Нурхейм,

Арне (Nordheim; 20.6.1931, Ларвик – 5.6.2010, Осло). Норвежский композитор. В 1948–1952 был студентом Консерватории Осло по классу органа, позднее учился композиции в Копенгагене, в том числе у одного из ведущих композиторов Дании Вагна Хольмбу, изучал конкретную музыку в Париже (1955) и электронную музыку в Билтховене (1959). Одним из первых среди норвежских композиторов решился порвать с национально-романтической традицией, освященной именем Грига. Первый значительный опус Нурхейма, Струнный квартет (1956), отмечен влиянием , , . Во второй половине 1950-х космополитическая ориентация естественным образом привела Нурхейма к отказу от тональности, к сложному, детализированному инструментальному и ансамблевому письму, а позднее и к широкому использованию электроники; вместе с тем серийная техника, пуантилизм и любые формы абстрактного звукового экспериментирования остались ему чужды. Разнообразное в жанровом отношении творчество Нурхейма одушевлено гуманистическими и религиозными идеями и тесно связано с общеевропейской культурной традицией; значительная часть его вокальных произведений создана на библейские тексты и на стихи выдающихся поэтов разных стран и эпох, нередко объединенные в рамках одной партитуры. Примерно со второй половины 1970-х роль мелодического начала в его музыке возрастает, фактура становится более прозрачной, общий тон музыки – более «коммуникабельным», открыто экспрессивным (характерен одночастный виолончельный концерт Tenebrae, написанный для М. Ростроповича под впечатлением от романа Т. Манна Доктор Фаустус). Тем не менее Нурхейм был далек от полистилистики и лишь условно может быть причислен к неоромантизму. Заглавие одного из его сравнительно поздних оркестровых произведений, Монолит, показательно для его творчества в целом: едва ли не каждая крупная партитура Нурхейма стилистически однородна и строится как прочное, внутренне спаянное целое, «монолитность» которого поддерживается плотно организованной системой тематических связей. Название другого масштабного оркестрового опуса того же периода, Магма, указывает на свойственную Нурхейму манеру медленного развертывания музыкальной ткани, внутри которой осуществляется напряженное взаимодействие слоев, неоднородных по мотивному составу и ритмическому наполнению.

В 1974 году Нурхейм возглавил Ассоциацию норвежских композиторов, а с начала 1980-х фактически выполнял функции государственного композитора Норвегии. В его задачи входило сочинение музыки к торжественным церемониям; одной из его самых значительных работ стала монументальная оратория Нидарос, посвященная 1000-летию Тронхейма (Нидарос – историческое название этого города).

Для театра: Катарсис (Katharsis), балет (1962); Сказка (Favola), муз. для 2 певцов, 10 танцоров, орк. и магн. (1963); Ариадна (Ariadne), балет по Овидию (1977); Буря (The Tempest), балет по Шекспиру, с солирующими сопр. и бар. (1979); Баллада снов (Draumkvedet), муз. драма по мотивам ср.-век. норв. эпоса (1994); муз. к спект.

Вок. муз.: Вечерняя земля (Aftonland), сопр. и кам. анс., сл. П. Лагерквиста (1957); Эхо (Eco), сопр., дет. и смеш. хоры, орк., сл. С. Квазимодо (1968); Утренний рага (Morgenraga), гол., дер. фл., сакс., гит., кб., уд. (1973); Солнечное сплетение (Solar Plexus), гол., сакс., фп. и орг., уд. (1973); Дар (Doria), тен. и орк., сл. Э. Паунда (1975); To One Singing, тен. и арфа, сл. его же (1975); Не бойся (Be Not Afeard), сопр., бар., кам. анс., магн., сл. Шекспира из Бури (1977); Час ночной (Tempora noctis), сопр., м.-сопр., орк., магн., сл. Овидия (1979); Первая бабочка (Den første sommerfugl), сопр. и арфа, сл. Х. Вергелана (1982); Истинный лес (Wirklicher Wald), сопр., влч., хор, орк., сл. Р.М. Рильке и из Кн. Иова (1983); Aurora, 4 гол., кроталы, магн., сл. из Пс. 139 и Рая Данте (1983); Царь грядет (Venit Rex), смеш. хор, дух. орк., симф. орк., орг., колокола (1983); Klokkesong, к.-тен., ренессансные инстр., хор, церк. колокола (1984); Три плача (Tres lamentationes), текст Плача пророка Иеремии, хор a cappella (1985); Музыка к двум фрагментам «Музыки» Шелли (Music to Two Fragments of Music by Shelley), 4 жен. гол. (1985); Acantus firmus, джаз. вокалист, норв. скр. хардингфеле, магн. (1987); Моя песня (La mia canzone), сопр., фп. и уд., сл. Петрарки (1987); Три голоса (Tre voci), сопр. и 6 инстр., сл. Петрарки, Дж. Бруно и Дж. Унгаретти (1988, ред. для сопр., хора и орк. 1999); Волшебный остров (Magic Island), сопр., бар., кам. анс., магн. (1992, новая ред. Не бойся, 1977); Каждая песня (Cada canción), дет. и смеш. хоры, орк., сл. Ф. Гарсиа Лорки (1994); Не кричите (Non gridate), сопр., хор, орк., сл. Дж. Унгаретти (1995); Confutatis, сопр., хор и орк. (1995); Нидарос (Nidaros), оратория для 6 певцов-солистов, дет. гол., дет. и смеш. хоров, орк. и электроники, сл. П.-Х. Хаугена (1997); Heilt stille, 2 песни для сопр. и влч., сл. Т. Весоса (1999); Рондо для тени (Rondo for a Shadow), сопр. и скр. (2000); Пять криптофоний (5 Kryptofonier), сопр., уд. и синт. (2002).

Орк. муз.: Некролог (Nachruf), стр. (1956, 2/1975); Канцона (Canzona, 1960); Эпитафия (Epitaffio), с магн. (1963); Плавание (Floating, 1970); Весенний расцвет (Greening, 1973); Колея (Spur), акрд. и орк. (1975); Потемки (Tenebrae), влч. и орк. (1982); Бумеранг (Boomerang), гоб. и кам. орк. (1985); Свидание (Rendezvous), стр. (1986, на осн. Стр. квартета, 1956); Призыв и сигналы (Recall and Signals), дух. и уд. (1986); Varder, не менее 8 труб и орк. (1986); Магма (Magma, 1988); Монолит (Monolith, 1990); Прощание (Adieu), стр. и уд. с колокольными звучаниями, памяти Лютославского (1994); Концерт для скр. с орк. (1996); Fonos, трбн. и орк. (2003); сюиты из балетов.

Др. инстр. муз.: Epigram, стр. квартет (1955); Стр. квартет (1956); Partita I, альт, клав., уд. (1963); Response I, уд. (1 исполн.) и магн. (1966); Сигналы (Signaler), акрд., эл.-гит., уд. (1967); Colorazione, орг. Хаммонда и уд. с электронной задержкой звука (1968); Response II, уд. (1 исполн.) и магн. (1968); Partita II, эл.-гит. (1969); Слушай (Listen), фп. (1971); Dinosauros, акрд. и магн. (1971); Охота на Снарка (The Hunting of the Snark), трбн. (1975); Response III, орг., уд. (2 исполн.), магн. (1977); Response IV, уд. (4 исполн.) и магн. (1978); Canto, влч., орг., колокола (1978); Clamavi, влч. (1981); Partita, 6 кб. (1982); Partita für Paul, скр. с электр. задержкой звука (1985); Вспышка (Flashing), акрд. (1985); Tractatus, фл. и кам. анс. (1987); Возвращение Снарка (The Return of the Snark), трбн. и магн. (1987); Duplex, скр. и альт (1991); Сюита, влч. (1996); Три строфы (Three Stanzas), кб. (1998); Разлом (Fracture), альт (2001); Пять стадий (Five Stages), стр. квартет (2001); Nordklang, трбн., уд. и магн. или компакт-диск (2007); Gong-Do, литавры и магн. или компакт-диск (2007).

Электр. муз.: Warszawa (1968); Solitaire (1968); Lux et tenebrae (1970); Pace (1970); прикл. муз.