Губайдулина,

София Асгатовна (р. 24.10.1931, Чистополь). Русский композитор. Происходит из смешанной русско-татарской семьи. В 1954 году окончила Казанскую консерваторию по классу фп. В 1954–1959 училась в Московской консерватории; ее педагогом по композиции был Николай Пейко, по фп. – Яков Зак. Совершенствовалась в аспирантуре у . В музыкальной жизни СССР 1960–1980-х занимала независимую позицию. Подобно другим советским композиторам-нонконформистам своего поколения, пробовала силы в серийной технике (кантата Ночь в Мемфисе), обращалась к разнообразным новым методам организации звукового материала, заимствованным из опыта западных коллег. Однако уже тогда сложился глубоко индивидуальный стиль Губайдулиной, не имеющий параллелей в современной музыке.

В основе большинства партитур Губайдулиной лежит идея сосуществования и взаимопроникновения антитез (что отражено в заглавиях ряда ее произведений: Шум и Тишина, Светлое и темное, Сад радости и печали, Слышу… умолкло.., Pro et contra, Чёт и нечет, Две тропы (посвящение Марии и Марфе), Диалог: Я и Ты). Фундаментальное значение для нее имеет противопоставление земного (развивающегося, материального, «горизонтального») и небесного (статичного, идеального, «вертикального») начал; воплощению каждого из этих начал служит определенный комплекс приемов звукоизвлечения, гармонических структур, тембровых и ритмических эффектов. Задача творчества, по Губайдулиной, заключается в том, чтобы, преодолевая сопротивление материала, стремиться к снятию противоречий между антитезами и тем самым способствовать восстановлению утраченной гармонии и целостности мира (в ее собственных терминах – «legato жизни»). Центральный символ, вокруг которого строится весь художественный мир Губайдулиной, – распятие, сочетающее в себе вертикаль вечного Божественного смысла и горизонталь реального времени; непосредственно образом Креста вдохновлены некоторые из ее лучших опусов, в том числе In Croce (На Кресте или Крест-накрест) для виолончели и органа, Offertorium для скрипки с оркестром, Семь слов для виолончели, баяна и струнных. В поисках новых средств и форм для передачи религиозно-мистических идей Губайдулина экспериментирует с нетрадиционными инструментами, приемами игры, пространственными и световыми эффектами, необычными инструментальными сочетаниями, математическими структурами. В последних она также усматривает глубокий символический смысл; пропорции внутри ее партитур часто рассчитаны согласно числовому ряду Фибоначчи, где каждое следующее число является суммой двух предыдущих (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д.), а соотношение соседних чисел по мере продления ряда стремится к величине так наз. золотого сечения (≈6,18) – арифметическому выражению гармонии в структуре живых организмов и произведений искусства. При всей точности математических расчетов и четкости формальных решений художественный мир Губайдулиной свободен от схематизма: различные проявления энтропии (легкие нарушения симметрии, отклонения от наметившейся линии развития, внезапные сдвиги, деликатная игра тембров и т. д.) делают музыку Губайдулиной в ее лучших образцах подлинно живой, органичной и полнокровной. Губайдулина избегает открыто иллюстративных эффектов, в том числе полистилистики; одно из редких исключений – нарочито беспорядочная смесь отрывков эстрадной и бытовой музыки в одном из эпизодов Часа души (1976), призванная оттенить финальный катарсис на слова Марины Цветаевой.

В отличие от двух других представителей «московской тройки» композиторов-нонконформистов, и , Губайдулина не преподавала в консерватории и сравнительно мало писала для кино. В 1975 году Губайдулина и композиторы Вячеслав Артемов (р. 1940) и Виктор Суслин (1942–2012) сформировали группу коллективной импровизации «Астрея» (просуществовала до 1981, в 1991 возобновила свою деятельность в измененном составе). До начала 1980-х ее музыка редко звучала в СССР и была почти неизвестна за границей. Мировое признание ей принес Offertorium, впервые исполненный Гидоном Кремером в 1981 году в Вене. Известность Губайдулиной укрепилась после 1985-го, когда она начала выезжать за границу и получать заказы из разных стран. С 1992 года живет в Германии.

Для хора, в том числе с солистами и орк.: Ночь в Мемфисе, кантата, м.-сопр., муж. хор и орк., сл. из древнеегип. лирики в пер. А. Ахматовой и В. Потаповой (1968, 2/1988, 3/1992); Laudatio pacis (Хвала миру), сопр., к.-а., тен., бас, чтец, 2 хора и орк., сл. Я.А. Коменского (3 части коллективной оратории, 1975; авторы остальных частей – М. Копелент (Kopelent) и П.-Х. Диттрих (Dittrich)); Посвящение Марине Цветаевой, хор a cappella, сл. М. Цветаевой (1984); Ликуйте пред Господа (Jauchzt vor Gott), хор и орг., сл. из нем. Псалтири (1987); Аллилуия, хор, орк., дискант, орг., цветовые проекторы, рус. литургич. текст (1990); Из Часослова (Aus dem Stundenbuch), концерт для влч., орк., муж. хора и чтицы, сл. Р.М. Рильке (1991); Lauda, альт, тен., бар., чтец, хор и орк. (1991, может исполняться только с Pro et contra [орк.] и Аллилуия); Теперь всегда снега, кам. хор и инстр. анс., сл. Г. Айги (1993); Песнь солнцу (Sonnengesang), хор, влч., уд., сл. св. Франциска Ассизского (1997); Страсти по Иоанну, сопр., тен., бар., бас, 2 хора, орг., орк., сл. на рус. и церковнославянском яз. (2000); Пасха по Иоанну, тот же состав (2001, может исполняться только со Страстями по Иоанну), O Komm, Heiliger Geist (Приди, Дух Святый), сопр., бас, хор и орк. (2015); О любви и ненависти (Über Liebe und Hass), 4 гол., 2 хора и орк., тексты псалмов и молитв на 4 языках (2016, 2-я ред. 2018).

Др. вок. муз.: Фацелия, вок. цикл, сопр. и орк., сл. М. Пришвина (1956); Рубайят, кантата, бар. и кам. орк., сл. Омара Хайяма, Хафиза и Хакани в пер. В. Державина (1969); Розы, 5 романсов, сопр. с фп., сл. Г. Айги (1972); Песенки-считалки, 5 песен для детей, гол. с фп., сл. Я. Сатуновского (1973); Час души, поэма для большого дух. орк. и м.-сопр., сл. М. Цветаевой (1974, 2/1988); Час души, муз. для уд., м.-сопр. и орк., сл. ее же (1976); Perception (Восприятие), сопр., бар. и 7 стр., сл. Ф. Танцера (1983); Письмо поэтессе Римме Далош, сопр. и влч., сл. Г. (1985); Hommage à T. S. Eliot (Посвящение Т.С. Элиоту), сопр., клар., фаг., влт., стр. квинтет, сл. Т.С. Элиота (1987, 2/1991); 2 песни из нем. нар. поэзии, м.-сопр., фл., влч. и клав. (1988); Ангел… (Ein Engel), м.-сопр. и кб., сл. Э. Ласкер-Шюлер (1994); Из видений Хильдегарды Бингенской (Aus den Visionen der Hildegard von Bingen), м.-сопр. (1994); Висельные песни (Galgenlieder), 15 песен, м.-сопр., уд. и кб., сл. К. Моргенштерна (1996; 14 песен – тж. в ред. для гол., фл., уд., баяна и кб.).

Концерты и конц. пьесы: Detto II, влч. и анс. (1972); Концерт для фаг. и низких стр. (1975); Концерт для симф. и эстр. орк., с 3 сопр. и магн. записью стихов А. Фета (1976); Introitus, концерт для фп. с кам. орк. (1978); Offertorium, концерт для скр. с орк. (1980, 2/1982, 3/1986); Семь слов, влч., баян и стр. (1982); И: Празднество в разгаре, концерт для влч. с орк. по стихотв. Г. Айги (1993); Музыка для флейты, струнных и ударных (1994); Концерт для альта с орк. (1996); Экспромт (Impromptu), скр., фл. и стр. (1996); В тени дерева, 2 кото, чжэнь и орк. (1998); Две тропы (посвящение Марии и Марфе) (Two Paths. Dedication to Mary and Martha), 2 альта и орк. (1999); Под знаком Скорпиона, вариации на 6 гексахордов для баяна и орк. (2003); …Обманчивый лик надежды и отчаянья (…The Deceitful Face of Hope and Despair), фл. и орк. (2005); Лира Орфея (The Lyre of Orpheus), скр., уд. и стр. (2006); In tempus praesens (Во время нынешнее), концерт для скр. с орк. (2007); Glorious Percussion (Славные ударные), концерт для уд. и орк. (2008); Фахверк (Fachwerk), концерт для баяна, уд. и стр. (2009); Отчего? (Warum?), фл., клар. и стр. орк. (2014); Концерт для скр., влч. и баяна (2017); Диалог: Я и Ты, концерт для скр. и орк. (2018).

Др. произв. для орк.: Поэма-сказка (1971); Ступени, орк. и чтецы (в записи), сл. Р.М. Рильке (1972, 2/1986, 3/1992); Te salutant, каприччо для эстр. орк. (1978); Слышу… умолкло… (Stimmenverstummen…), симфония в 12 частях (1986); Pro et contra (За и против, 1989); Ответ без вопроса (Answer without Question), коллаж для 3 орк. (1989); Фигуры времени (1994); Всадник на белом коне (2002); Свет конца (The Light of the End, 2003); Пир во время чумы (2006); Гнев Божий (2019).

Др. произв. для инстр. анс. (от 3 исполн.): Фп. квинтет (1957); 5 этюдов, арфа, кб. и уд. (1965); Concordanza, 10 исполн. (1971); 1-й стр. квартет (1971); Quattro, 2 трубы и 2 трбн. (1974); 2 баллады, 2 трубы и фп. (1976); Трио для 3 труб (1976); Квартет для 4 фл. (1977); Misterioso, 7 ударников (1977); Юбиляция, 4 ударника (1979); Сад радости и печали, фл., арфа, альт и чтец ad lib., сл. Ф. Танцера (1980); Descensio (Нисхождение), 3 трбн., уд., фп., арфа, чел. (1981); Quasi Hoquetus, альт, фаг. (или влч.) и фп. (1984); В начале был ритм, 7 ударников (1984); 2-й стр. квартет (1987); 3-й стр. квартет (1987); Стр. трио (1988); Silenzio (Молчание), 5 пьес, баян, скр. и влч. (1991); Чёт и нечет, 7 ударников с клав. (1991); Слышишь ли ты нас, Луиджи [Ноно]? Вот танец, который станцует для тебя обыкновенная деревянная трещотка, 6 ударников (1991); Татарский танец, баян и 2 кб. (1992); 4-й стр. квартет, с магн. (1993); Размышление на хорал «И вот я пред троном Твоим» И.С. Баха (Meditation über den ChoralVor deinen Thron tret ich hiermitvon J.S. Bach), клав. и стр. квинтет (1993); Рано утром перед пробуждением, 7 кото (1993); In Erwartung (В ожидании), 4 сакс. и 6 ударников (1994); Quarternion, 4 влч. (1996); Risonanza, 3 трубы, 4 трбн., орг. и 6 стр. (2001); Размышления на тему BACH (Reflections on the Theme BACH), стр. квартет (2002); Мираж: танцующее солнце (Mirage: the Dancing Sun), 8 влч. (2002); На краю пропасти (On the Edge of Abyss), 7 влч. (2002); Превращение (Verwandlung), трбн., 4 сакс., влч., кб. и тамтам (2004); Лабиринт, 12 влч. (2011); Sotto voce, альт, кб. и 2 гит. (2013); Да будет это (So sei es), скр., кб., фп. и уд. (2013); Паломники, скр., кб., фп. и 2 уд. (2014); Простая молитва, чтец, 2 влч., кб., фп. и 2 уд. (2016).

Для 2 инструменталистов: Allegro rustico, фл. и фп. (1963); Пантомима, кб. и фп. (1966); Соната для 2 ударников (1966); Музыка для клавесина и ударных инструментов из коллекции Марка Пекарского (1972); Rumore e Silenzio (Шум и Тишина), клав. (или чел.) и уд. (1974); Соната для кб. и фп. (1975); Точки, линии и зигзаги, бас-клар. и фп. (1976); По мотивам татарского фольклора, 3 цикла по 5 пьес, домра и фп. (1977); Lamento, туба и фп. (1977); Песня без слов, труба и фп. (1977); Duo-sonata, 2 фаг. (1977); Звуки леса, фл. и фп. (1978); Detto I, соната для орг. и уд. (1978); In Croce (На Кресте), влч. и орг. (1979); 2 [дет.] пьесы, влт. и фп. (1979); Радуйся!, соната для скр. и влч. (1981–1988); Танцовщик на канате, скр. и фп. (1993); Фантазия на тему S-H-E-A, 2 фп., настроенные с разницей в 1/4 тона (2008).

Для фп.: Чакона (1962); Соната (1965); Музыкальные игрушки, 14 пьес для детей (1969); Toccata troncata (Усеченная токката, 1971); Инвенция (1974).

Для др. инстр. соло: Соната для орг. (1969, 2/1978, орг. и уд., под назв. Detto I); 10 этюдов (прелюдий), влч. (1974); Светлое и темное, орг. (1976); Сонатина, фл. (1978); De profundis, баян (1978); Et ex-specto, соната для баяна (1985); Ritorno perpetuo (Постоянное возвращение), клав. (1997).

Электр. муз.: Vivente – non vivente (Живое – неживое, 1970).

Обр. произв. др. композиторов (в том числе И. Штрауса и А. Пьяццоллы), муз. для кино (в том числе к мультфильму Р. Давыдова Маугли, 1971 и кинофильму Р. Быкова Чучело, 1983).