Харви,

Джонатан (Дин) (Harvey; 3.5.1939, Саттон-Колдфилд – 5.12.2012, Льюис). Английский композитор. Учился в университетах Кембриджа и Глазго, по совету брал уроки у осевших в Англии австрийских музыкантов, ученика Эрвина Штайна и активнейшего пропагандиста Бриттена Ганса Келлера; в 1969–1970 совершенствовался в Принстоне у . Преподавал в университетах Саутгемптона (1964–1977) и Сассекса (1977–1995), а также в США. В стилистике ранних (созданных до конца 1960-х) произведений Харви отразилась его увлеченность творчеством Бриттена, , (о котором Харви позднее написал книгу) и . К началу 1970-х он преодолел большинство разнородных влияний и пришел к более гомогенному стилю, один из самых заметных признаков которого – изысканная привлекательность тембровых сочетаний и гармонической вертикали. Обогащению обертонового спектра служат ударные инструменты и звучания, синтезированные или преобразованные с помощью электроники, в том числе в парижском Институте музыкальных и акустических исследований IRCAM (Харви сотрудничал с ним начиная с 1980 года и считался виднейшим иностранным адептом сформировавшейся в недрах этого заведения спектральной музыки). В своей музыке концертных жанров Харви избегал экскурсов в сферу тонального письма и других проявлений полистилистики и новой простоты. Его партитуры, весьма разнообразные по форме и исполнительскому составу, как правило, свободны от длиннот и наделены стройной и ясной архитектоникой. Творчество Харви имеет серьезную религиозную и философскую подоплеку; излюбленная формообразующая идея Харви заключается в снятии диалектического напряжения между противоположностями и приведении их к сложному внутренне гармоничному единству – символу высшего, просветленного мира, где все относительное утрачивает свое значение перед лицом Абсолюта. Даже в опусах на тексты, не свободные от эротических коннотаций (например, в четырехчастном вокальном цикле Приношения в песнях на слова Рабиндраната Тагора), чувственный элемент сублимирован в плоскость сдержанного драматизма и возвышенной созерцательности. Перу Харви принадлежит множество произведений, предназначенных для англиканской церковной службы, и церковная опера, но его религиозность не ограничивается христианством. В зрелом возрасте он принял буддизм; к числу важнейших опусов Харви, отразивших его буддийское мировоззрение, относятся Путь посвящения для хора и оркестра, Адвайя для виолончели и электроники (здесь его излюбленная диалектика преходящего и абсолютного, реального и трансцендентного наглядно выражается взаимодействием «живого» и электронного звучаний), Однажды вечером… для 2 женских голосов, инструментального ансамбля и электроники, Спокойное пребывание для камерного оркестра и особенно Бхакти для инструментального ансамбля и электроники – одна из самых масштабных (продолжительностью около часа) работ Харви, озаглавленная санскритским словом, обозначающим беззаветную преданность божеству. Харви обращался и к таким духовным источникам, как антропософия Рудольфа Штайнера (триптих Внутренний свет, Музыка духа для сопрано и 3 инструментов и др.), суфийская метафизика (опусы на слова персидского поэта-мистика Джалаледдина Руми, XIII век), средневековая китайская и новоевропейская поэзия. В последней опере Харви Сон Вагнера на сцену выведены умирающий Вагнер (разговорная роль) и персонажи задуманной им, но не написанной «буддийской драмы» Победители.

Для театра: Улыбающийся бессмертный (Smiling Immortal), балет, 11 инстр. и магн. (1977, Лондон); Страсти и Воскресение (Passion and Resurrection), церк. опера в 12 сценах по бенедиктинским лат. драмам в англ. пер. (1981, Уинчестерский собор); Дознание любви (Inquest of Love), опера в 2 актах, либр. Х. и Д. Радкина (1993, Лондон); Сон Вагнера (Wagner Dream), опера (2007, Люксембург).

Др. вок. муз. (осн. произв.): 7 кантат (Cantatas IVII) для разл. составов, сл. из Библии и ср.-век. кэролов, Дж. Драйдена, У. Б. Йейтса, В. Вулф, А. Гинзберга, С. Кьеркегора, Х. и др. (1965–1972); In memoriam, сопр., фл., клар., скр. и влч., сл. Гинзберга (1969); Angel/Eros, сопр. и стр. квартет, сл. Х. (1973); Музыка духа (Spirit Music), сопр., 3 клар. и фп., сл. Р. Штайнера (1975); Соответствия (Correspondances), м.-сопр. и фп., сл. Ш. Бодлера (1975); Внутренний свет-2 (Inner Light 2), 5 гол., 12 инстр. и электр., сл. Р. Киплинга, У. Блейка, Т. С. Элиота, Р. Штайнера и из Ин. (1977); Путь посвящения (The Path of Devotion), хор и орк., сл. Махариши Манеш Йоги (1983); Ночная песня (Nachtlied), сопр., фп. и магн., сл. И.-В. Гёте и Р. Штайнера (1984); Приношения в песнях (Song Offerings), сопр. и 8 инстр., сл. Р. Тагора (1985); Формы пустоты (Forms of Emptiness), сл. э.э. каммингса 1Поэт настаивал на том, чтобы его фамилия и инициалы писались со строчной буквы. и из Сутры сердца (1986); Лауды (Lauds), хор и влч., сл. Дж.В. Тэйлора (1987); Из тишины (From Silence), сопр., 6 инстр. и магн., сл. Х. (1988); Однажды вечером… (One Evening…), сопр., м.-сопр., 8 инстр. и электр., сл. Хан Шана и Р. Тагора (1994); Как может душа не взлететь (How could the soul not take flight), хор a cappella, сл. Джалаледдина Руми (1996); Танец останков, восстающих из могил (Ashes Dance Back), хор и электр., сл. его же (1997); Бела как жасмин (White as Jasmine), сопр. и орк., сл. Махадеви и А. Прабху (1999); Матери не будут плакать (Mothers Shall Not Cry), сопр., тен., жен. хоры, орк. и электр., сл. из свящ. книг разл. религий и Руми (2000); Пробуждение летнего облака (The Summer Clouds Awakening), хор, фл., влч. и электр., сл. Р. Вагнера и Будды Шакьямуни (2001); Нежный/зимостойкий (Sweet/winterhart), хор и скр., сл. В. Шекспира и П. Целана (2001); Чу (Chu), сопр., клар. и влч., сл. из тибетской поэзии (2002); Песни Ли Бо (Songs of Li Po), м.-сопр., стр., уд. и клав., сл. Ли Бо (2002); Этос мира (Weltethos), оратория (2011); многочисл. дух. произв. для хора a cappella и с орг. на англ. и лат. тексты; вок. миниатюры.

Орк. муз. (осн. произв.): Маленький концерт для струнных (Little Concerto for Strings, 1961, 2/1997); Симфония (1966); Benedictus (1970); Сон Персефоны (Persephone Dream, 1972); Внутренний свет-3 (Inner Light 3), с магн. (1975); Кому вы поклоняетесь (Whom Ye Adore, 1981); Пасхальные молитвы (Easter Orisons), кам. орк. (1983); Gong-Ring, кам. орк. и электр. (1984); Мадонна зимы и весны (Madonna of Winter and Spring), с синт. и электроникой (1986); Легкость и тяжесть (Lightness and Weight), туба и орк. (1987); Хронометры (Timepieces), с 2 дирижерами (1987); Концерт для влч. с орк. (1990); Концерт для уд. с орк. (1997); Зов сквозь время (Calling Across Time), кам. орк. (1998); Спокойное пребывание (Tranquil Abiding), кам. орк. (1998); Птичий концерт с фортепианной песней (Bird Concerto with Pianosong), фп., кам. орк. и электр. (2001); Две интерлюдии для оперы (Two Interludes for an Opera), кам. орк. и электр. (2004).

Др. инстр. муз. (осн. произв.): Четыре картины по Йейтсу (Four Images after Yeats), фп. (1969); Фп. трио (1971); Внутренний свет-1 (Inner Light 1), 10 инстр. и магн. (1973); Quantumplation, фл., клар. и фп. трио (1973); 1-й стр. квартет (1977); Альбом (Album), 7 миниатюр для дух. квинтета (1978); Be(com)ing, клар. и фп. (1979); Concelebration, фл., клар., уд., влч., фп. (1979, 2/1981); Modernsky Music, гоб., англ. рожок, фаг. и клав. (1981); Бхакти (Bhakti), 15 инстр. и электр. (1982); Кривая с уплощениями (Curve with Plateaux), влч. (1982); Nataraja, фл. (тж. фл.-пикк.) и фп. (1983); Искать мелодию (Ricercare una Melodia), мелодич. инстр. и магн. (1984); Завиток (Tendril), 11 инстр. (1987); 2-й стр. квартет (1988); Долина Аосты (Valley of Aosta), 13 инстр. и электр. (1988); Три эскиза (Three Sketches), влч. (1989); Серенада [в честь Моцарта] (Serenade [In Homage to Mozart]), 10 дух. (1991); Лотосы (Lotuses), фл. (тж. фл.-пикк. и бас. фл.) и стр. трио (1992); Сцена (Scena), скр. и 9 инстр. (1992); Мятеж (The Riot), фл. (тж. фл.-пикк.), бас-клар. и фп. (1993); Адвайя (Advaya), влч., электр. фп. и электр. (1994); Гробница Мессиана (Tombeau de Messiaen), фп. и магн. (1994); Черное солнце/Читра (Soleil noir/Chitra), 9 инстр. и электр. (1995); 3-й стр. квартет (1995); Скрытый голос-1 (Hidden Voice 1), 13 инстр. (1996); Колесо пустоты (Wheel of Emptiness), 16 инстр. (1997); Смерть света, свет смерти (Death of Light, Light of Death), гоб., арфа и стр. трио (1998); Скрытый голос-2 (Hidden Voice 2), 12 инстр. и запись на CD (1996); Штиль (Still), туба и электр. (1997); Движущиеся деревья (Moving Trees), 18 инстр. (2002); Jubilus, альт и 8 инстр. (2003); 4-й стр. квартет, с электроникой (2003); Трио для клар., скр. и фп. (2004); Стр. трио (2004); др. пьесы для 1–2 инстр.; пьесы для коллективной импровизации.

Электр. муз.: Моменты времени (Time Points, 1970); Оплакиваю мертвых, зову живых (Mortuos plango, vivos voco), 1980); Ритуальные мелодии (Ritual Melodies, 1990); Мифические фигуры (Mythic Figures, 2001).

Кн.: The Music of Stockhausen. London, 1975; In Quest of Spirit («В поисках духа»). Berkeley; Los Angeles, 1999; Music and Inspiration («Музыка и вдохновение»). London, 1999; многочисл. статьи по вопросам новой муз. и о собств. творчестве.