Крженек,

(Кшенек, Кренек) Эрнст (Křenek, Krenek; 23.8.1900, Вена – 22.12.1991, Палм-Спрингс, Калифорния). Австрийский и американский композитор с чешскими корнями. Учился у Франца Шрекера в Вене, затем в Берлине, где общался также с , Артуром Шнабелем, Германом Шерхеном, изучал труды и музыку и быстро приобрел известность как один из самых перспективных молодых «модернистов» – приверженец линеарного диссонантного контрапункта, расширенной тональности и энергичной, четко акцентированной ритмики. В 1922 году вошел в правление только что организованного МОСМ. Посетив в 1924 году Париж, познакомился с представителями «Шестерки» и увлекся неоклассицизм. Сохранив позднеромантическую и экспрессионистскую основу своего языка и переняв некоторые черты композиторского почерка Стравинского, пришел к эклектичному стилю, который наиболее ярко воплотился в операх Прыжок через тень и Джонни наигрывает; последняя снискала сенсационный международный успех, в том числе благодаря новаторским для того времени экскурсам в сферу джаза. Параллельно сочинял в более традиционном духе (романтический вокальный цикл Дневник путешествия по Австрийским Альпам – одно из его немногих произведений, относительно регулярно исполняемых доныне). В конце 1920-х вернулся в Вену, где сблизился с и . Под их влиянием освоил додекафонию и написал в этой технике свою самую значительную оперу Карл V. В 1938 эмигрировал в США, где до 1970-х преподавал в различных учебных заведениях. После войны регулярно наезжал в Европу. До середины 1980-х продолжал активно заниматься композицией, внимательно следя за различными современными тенденциями и в огромных количествах продуцируя опусы, лишенные признаков индивидуального стиля. К числу его примечательных работ принадлежат выполненный в сложной серийной технике Плач пророка Иеремии для хора a cappella и Spiritus intelligentiae, sanctus (Дух разумный, святый, оратория на Пятидесятницу) – одна из первых значительных композиций электронной музыки. Крженек – автор многочисленных трудов по вопросам современной и старинной музыки, а также либретто собственных опер, стихов и прозы.

Оперы, либр. К.: Прыжок через тень (Der Sprung über den Schatten), в 3 актах (1924, Франкфурт-на-Майне); Джонни наигрывает (Jonny spielt auf), в 2 актах (1927, Лейпциг); Диктатор (Der Diktator), одноакт. (1928, Висбаден); Жизнь Ореста (Leben des Orest), в 5 актах (1930, Лейпциг); Карл V (Karl V), в 2 актах (1933, пост. 1938, Прага); Афина Паллада плачет (Pallas Athene weint), в 3 актах (1955, Гамбург); Золотой козел (Der goldene Bock), в 4 актах (1964, там же); Сардакаи (Sardakai), в 11 сценах (1970, там же); ок. 15 др. опер. в т. ч. Орфей и Эвридика (Orpheus und Eurydike), в 3 актах, либр. О. Кокошки (1923, пост. 1926, Кассель).

Хор. муз.: Плач пророка Иеремии (Lamentatio Jeremiae prophetae), a cappella (1942); др. католич. церк. муз.; светские кантаты и хоры a cappella и с сопров.

Для орк.: 5 симфоний (1921–1949); 4 фп. концерта (1923–1950); 2 скр. концерта (1924, 1954); 2 влч. концерта (1953, 1982); Исследование времени (Quaestio temporis, 1959); Окруженный горизонт (Horizon Circled, 1967); Дуга жизни (Arc of Life), кам. орк. (1981); Концерт для орг. с орк. (1982); др. произв.

Вок. муз.: Дневник путешествия по Австрийским Альпам (Reisebuch aus den österreichischen Alpen), 20 песен, гол. с фп., сл. К. (1929); др. песни и романсы; Медея (Medea), драматич. монолог, м.-сопр. с орк., сл. Еврипида в англ. пер. (1951); Секстина (Sestina) для сопр. и 8 инстр. (1957); др. произв. для гол. с орк. и инстр. анс.; Дух разумный, святый (Spiritus intelligentiae, sanctus), 2 гол. и магн. (1956).

Кам.-инстр. муз.: 8 стр. квартетов (1921–1981) и др.

Для фп.: 7 сонат (1919–1988) и др.

Балеты, муз. к театр. постановкам, электр. муз.

Лит. работы, кн., ст., лекции о музыке, в том числе: Über neue Musik («О новой музыке»). Wien, 1937; Horizons Circled: Reflections on my Music («Окруженные горизонты: размышления о моей музыке»). Berkeley, 1974; Franz Schubert: Ein Porträt. Tutzing,199); Die amerikanischen Tagebücher, 1937–1942 («Американские дневники»). Wien, 1992.