Кастильони,

Никколо (Castiglioni; 17.7.1932, Милан – 7.9.1996, там же). Итальянский композитор. Учился в Миланской консерватории у Джорджо Федерико Гедини, в зальцбургском Моцартеуме (1952–1953), в том числе у Фридриха Гульды (фп.) и (композиция), и в Дармштадте. В 1966–1969 преподавал в США. Из-за болезни был вынужден вернуться в Италию, где в 1976 году возобновил педагогическую деятельность; с 1977 был профессором Миланской консерватории. Подобно другим виднейшим итальянским композиторам своего поколения, в юности прошел через увлечение неоклассицизмом и экспрессионизмом Новой венской школы; в конце 1950-х выдвинулся в ряд ведущих мастеров европейского авангарда. Индивидуальный стиль Кастильони складывался под преимущественным влиянием Веберна, которое особенно отчетливо проявилось в его пристрастии к детализированной прозрачной фактуре и чистым тембрам (характерная особенность тембровой палитры Кастильони – преобладание высоких, светлых регистров), а также к дроблению формы на мелкие контрастные эпизоды. Хотя Кастильони пользовался серийной техникой, он всегда оставался чужд жесткому конструктивизму, с которым обычно ассоциируется продукция так наз. дармштадтской школы, неизменно заботился о благозвучии, изяществе формы, непринужденности переходов и стремился к естественной, не аффектированной лирической выразительности. В музыке Кастильони, созданной после середины 1960-х, часто встречаются тональные «островки», ритмические остинато, едва завуалированные ассоциации с традиционными жанровыми прототипами (хоралом, романсом, маршем, скерцо и т.п.), а иногда и более или менее ясно распознаваемые цитаты из произведений классиков, придающие ей деликатный ностальгический колорит, но не нарушающие ее стилистической цельности. Примерно с того же времени значительное место в творчестве Кастильони заняла вокальная музыка на духовные и религиозные тексты. Именно в этом жанре созданы некоторые из его самых привлекательных опусов, в том числе Гимн для 12 голосов на текст секвенции XIII века Stabat mater, цикл из 24 миниатюр Cantus planus для 2 сопрано и 7 инструменталистов на слова немецкого мистика XVII века Ангела Силезского, вокально-симфонический гимн Veni sancte spiritus и небольшой четырехчастный цикл Песенка для детского хора и 6 инструменталистов на слова погибшей в Освенциме монахини, философа и поэтессы св. Эдит Штайн. Кастильони – автор ряда разнообразных по тематике музыковедческих работ, опубликованных по большей части до 1965 (выделяется трактат Il linguaggio musicale dal Rinascimento a oggi (Музыкальный язык от Возрождения до наших дней), 1959).

Для театра (осн. произв.): Сквозь зеркало (Attraverso lo specchio), радиоопера по Л. Кэрроллу (1961); 3 миракля (1968); Маска Господня (The Lords Masque), одноакт. опера, текст Т. Кэмпиона (1980, пост. 1981, Венеция); Оберон, волшебный принц (Oberon, the Fairy Prince), одноакт. опера, текст Б. Джонсона (1980, пост. 1981, там же).

Для хора (в том числе с солистами) и орк. или анс.: Антем (Anthem, 1966); Симфония in C, сл. Б. Джонсона, Данте, Шекспира и Дж. Китса (1969); Басни Эзопа (Le favole di Esopo), оратория, сл. Федра (1979); Псалом 19, с 2 сопр. соло (1980); Духовный концерт (Sacro concerto) на древнеевр. текст Пс. 131, с сопр. соло (1982); Короткая месса (Missa brevis), хор и 5 инстр. (1983); Veni sancte spiritus (1990); Песенка (Liedlein), дет. хор и 6 инстр., сл. Э. Штайн (1991, обр. для жен. хора и кам. орк. 1993); In canto, сопр. и жен. хор, сл. С. Пеллико (1995).

Для хора a cappella (осн. произв.): Гимн (Hymne), 12 гол., текст Stabat mater (1989); Stabat mater, муж. хор (1992); Песнь (Canto), сл. св. Бернарда Клервосского (1996).

Для гол. с сопров. (осн. произв.): 1-я симфония, сопр. и орк., сл. Ф. Ницше (1956); Элегия (Elegia), сопр. и 19 инстр., сл. Новалиса (1957); Торжественная музыка (A Solemn Music), сопр. и кам. орк., сл. Дж. Милтона (1963); Фигуры (Figure), сопр. и орк., сл. Ариосто, Т. Мора и Р. Крейшоу (1965); Канцоны (Canzoni), сопр. и кам. орк., сл. ср.-век. сицилийских поэтов (1966); Sweet, бас, фп., колокола и дух., сл. К. (1967); Песни на слова Э. Дикинсон (Dickinson Lieder), сопр. и фп. (1977); Симфониетта, сопр. и орк., сл. Л. Пульчи (1980); Духовная песня (Geistliches Lied), сопр. и орк., текст тирольской нар. песни (1983); Мотет (Mottetto), сопр. и орк., текст григорианского песнопения в нем. пер. (1987); Симфония с соловьем (Sinfonia con rosignolo), сопр. и орк., сл. Г. фон Гриммельсгаузена (1989); Симфонии на 2 голоса (Sinfonie a 2 voci), к.-а. и кб., сл. итал. скороговорки (1990); Пасхальная песенка (Osterliedlein), сопр. и 11 инстр., сл. К. (1990); Cantus planus, 2 сопр. и 7 инстр., сл. Ангела Силезского (1990); Sette, сопр. и орк., лат. тексты Псалмов (1995); Вечерняя песня (Abendlied), сопр. и орк., сл. Й. В. фон Шеффеля (1995); Песнь (Gesang), тен. и орк., сл. Ф. Гёльдерлина (1996).

Для орк. (осн. произв.): Концертино на Рождественскую ночь (Concertino per la notte di Natale, 1952); Песни (Canti, 1956); 2-я симфония (1957); Экспромты № 1–4 (Impromptus IIV, 1957–1958); Секвенции (Sequenze, 1958); Aprèslude (1959); Маленькая рождественская серенада (Eine kleine Weihnachtsmusik), кам орк. (1960); Чертежи (Disegni, 1960); Рондели (Rondels, 1961); Consonante, фл. и кам. орк. (1962); Декорации (Décors, 1962); Концерт для орк. (1963); Synchromie (1963); Характеры (Caractères, 1964); Ода (Ode), 2 фп., дух., уд. (1966); Le chant du signe, фл. и орк. (1967); Арабески (Arabeschi), фл., фп. и орк. (1972); Inverno in-ver, 11 муз. стихотворений, кам. орк. (1973, окончат. ред. 1978); Кводлибет (Quodlibet), фп. и кам. орк. (1976); Симфония с садом (Sinfonia con giardino, 1978); Куплеты (Couplets), клав. и орк. (1979); Каватина (Cavatina), фл.-пикк. и орк. (1982); Лирические пьесы (Morceaux lyriques), гоб. и орк. (1982); Ледяные цветы (Fiori di ghiaccio), фп. и орк. (1983); Малое прекрасно (Small is Beautiful), вариации на лауду XVI в. (1984); Интермеццо (Intermezzo), кам. орк. (1987); Сказка, греза и легенда (Märchen, Traum und Legende, 1988); Кондукт (Conductus, 1988); Risognanze, кам. орк. (1989); Концертная фантазия (Fantasia concertata), фп. и орк. (1991); Высокопарность (Altisonanza, 1992).

Для 1–12 инстр. (осн. произв.): Начало движения (Inizio di movimento), фп. (1958); Переливчатые (Cangianti), фп. (1959); Тропы (Tropi), фл., клар., фп., уд., скр., влч. (1959); Продолжающееся движение (Movimento continuato), фп. и 11 инстр. (1959); Гимель (Gymel), фл. и фп. (1960); Alef, гоб. (1965); Маски (Masques), кн. танцев, хоралов, симфоний и фантазий для 12 инстр. (1967); Воинственные и любовные созвучия (Sinfonie guerriere e amorose), орг. (1967); Новая Мелузина (The New Melusine), стр. квартет (1969); Двойной хор (Doppio coro), 10 дух. (1977); Quilisma, фп. квинтет (1977); Мотет (Motetto), 10 дух. (1978); Beth, клар. и 5 инстр. (1979); Daleth, клар. и фп. (1979); В честь Э. Грига (Omaggio a Edvard Grieg), 2 фп. (1981); Musica vneukokvhaja, фл.-пикк. (1981); Как я провожу лето (Come io passo lestate), фп. (1983); Сладостная прохлада (Dulce refrigerium), фп. (1984); Рифма (Rima), гоб. и фп. (1984); Сонатина для фп. (1985); Горловая трель (Gorgheggio), фп. и 8 дух. (1988); Маленькая музыка (Musichetta), 10 инстр. (1988); Болтовня (Filastrocca), дух. квинтет (1989); Четыре багатели в форме симфонии (4 bagatelle in forma di sinfonia), 9 инстр. (1989); Романс (Romanze), стр. квартет (1990); Он (He), фп. (1990); Grüezi, гоб. (1990); Каприччо (Capriccio), 11 инстр. (1991); Кассация (Cassazione), дух. квинтет (1991); Музыкальные моменты (Momenti musicali), 7 инстр. (1991); Интонация (Intonazione), фл., гоб., скр., влч. (1992); Октет для дух. (1993); Прелюдия, хорал и фуга, фп. (1994); 11 танцев для прекрасной Верены (11 danze per la bella Verena), скр. и фп. (1996).