Кауэлл,

(Коуэлл) Генри (Диксон) (Cowell; 11.3.1897, Менло-Парк-Террас, Калифорния – 10.12.1965, Шейди, шт. Нью-Йорк). Американский композитор, пианист, музыкальный писатель, издатель, педагог. С юных лет сочинял и публично исполнял экстравагантные фортепианные пьесы, в которых использовал необычные приемы игры, прежде всего удары по клавиатуре кулаками, ладонью или предплечьем (так наз. кластеры), бряцание и удары по струнам, защипывание отдельных струн. Учился в Калифорнии (в том числе в Беркли у авторитетного Чарлза Сигера, 1914–1915) и в Нью-Йорке (1916). В 1923–1932 несколько раз выезжал с авторскими концертами в Европу (в 1929 посетил СССР и оставил любопытные воспоминания об этой поездке). В то время его фортепианные новации производили сильное впечатление; в 1923 году попросил у Кауэлла разрешения на использование кластеров, а в 1932 пригласил его выступить перед своими студентами в Берлине. Среди фортепианных опусов 1910–1920-х, обеспечивших Кауэллу место в истории новой музыки, – Приключения в Гармонии (Adventures in Harmony, 1913[?]), Рекламное объявление (Advertisement, 1914?), Динамичное движение (Dynamic Motion, 1916), Приливы и отливы Манаунауна (The Tides of Manaunaun, 1917), Фабрика (Fabric, 1920), Ликование (Exultation, 1921), Эолова арфа (Aeolian Harp, 1923), Снега Фудзиямы (The Snows of Fuji-Yama, 1924), Банши (The Banshee, 1925), Концерт для фп. с оркестром (1928), Тигр (Tiger, 1930).

Деятельность Кауэлла не ограничивалась сочинением и исполнением собственной музыки. В 1927 году он учредил серию нотных изданий New Music Quarterly, в которой опубликовал партитуры , и других композиторов США; со временем под маркой New Music стали выходить и другие периодические издания, а также грампластинки. В 1929–1933 возглавлял Панамериканскую ассоциацию композиторов, объединявшую представителей «ультрамодернистского» направления. Книга Кауэлла о новых средствах музыки (1930), обобщившая его собственный опыт, оказала серьезное долгосрочное воздействие на дальнейшее развитие американской музыки. Кауэлл был также влиятельным педагогом. Он одним из первых (наряду с Сигером) начал вести курсы этномузыкознания, заложив тем самым основу «транскультурности», столь характерной для американской музыки XX века. Преподавал в учебных заведениях разных городов США, в том числе в нью-йоркской Новой школе социальных исследований (1931–1962, с перерывами), Колумбийском университете (1949–1965) и балтиморской Консерватории Пибоди (1951–1956); его самые известные ученики – и .

До середины 1930-х Кауэлл продолжал опыты в «ультрамодернистском» духе, экспериментируя, в частности, с графической нотацией, полиритмией и алеаторикой. В 1932 вместе со Львом Терменом сконструировал клавишный электромузыкальный инструмент ритмикон (rhythmicon), для которого сочинял музыку. Переломным для Кауэлла стал год 1936, когда он попал в тюрьму, где провел 4 года по обвинению в растлении малолетнего. Досрочное освобождение Кауэлла стало результатом масштабной кампании, в которой участвовали, в частности, композитор и пианист Перси Грейнджер и будущая жена Кауэлла, этномузыковед Сидни Хокинс Робертсон (Robertson, 1903–1995). После 1936 Кауэлл писал преимущественно в относительно традиционной, не особенно амбициозной манере, с заимствованиями из американского, ирландского и скандинавского фольклора и из неевропейской музыки; впрочем, кластеры оставались в его арсенале как своего рода «фирменный» авторский прием. Обширное наследие Кауэлла включает свыше 140 произведений для оркестра (в том числе 20 симфоний и ряд концертов), ок. 60 хоровых и ок. 170 камерно-инструментальных произведений, свыше 200 фортепианных пьес, ок. 180 песен, музыку к спектаклям и фильмам. Для позднего творчества Кауэлла характерны такие партитуры, как Гимны и фугированные напевы (Hymns and Fuguing Tunes) для различных составов, основанные на музыке духовных хоров американского композитора XVIII века Уильяма Биллингса (всего 18 пьес, 1943–1964), Онгаку (Ongaku) для оркестра на японские темы (1957), Персидская сюита (Persian Set) для камерного оркестра (1957), 13-я симфония Мадрас (Madras, 1956–1958) и 16-я симфония Исландская (Icelandic, 1962); премьеры последних трех произведений состоялись, соответственно, в Тегеране, Мадрасе и Рейкьявике. До конца жизни Кауэлл писал статьи и эссе о музыке; среди его музыковедческих трудов выделяется биография Айвза (совместно с женой, С. Кауэлл, 1-е изд. 1955). В 1963 записал на пластинки 20 своих ранних фортепианных пьес.

Лит. работы: Коуль Г. Музыка в Соединенных Штатах Америки // Сов. муз., 1934, 7; New Musical Resources («Новые средства музыки»). New York, 1930, 3 ed.: Cambridge, 1996; Charles Ives and his Music («Чарлз Айвз и его музыка», в соавт. с С. Кауэлл). New York, 1955, 3/1983; Essential Cowell: Selected Writings on Music (избранные тексты о музыке). New York, 2002.