Ксенакис,

Яннис (Xenakis; 29.5.1922, Брэила – 4.2.2001, Париж). Французский композитор греческого происхождения родом из Румынии, один из самых бескомпромиссно радикальных представителей первого поколения европейского послевоенного авангарда. По возвращении семьи Ксенакиса в Грецию (1932) будущий композитор учился в частной школе и Афинском политехническом институте. В годы итальянской и немецкой оккупации участвовал в Сопротивлении, затем в гражданской войне, был ранен, потерял глаз. В 1947 году бежал из Греции во Францию, где вскоре начал профессиональную деятельность в качестве инженера и архитектора; с 1948 по 1959 был ближайшим сотрудником знаменитого Ле Корбюзье, лидера конструктивизма. Параллельно совершенствовал свое музыкальное образование под руководством и , а в 1951–1952 посещал в Парижской консерватории класс , который одобрил опыты Ксенакиса по адаптации математических идей и методов к музыке. В своем настойчивом стремлении восстановить глубинное единство музыки, точных наук и архитектуры Ксенакис, называвший себя «античным греком, который почему-то оказался в ХХ веке», следовал античной пифагорейской традиции.

Начиная с оркестровой пьесы Metastaseis (Метастасис, греч. «после покоя») музыка Ксенакиса базируется на идеях из области математики, физики и натурфилософии (некоторые подробности – в соответствующих разделах Части 1 и Дополнении 1). Со временем математический аспект в его творчестве отошел на второй план или, во всяком случае, стал подчеркиваться менее настойчиво. Достигнув определенного уровня владения композиционными алгоритмами, Ксенакис до второй половины 1990-х сочинял с неизменной интенсивностью. В итоге из-под его пера вышло внушительное количество весьма непохожих друг на друга опусов разного масштаба. С середины 1960-х Ксенакис много работал в синтетических жанрах: он создал две композиции для балетного театра (Kraanerg – греч. приблизительно Первозданная энергия, и AntikhthonАнти-Земля или Противоземное), музыку к постановкам нескольких античных трагедий (Oresteïa, Medea Senecae и др.) и ряд пространственных аудиовизуальных («звукосветовых») композиций, предназначенных для исполнения на открытом воздухе или в специальных помещениях (Polytope de Montréal, Persépolis, Polytope de Cluny, Diatope). Интерес Ксенакиса к синтезу искусств также связан с его «пифагорейством»: он усматривал наличие у разных видов искусств общей «абстрактной структуры», поддающейся формализации методами математики. Более непосредственная артистическая сторона натуры Ксенакис проявилась в его виртуозных опусах для солирующих инструментов (Herma для фп., Nomos alpha для виолончели, Khoaï для клавесина, Keren для тромбона, Dox-orkh для скрипки с оркестром, O-Mega для солиста-ударника и инструментального ансамбля и др.). Начиная с 1970-х Ксенакис неоднократно писал для необработанных голосов, используя элементы архаических или фольклорных ладов (характерный образец – Nshima). В его поздней музыке встречаются остинатные ритмы, которых он долгое время избегал, считая их, как и любые другие виды повторов, «музыкально бессмысленными». Ксенакис принял активное участие в развитии электронной музыки, однако число его электронных композиций невелико; помимо музыки к аудиовизуальным шоу это прежде всего слой синтезированных звучаний в партитуре балета Kraanerg. В начале 1990-х Ксенакис обнародовал разработанную им компьютерную программу электронного синтеза звука GENDY.

Неповторимая специфика музыки Ксенакиса заключается не в ее «математичности», а в ее стихийном напоре и жестком, резком, часто агрессивном тоне. В качестве важнейшего источника своего творчества он называл юношеские впечатления от разгона политических демонстраций – когда мощное упорядоченное движение мгновенно превращается в хаотическую массу, и вслед за «звуковым адом» наступает «покой, полный отчаяния, пыли и смерти». Подобные события, подчиняющиеся универсальным стохастическим законам, стимулировали интерес Ксенакиса к моделированию вероятностных процессов. Они же, по выражению Ксенакиса, убили в нем лирика, но, по-видимому, укрепили другие качества, в том числе твердость характера, которая порой оборачивается безжалостностью по отношению к слушателю.

Ксенакис основал центры по изучению связей музыки и математики в Париже (1966) и в США (при Университете шт. Индиана, где он читал лекции с 1967 по 1972), написал труды о математической формализации музыки, связи музыки и архитектуры, кризисе серийной техники и др. В 1983 году (первым из представителей авангарда) был избран членом Института Франции.

Заглавия партитур Ксенакиса часто восходят к древнегреческим корням, многозначны и трудно поддаются переводу. В следующем ниже списке произведений большинство греческих заглавий оставлено без перевода (смысл некоторых из них разъясняется в Дополнении 1).

Балеты: Kraanerg, орк. (23 исполн.), магн. (1968, пост. 1969, Оттава); Antikhthon, орк. (1971, пост. 1974, Бонн).

Для орк. и больших инстр. анс. (от 16 исполн.): Metastaseis (1954); Pithoprakta (1956); Achorripsis, 21 исполн. (1957); Duel, 2 мал. орк. (1959); Syrmos, 18 стр. (1959); Stratégie, 2 мал. орк. (1962); ST/48, стохастическая музыка для 48 исполн. (1962); Akrata, 16 дух. (1965); Terretektorh, орк., размещенный среди публики (1966); Polytope de Montréal, муз. для аудиовизуального шоу, 4 орк. группы (1967); Nomos gamma, орк., размещенный среди публики (1968); Сочленения (Synaphaï), фп. и орк. (1969); Eridanos, 8 медн. дух., стр. (1973); Erikhthon, фп. и орк. (1974); Noomena (1974); Оттиски (Empreintes, 1975); Тростниковые заросли (Jonchaies, 1977); Для китов (Pour les baleines), стр. (1982); Лишайники (Lichens, 1983); Shaar, стр. (1983); Alax, 3 анс. по 10 исполн. (1985); Horos (1986); Keqrops, фп. и орк. (1986); Трассы (Tracées, 1987); Ata (1987); Tuorakemsu (1990); Kyania (1990); Dox-orkh, скр. и орк. (1991); Krinòïdi (1991); Troorkh, трбн. и орк. (1991); Roáï (1991); Мозаики (Mosaïques, 1993); Тусклый свет (Dämmerschein, 1994); Koïranoï (1994); Ioolkos (1995); Парус (Voile), стр. (1995); Sea-Change (1997).

Вок. муз.: Много есть чудес на свете (Polla ta dhina), дет. хор и 48 инстр., сл. из Антигоны Софокла (1962); Hiketides, жен. хор, орк., сл. Эсхила (1964); Oresteïa, хор, 12 инструменталистов, сл. Эсхила (1966); «Медея» Сенеки (Medea Senecae ), муж. хор, орк., сл. Сенеки (1967); Ночи (Nuits), 12 гол. (1967); Зола (Cendrées), хор и орк. (1974); Nshima, 2 жен. гол., 2 влт., 2 трбн., влч. (1975); Akanthos, сопр. и 8 инстр. (1977); В Колон (A Colone), хор, 5 влт., 3 трбн., 6 влч., 4 кб., сл. Софокла (1977); Елене (A Hélène), м.-сопр., жен. хор, 2 клар., сл. Еврипида (1977); Anemoessa, хор, орк. (1979); Aïs, бар. с электр. усилением, уд., орк. (1980); Nekuïa, хор, орк., сл. Ж.-П. Рихтера и К. (1981); Serment-Orkos, хор, сл. клятвы Гиппократа (1981); Ради мира (Pour la paix), хор, чтецы, магн., сл. Ф. Ксенакис (1982); Для Мориса (Pour Maurice), бар. и фп. (1982); Песнь солнц (Chant des soleils), смеш. и дет. хоры, медн. дух., уд., сл. К. по П. дю Ману (1983); Idmen A/B, хор, уд. (1985); Kassandra, Oresteïa II, бар., псалтерий, уд., сл. Эсхила (1987); Knephas, хор (1990); Pu wijnuej we fyp, дет. хор, сл. А. Рембо (1992); «Вакханки» Еврипида (Bakxai Evripidou), бар., жен. хор, инстр. анс., сл. Еврипида (1993); Морские русалки (Sea-Nymphs), хор (1994).

Инстр. муз. для 415 исполн.: Analogiques A/B, 9 стр. и магн. (1958); ST/4, стохастическая музыка для стр. квартета (1962); ST/10, стохастическая музыка для 10 исполн. (1962); Morsima-Amorsima, фп., скр., влч., кб. (1962); Atrées, 10 исполн. (1962); Сущие (Eonta), фп. и 5 медн. дух. (1964); Anaktoria, 8 инстр. (1969); Persephassa, уд. (6 исполн.) (1969); Земля (Aroura), 12 стр. (1971); Phlegra, 11 инстр. (1975); Epeï, 5 дух., кб. (1976); Возвращения – Извивы (RetoursWindungen), 12 влч. (1976); Pléiades, уд. (6 исполн.) (1978); Palimpsest, 11 исполн. (1979); Khall Perr, 5 медн. дух. и уд. (2 исполн.) (1983); Tetras, стр. квартет (1983); Thalleïn, 14 исполн. (1984); Заходящее солнце (Nyûyô), квартет япон. инстр. (1985); На острове Горé (A l’île de Gorée), клав. с электр. усилением и 11 инстр. (1986); Akea, стр. квартет и фп. (1986); Вехи (Jalons), 15 инстр. (1986); XAS, 4 сакс. (1987); Waarg, 13 инстр. (1988); Обмен (Échange), бас-клар. и 13 инстр. (1989); Epicycle, влч. и 12 инстр. (1989); Tetora, стр. квартет (1990); Plektó, фл., клар., уд., фп. трио (1993); Ergma, стр. квартет (1994); Mnamas Xapin (памяти В. Лютославского), 2 влт. и 2 трубы (1994); Kaï, 9 инстр. (1995); Kuïlenn, 9 дух. (1996); Ittidra, стр. секстет (1996); Zythos, трбн. и уд. (6 исполн.) (1996); O-Mega, уд. и 13 инстр. (1997).

Инстр. муз. для 13 исполн.: Herma, фп. (1961); Nomos alpha, влч. (1966); Charisma, клар. и влч. (1971); Mikka, скр. (1971); Linaïa-Agon, влт., труба, трбн. (1972); Evryali, фп. (1973); Gmeeoorh, орг. (1974); Psappha, уд. (1975); Theraps, кб. (1976); Khoaï, клав. (1976); MikkaS, скр. (1976); Dmaathen, гоб. и уд. (1976); Kottos, влч. (1977); Ikhoor, стр. трио (1978); Dikhthas, скр. и фп. (1979); Просвет (Embellie), альт (1981); Туманы (Mists), фп. (1981); Komboï, клав. с электр. усилением, уд. (1981); Naama, клав. с электр. усилением (1984); Keren, трбн. (1986); À r. (в честь М. Равеля), фп. (1987); Отскоки (Rebonds), уд. (1988); Okho, трио африканских уд. (1989); Oophaa, клав., уд. (1989); Солома на ветру (Paille in the Wind), влч. и фп. (1992); Hunem-Iduhey, скр и влч. (1996); Roscobeck, влч. и кб. (1996).

Электр. муз. (в тч. для аудиовизуальных шоу): Diamorphoses (1958); Concret PH (1958); Orient-Occident (1960); Bohor (1962); Hibiki Hana Ma (1970); Persépolis (1971); Polytope de Cluny (1972); Polytope II (1974); Diatope (La légende d’Eer) (1977); Mycenae A (1978); Taurhiphanie (1987); Voyage absolu des Unari vers Andromède (1989); GENDY3 (1991); S 709 (1994).

Муз.-теор. работы: Musiques formelles («Формализованная музыка»). Paris, 1963, 2/1981; Musique. Architecture («Музыка. Архитектура»). Tournai, 1971, 2/1976; Arts/Sciences: alliages («Искусства и науки: сплавы»). Paris, 1979; Kéleütha (сб. ст. разных лет). Paris, 1994; Musique et originalité («Музыка и оригинальность», сб. ст.). Paris, 1996; анализы собств. произв., ст. о др. комп.