Шнитке,

Альфред Гарриевич (Schnittke; 24.11.1934, Энгельс – 3.8.1998, Гамбург). Русский композитор. Родился в смешанной немецко-еврейской семье, его родными языками были русский и немецкий. Первые послевоенные годы провел в Вене, где его отец служил переводчиком в советских оккупационных частях; австрийские впечатления сыграли решающую роль в его художественном становлении. В 1948 году семья Шнитке обосновалась в Москве. В 1958 Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции Евгения Голубева.

В студенческие годы Шнитке испытал влияние и , которое отчетливо сказалось в его дипломной работе – антивоенной оратории «Нагасаки». Год спустя он еще раз отдал дань догмам социалистического реализма в кантате «Песни войны и мира». В начале 1960-х, в значительной степени под влиянием осевшего в Москве ученика Филипа Гершковича (1906–1989), обратился к изучению додекафонии, а затем и других новых техник композиции. В 1962–1972 преподавал инструментовку в Московской консерватории. Все эти годы активно осваивал новые методы письма и стремился найти собственный стиль. К его первым значительным достижениям принадлежат Диалог для виолончели и 7 инструменталистов и 2-й концерт для скрипки с оркестром. В обоих произведениях средствами инструментальной музыки и пока еще сравнительно гомогенного «авангардного» языка воссоздается конфликт одинокой и страдающей человеческой души (ее персонификациями служат, соответственно, виолончель и скрипка) и чуждой, вульгарной, равнодушной или враждебной среды. По существу тот же «сюжет» лежит в основе значительной части позднейших концепций Шнитке. С ним связаны другие центральные темы творчества композитора: судьбы высокой культуры в хаотичном и суетном современном мире и неспособность художника, воспитанного в условиях современной цивилизации, избавиться от разъедающего душу скепсиса.

Шнитке писал также аналитические труды о современной музыке. В одной из работ 1971 года он ввел в обиход термин «полистилистика», обозначив им актуальную тенденцию к сочетанию разнородных стилей. Достоинства полистилистики, согласно Шнитке, заключаются в преодолении консервативной и авангардной ортодоксии (как та, так и другая, по его мнению, мешают развитию музыки), расширении круга выразительных средств. Среди предшественников современной полистилистики – , и , каждый из которых оказал на Шнитке существенное влияние.

Под пером Шнитке полистилистика превратилась в средство для воплощения серьезных мировоззренческих идей. Особенно показательны такие его опусы конца 1960-х – первой половины 1980-х, как 2-я соната для скрипки и фп. (Quasi una sonata), 1-я симфония, Квинтет для фп. и струнных, 1-й concerto grosso, кантата Так бодрствуйте, бдите… на слова из немецкой книги XVI века о докторе Фаусте (смоделирована отчасти по образцу описанной в романе Т. Манна Доктор Фаустус кантаты Леверкюна на тот же текст), 3-я симфония (своеобразный конспект истории немецкой музыки и культуры, сочиненный к 200-летию лейпцигского Гевандхауза), 4-й концерт для скрипки с оркестром, Концерт для альта с оркестром. Полистилистическая музыка Шнитке, при всем разнообразии конструктивных решений отдельных опусов, базируется на достаточно устойчивом наборе приемов. Цитаты из великих композиторов прошлого или фрагменты, стилизованные в традиционном тональном духе, выступают в ней символами высокой культуры и вечных ценностей, иногда наделяются отчетливыми ностальгическими обертонами (таковы, в частности, пасторальный финал Квинтета и кантиленная тема в Концерте для альта). Внезапные вторжения напористых остинатных ритмов или эстрадно-танцевальных мотивов вносят элемент гротескного или агрессивного китча (характерны шокирующие, нарочито вульгарные танго в 1-м concerto grosso и в Так бодрствуйте, бдите…). Более или менее неортодоксальные приемы – изломанные атональные мелодические линии, кричащие динамические контрасты, фактурная алеаторика, резко диссонантные гармонии (в том числе излюбленные Шнитке медленно «расползающиеся» микрополифонические кластеры) и др. – используются для обрисовки зловещей, причудливой, отталкивающей или агрессивной среды; под ее влиянием «идеальные» темы могут деформироваться, приобретая неестественный, болезненный облик. Полистилистика у Шнитке бывает окрашена не только в драматически-конфликтные, но и в юмористические тона – как, например, в ряде эпизодов объемистой (продолжительностью свыше часа) 1-й симфонии, воссоздающей звуковой портрет современного мира со свойственной ему «полифоничностью» несколько беспорядочного, балаганного рода. Противоречия, выраженные через диалектику стилистически разнородных идиом, почти никогда не получают у Шнитке «позитивного», однозначного разрешения (одно из редких исключений – просветленный гимнический финал 1-го концерта для виолончели с оркестром).

В ряде партитур этого же периода непосредственно выразилось религиозное мировоззрение Шнитке – католика и экумениста. Их тематизм в значительной степени опирается на архаические модели, полистилистика отходит на дальний план, уступая место более сложной и глубокой символике. Первой из них стал Реквием, содержащий Credo в качестве дополнительной части, не предусмотренной канонической схемой. Другие вершинные достижения религиозной линии творчества Шнитке – 2-я симфония Св. Флориан (жанровый «гибрид» симфонии и мессы, названный в честь австрийского монастыря, где служил органистом и был похоронен Брукнер), камерно-ансамблевые «Гимны», основанные на древнерусских знаменных напевах, 4-я симфония, включающая стилизованные духовные песнопения разных конфессий, и четырехчастный Концерт для хора a cappella, своей насыщенной, полнозвучной фактурой родственный литургическим фрескам (слова для него взяты из Книги скорбных песнопений армянского духовного поэта X века Григора Нарекаци в русском переводе).

В 1970-х Шнитке занимал двойственное положение в системе советской музыкальной жизни. Как и другие композиторы-нонконформисты его поколения (, , , ), он не получал официальных наград и долгое время не имел возможности выезжать в другие страны. Вместе с тем его музыка звучала относительно часто. Он пользовался большим моральным авторитетом среди свободомыслящих музыкантов и интеллигенции, премьеры его опусов воспринимались как крупные события общественной жизни. В 1970-х и начале 1980-х Шнитке был одним из самых востребованных в СССР композиторов прикладной музыки: он сочинил музыку более чем к 60 фильмам и к нескольким спектаклям (значительная часть этого материала затем вошла в его партитуры серьезных жанров). Напряженность в отношениях между Шнитке и официальными кругами завершилась в 1979, когда он был избран в правление Союза композиторов СССР.

С 1985 года Шнитке перенес несколько инсультов. С 1991 он жил в Гамбурге, до 1994 продолжал активно сочинять, несмотря на постоянно ухудшавшееся состояние здоровья. В его позднем творчестве заметное место занимают крупные, весьма неровные по качеству музыки произведения для музыкального театра – балет Пер Гюнт, оперы Жизнь с идиотом, История доктора Иоганна Фауста, Джезуальдо. Вершина позднего Шнитке и своего рода катарсис его творческого пути – монументальная пятичастная 8-я симфония; на фоне большей части его наследия она выделяется строгостью и ясностью архитектоники, почти аскетической скупостью оркестровой фактуры, относительной стилистической гомогенностью.

Муз. театр: Одиннадцатая заповедь, опера в 2 актах, либр. Ш. и др. (1962, не оркестрована и не пост.); Лабиринты, балет в 5 эпизодах, либр. В. Васильева (1971, пост. 1978, Ленинград); Желтый звук (Der gelbe Klang), сценич. композиция для пантомимы, инстр. анс., сопр. и хора по В. Кандинскому (1974, Сен-Бом); Эскизы, хореогр. фантазия на темы Н. Гоголя, ред. Г. Рождественского (1985, Москва); Пер Гюнт (Peer Gynt), балет в 3 актах, либр. Дж. Ноймайера по Г. Ибсену (1986, пост. 1989, Гамбург); Жизнь с идиотом, опера в 2 актах, либр. Вик. Ерофеева (1992, Амстердам); История доктора Иоганна Фауста (Historia von D. Johann Fausten), опера в 3 актах с вступлением и эпилогом, либр. Ш. и Й. Моргенера по нем. кн. XVI века (1983–1994, включает кантату Так бодрствуйте, бдите.., пост. 1995, Гамбург); Джезуальдо (Gesualdo), опера в 7 сценах с прологом и эпилогом, либр. Р. Блетшахера (1994, пост. 1995, Вена).

Симфонии: № 1 (1969–1972); № 2 (Св. Флориан (St. Florian), для солистов, хора и орк., сл. лат. мессы, 1979); № 3 (1981); № 4 (для солистов или хора без сл., фп. и кам. или симф. орк., 1984); № 5 (Concerto grosso № 4, 1988); № 6 (1992); № 7 (1993); № 8 (1994).

Концерты с орк.: для скр. № 1 (1957, 2/1962); для фп. (1960); для скр. № 2 (с кам. орк., 1966); для гоб. и арфы (со стр. орк., 1971); для скр. № 3 (с кам. орк., 1978); для фп. (со стр. орк., 1979); для скр. № 4 (1984); для альта (1985); для влч. № 1 (1986); для фп. в 4 руки (с кам. орк., 1988); для влч. № 2 (1990); для скр., альта, влч. (Концерт на троих, со стр. орк., 1994).

Concerti grossi: № 1, две скр., клав., подгот. фп., стр. орк. (1977); № 2, скр., влч., орк. (1982); № 3, две скр., клав., стр. орк. (1985); № 4, орк. (Симфония № 5, 1988); № 5, скр., орк., фп. за сценой (1991); № 6, скр., фп., стр. орк. (1993).

Др. произв. для симф. орк.: pianissimo… (1968); In memoriam… (1978, орк. ред. Фп. квинтета, 1976); Пассакалья (1980); Гоголь-сюита (1980); Ритуал (к 40-летию освобождения Белграда, 1985); (Не) сон в летнюю ночь ((K)ein Sommernachtstraum, 1985); Hommage à Grieg (1992, обр. фрагм. из балета Пер Гюнт, 1986); For Liverpool (1994); Симфонический прелюд (Sinfonisches Vorspiel, 1994).

Др. произв. для кам. орк. или анс. (от 8 исполн.): Музыка для фп. и камерного оркестра (1964); Диалог, влч. и 7 исполн. (1965); Соната для скр. и кам. орк. (1968, орк. ред. 1-й сонаты для скр. и фп., 1963); Moz-Art à la Haydn, по эскизу Моцарта K 416d, 2 скр. и 11 стр. (1977); Полифоническое танго, 15 инстр. (1979); Музыка к воображаемому спектаклю, инстр. анс. (1985); Quasi una sonata, скр. и кам. орк. (1987, орк. ред. 2-й сонаты для скр. и фп., 1968); Трио-соната, кам. орк. (1987, орк. ред. Стр. трио, 1985); Четыре афоризма, кам. орк. (1988); Монолог, альт и стр. орк. (1989); Moz-Art à la Mozart, арфа и 8 фл. (1990); Sutartines, стр. орк., орг. и уд. (1991).

Др. произв. для хора, в том числе с солистами и орк.: Нагасаки, оратория, сл. А. Софронова и др. (1958); Песни войны и мира, кантата, сл. А. Леонтьева и А. Покровского (1959); Реквием для солистов, хора и инстр. анс. (на осн. музыки к драме Шиллера Дон Карлос, 1975); Песнь солнцу Франциска Ассизского (Der Sonnengesang des Franz von Assisi), 2 хора и 6 инстр. (1976); Minnesang, 52 гол., сл. нем. поэтов XII–XIII веков (1981); Так бодрствуйте, бдите… (Seid nüchtern und wachet), кантата для солистов, хора и орк. по нем. кн. XVI века (1983, включена в оперу История доктора Иоганна Фауста); 3 хора a cappella, рус. духовные тексты (1984); Концерт для хора a cappella, сл. Григора Нарекаци в рус. пер. (1985); Стихи покаянные для хора a cappella, рус. духовные стихи XVI века (1987); Вступление к первому воскресному празднику (Eröffnungvers zum 1. Festspielsonntag), хор и орг. (1989); Торжественный кант, скр., фп., хор и орк. (1991); Agnus Dei, 2 сопр., жен. хор и орк. (1991); Lux aeterna, хор и орк. (1994).

Др. вок. муз.: 3 стихотворения Цветаевой, м.-сопр. и фп. (1965); 8 песен, гол. и фп. (из музыки к драме Ф. Шиллера Дон Карлос, 1975); Голоса природы, 10 жен. гол. и вибр. (1972); Магдалина, гол. и фп., сл. Б. Пастернака (1977); 3 мадригала, сопр. и 5 инстр., сл. Ф. Танцера (1980); Три сцены, сопр. и инстр. анс. (1980); Три стихотворения Виктора Шнитке (Drei Gedichte von Viktor Schnittke), бар. и фп. (1988); Мать (Mutter), м.-сопр. и фп., сл. Э. Ласкер-Шюлер (1993); Пять фрагментов по картинам Иеронима Босха (Fünf Fragmente zu Bildern von Hieronymus Bosch), тен. и инстр. анс., сл. Эсхила в нем. пер. (1994).

Для 27 инстр.: 1-я соната для скр. и фп. (1963, ред. с кам. орк. 1968); 1-й стр. квартет (1966); Серенада, 5 исполн. (1968); 2-я соната для скр. и фп. (Quasi una sonata, 1968, ред. с кам. орк. 1987); Канон памяти Игоря Стравинского, стр. квартет (1971); Сюита в старинном стиле, скр. и фп. (1972, есть и др. версии); Поздравительное рондо, скр. и фп. (1974); Гимны» IIV, влч. и 1–6 инстр. (1974–1979); Cantus perpetuus, клавишные и уд., всего 2 исполн. (1975); Прелюдия памяти Шостаковича, 2 скр. (1975); Квинтет для фп. и стр. (1976); Moz-Art, по эскизу Моцарта K 416d, 2 скр. (1976, есть и др. версии); 1-я соната для влч. и фп. (1978); Тихая ночь (Stille Nacht), по нем. рождественской песне, скр. и фп. (1978); Тихая музыка (Stille Musik), скр. и влч. (1979); 2-й стр. квартет (1980); Жизнеописание (Lebenslauf), 4 метронома, уд. и фп. (1982); Септет для фл., 2 клар., стр. трио и клав. или орг. (1982); Звук и отзвук (Schall und Hall), трбн. и орг. (1983); 3-й стр. квартет (1983); Стр. трио (1985, ред. для кам. орк. 1987 (Трио-соната), ред. для фп. трио 1992); 3×7, 7 инстр. (1989); Квартет для фп. и стр., по эскизам Малера (1989); 4-й стр. квартет (1989); 2-я соната для влч. и фп. (1994); 3-я соната для скр. и фп. (1994); Квартет для 4 ударников (1994); Менуэт, стр. трио (1994).

Для 1 инстр.: 6 детских пьес для фп. (1963); Прелюдия и фуга, фп. (1963); Импровизация и фуга, фп. (1965); Вариации на один аккорд, фп. (1965); 6 [детских] пьес для фп. (1971); Посвящение Стравинскому, Прокофьеву, Шостаковичу, фп. в 6 рук (1979); 2 маленькие пьесы для орг. (1980); A Paganini, скр. (1982); 1-я соната для фп. (1987); Звучащие буквы (Klingende Buchstaben), влч. (1988); 3 пьесы для клав. (1990); 5 афоризмов, фп. (1990); 2-я соната для фп. (1991); Мадригал памяти О. Кагана, скр. или влч. (1991); К 90-летию Альфреда Шлее, альт (1991); 3-я соната для фп. (1992); Импровизация, влч. (1994); Сонатина для фп. в 4 руки (1994).

Электр. муз.: Поток (1969).

Транскрипции произв. др. композиторов, каденции к концертам Моцарта и Бетховена.

Прикл. муз., в том числе к фильмам Э. Климова Похождения зубного врача (1965) и Агония (1981); к фильму А. Аскольдова Комиссар (1967); к мультфильму А. Хржановского Стеклянная гармоника (1968); к фильмам А. Смирнова Белорусский вокзал (1970) и Осень (1974); к фильму Л. Шепитько Восхождение (1976); к фильмам А. Митты Сказ о том, как царь Петр арапа женил (1976), Экипаж (1979) и Сказка странствий (1982); к фильмам М. Швейцера Маленькие трагедии (1979) и Мертвые души (1984); к ряду спект. московского Театра на Таганке под руководством Ю. Любимова.

Осн. муз.-теор. ст.: Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Шостаковича // Дмитрий Шостакович. М., 1967; Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений Стравинского // Музыка и современность. Вып. 5. М., 1967; Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И. Ф. Стравинский: статьи и материалы. М., 1973; Особенности оркестрового голосоведения С. Прокофьева: на материале его симфоний // Музыка и современность. Вып. 8. М., 1974; На пути к воплощению новой идеи // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М., 1982; Полистилистические тенденции современной музыки // [А. Ивашкин]. Беседы с Альфредом Шнитке. М., 1994; воспроизведение текста 1971 года); эти и др. работы – в сб.: Альфред Шнитке. Статьи о музыке. М., 2004.