Найман,

сэр Майкл (Лоренс) (Nyman; р. 23.3.1944, Лондон). Английский композитор, исполнитель, музыковед. В 1961–1967 учился композиции в лондонской Королевской академии музыки у Алана Буша (Bush, 1900–1995) и музыковедению в лондонском Кингс-колледже у выдающегося историка музыки Тарстона Дарта (Dart, 1921–1971). В 1965–1966 изучал музыкальный фольклор Румынии. Между серединой 1960-х и серединой 1970-х практически не сочинял, занимаясь музыковедением и музыкальной критикой; его самое значительное достижение на этом поприще – обзор экспериментальных течений в современной музыке (1974). Композиторская деятельность Наймана началась с «дадаистических» опытов в духе , за которыми в 1976 году последовала аранжировка венецианских песен XVIII века для постановки комедии К. Гольдони Перекресток в лондонском Национальном театре под музыкальным руководством (ранее Найман написал либретто к его опере Вниз по Гринвудской стороне). Композитор переложил эти песни для «уличного оркестра» из играющих fortissimo (без электронного усиления) современных и старинных инструментов. Найденный здесь резкий, кричащий звук, в сочетании с энергичной, четко акцентированной остинатной ритмикой и простыми диатоническими мотивами, стал своего рода визитной карточкой Наймана. Для исполнения собственной музыки он сформировал ансамбль Michael Nyman Band, работающий с электронным усилением (обычный состав: 4 саксофона, флейта/пикколо, валторна, труба, тромбон/туба, фп., струнный квартет и бас-гитара). Пополняя его репертуар, Найман создал ряд партитур, в том числе основанных на «деконструкции» музыки прошлого – Моцарта, Пёрселла и др. В них сочетаются стилистические признаки минимализма (длительное повторение одних и тех же формул), рок-музыки (тип ритмики и гармонической поддержки, электронное усиление) и традиционной академической музыки («классически» звучащие мотивы и обороты, приемы инструментального письма). В сходной манере выполнены и работы Наймана для музыкального театра. Самая известная из них – одноактная камерная опера Человек, который принял свою жену за шляпу (The Man Who Mistook his Wife for a Hat, 1986, Лондон) на либретто, в основе которого лежит клинический случай, описанный в одноименной книге американского психиатра Оливера Сакса. Сравнительно большой успех снискали также опера для ТВ Письма, загадки и иски (Letters, Riddles and Writs) по письмам и загадкам Моцарта (1991), опера Лицом к лицу с Гойей (Facing Goya, 2000, Сантьяго-де-Компостела, 2-я ред. 2002, Карлсруэ), опера Мужчина и мальчик: дада (Man and Boy: Dada, 2004, Лондон), где на сцену выведен художник-дадаист Курт Швиттерс (Schwitters, 1887–1948). Найман чрезвычайно востребован в кино; его музыка к фильмам известного «постмодерниста» Питера Гринуэя и некоторых других режиссеров также исполняется в концертах Michael Nyman Band. Пишет и другую прикладную музыку, вплоть до заставок к компьютерным играм. В его многочисленных и чрезвычайно разнообразных по масштабам, форме, материалу и исполнительскому составу произведениях концертных жанров элементы, восходящие к рок-музыке, часто приглушены, на первый план выходят интонации фольклорного происхождения или заимствованные из музыки прошлого.