Мосолов,

Александр Васильевич (11.8.1900, Киев – 11.7.1973, Москва). Русский советский композитор. В 1921–1925 учился в Московской консерватории, в том числе у и (композиция). В 1920-х снискал репутацию одного из самых радикальных представителей авангардного направления в ранней советской музыке. Его ранний стиль сложился в четырех сонатах для фп. (№ 1, 2, 4 и 5, 3-я утеряна), написанных в период учебы и сразу по окончании консерватории. Среди характерных черт этого стиля – частые смены темпа и динамики, обильное использование крайних регистров, четко акцентированных квадратных ритмов (обычен прием попарной группировки тактов) и массивных, резко диссонирующих созвучий, часто включающих интервал уменьшенной октавы и/или увеличенное трезвучие; встречаются и простые диатонические мелодии (в том числе заимствованные из среднеазиатского фольклора – например, в финале 5-й сонаты, где вдобавок использованы русский плясовой напев и мотив Dies irae), а также медленные эпизоды в многослойной квазиимпрессионистской фактуре, предполагающей обильное употребление педали. Эти компоненты стиля Мосолова в разных пропорциях фигурируют в его немногих сохранившихся опусах 1920-х – двух ноктюрнах и других пьесах для фп., гротескных миниатюрных вокальных циклах Четыре газетных объявления и Три детские сценки, четырехчастном 1-м струнном квартете, трехчастном 1-м фортепианном концерте (его средняя часть – не лишенная изысканности серия вариаций для фп. в сопровождении различных ансамблей, вычленяемых из состава оркестра), четырехчастном 1-м струнном квартете, трехчастной сюите для фп. Туркменские ночи. Международную известность принесла ему написанная по следам «урбанистических» опытов и (Пасифик 231, Стальной скок) пьеса Завод (фрагмент утерянного или незавершенного балета Сталь), где средствами большого оркестра имитируется одновременная слаженная работа множества машин. Для фестиваля новой музыки в Баден-Бадене (1928) Мосолов сочинил одноактную комическую камерную оперу Герой, однако ее исполнение и издание при жизни автора не состоялись. После 1930, когда ведущие позиции в музыкальной жизни СССР перешли к так наз. пролетарскому направлению, музыка Мосолова перестала исполняться, а сам он стал жертвой беспощадной критической кампании. Чтобы обезопасить себя, он выезжал в фольклорные экспедиции в разные регионы СССР и освоил безликую манеру, стандартную для советской музыки сталинского времени. В 1937–1938 несколько месяцев провел в лагере по обвинению в антисоветской агитации, был освобожден по ходатайству своих учителей Глиэра и Мясковского. Впоследствии обрабатывал народные песни для Северного русского хора (Архангельск).

Осн. сохранившиеся произв., созданные до 1930: 4 романса для гол. с фп. соч. 1, сл. А.С. Пушкина (2), И.-В. Гёте и В. Ходасевича (1924); 1-я соната для фп. соч. 3 (1924); 2-я соната для фп. соч. 4 (1924); Легенда для влч. и фп. соч. 5 (1924); 4-я соната для фп. соч. 11 (1925); 5-я соната для фп. соч. 12 (1925); 2 ноктюрна для фп. соч. 15 (1926); Три детские сценки для гол. с фп. соч. 18, сл. М. (1926); Четыре газетных объявления для гол. с фп. соч. 21, сл. из газеты Известия (1926); 1-й стр. квартет соч. 24 (1926); 1-й концерт для фп. с орк. соч. 14 (1927); Мне мало надо для гол. с фп. из соч. 16, сл. В. Хлебникова (1927); Завод. Музыка машин, симф. эпизод из балета Сталь (утраченного) соч. 19 (1927); 3 пьески и 2 танца для фп. соч. 23 (1927); Герой, одноакт. опера соч. 28, либр. М. (?) (1928, пост. 1989, Москва); Туркменские ночи для фп. (1928); Двадцать четвертый год для хора a cappella, сл. С. Кирсанова (1929); Плотина, опера в 5 актах соч. 35, либр. Я. Задыхина (1930).

Произв., созданные после 1930: 3 оперы, 6 (?) симфоний, оратории, кантаты, хоры (в том числе обр. нар. песен), орк. произв. на нар. темы, Концерт для арфы с орк. (1939), Концерт для влч. с орк. (1945), Элегическая поэма для влч. с орк. (1960), романсы, патриотические песни.