фп. (2003); Открытие (De Opening), 3 анс. (2005); Картины Вермеера (Vermeer Pictures), орк. сюита из оперы Письма Вермееру, сост. К. Рунделл (Rundell) (2005).

Муз. к кинофильмам Семья (The Family, 1973), Чужой (The Alien, 1980), Волны (Golven, 1981) и др.

Др. произв.: пьесы для магн. (1971–1972); Гимн (Volkslied), любое число инстр. (1971); Рабочий союз (Workers Union), любые громкие инстр. (1975); пьесы для карийона и др.

Обр. произв. Сати Месса бедняков (Messe des pauvres) для хора и мал. орк., 1980), Стравинского, Казеллы Марионетки (Pupazzetti) для мал. орк., 2003), Айслера, Райли, песен Битлз и др.

Книги: Часы Аполлона. О Стравинском. В соавт. с Э. Шёнбергером (E. Schönberger). СПб., 2003; оригинал: Het apollinisch uurwerk: over Stravinsky. Amsterdam, 1983; М. Зегерс (Zegers), сост. Украденное время. Рассказы (сб. текстов разных лет). СПб., 2005; оригинал: Gestolen tijd. Alle verhalen. Amsterdam, 2002.