Нэнкэрроу,

(Нанкарроу, Нанкэрроу, (Сэмюэл) Конлон (Nancarrow; 27.10.1912, Тексаркана, Арканзас – 27.8.1997, Мехико). Американский и мексиканский композитор. В 1929–1932 учился в музыкальном колледже г. Цинциннати. В 1933–1936 брал уроки композиции у Уолтера Пистона, Николаса Слонимского и Роджера Сешнса в Бостоне. Выступал как джазовый трубач. Под влиянием джаза и Весны священной заинтересовался возможностями обогащения ритмического языка музыки, однако его первые опыты в этом направлении натолкнулись на неспособность исполнителей воспроизвести его замысловатые ритмические схемы. В 1937–1939 воевал в Испании на стороне республиканцев. По возвращении в США в наказание за принадлежность к коммунистической партии был лишен паспорта и в 1940 году эмигрировал в Мексику, где долгие годы жил в относительной изоляции. Свыше 40 лет (ок. 1948–1992) сочинял только этюды для механического «самоиграющего» пианино (англ. player piano) – устройства, автоматически воспроизводящего музыку, записанную на перфорированной бумажной ленте (отношения звуков по высоте и длительности кодируются в конфигурации отверстий на ленте). Обратиться к этому устарелому и трудоемкому инструменту его побудила книга о новых средствах музыки (опубл. в 1930), в которой отмечено, что механическое пианино может быть полезно при реализации сложных ритмических отношений.

Всего Нэнкэрроу создал ок. 50 этюдов продолжительностью, как правило, не больше 5–7 минут (среди сравнительно масштабных этюдов — несколько многочастных). Их нумерация лишь приблизительно соответствует хронологии. Ранние этюды тональны или модальны, часто основаны на интонациях и ритмах блюза, буги-вуги, испанской или латиноамериканской музыки; фоном для полиритмических наложений в таких этюдах служит сквозная остинатная линия. Некоторые из них отличаются от обычной джазовой фортепианной музыки лишь чрезвычайно быстрым темпом, практически недосягаемым в живом исполнении (в таких этюдах Нэнкэрроу развивал технические достижения джазовых виртуозов Эрла Хайнса и Арта Тэйтума). Более поздние этюды абстрактнее по стилю (лишь в этюдах последней группы, после № 42, вновь появляются джазовые и испанские мотивы), основаны на технике изоритмии или (чаще) канона, причем голоса полифонической ткани, как правило, движутся в разных темпах. Со временем эксперименты Нэнкэрроу с подобного рода «темповыми диссонансами» становились все более и более изощренными. Во многих этюдах, начиная примерно с № 17, соотношения темпов носят исключительно сложный, иногда иррациональный характер. Так, в этюде № 40 это соотношение представляет собой дробь с числом e (оно же «число Эйлера», ок. 2,72) в числителе и числом π (ок. 3,14) в знаменателе, а в 12-голосном этюде № 37 соотношение темпов изоморфно соотношению частот в хроматической гамме чистого строя. Нэнкэрроу широко использует возможности механического пианино для точного расчета ускорений, замедлений, rubato и для воспроизведения недоступных пианисту аккордов, арпеджо, glissandi, трелей, скачков и т.д. Компьютерная точность расчета отнюдь не мешает этюдам Нэнкэрроу быть живой, энергичной и увлекательной музыкой. До середины 1970-х его творчество было малоизвестно, хотя писал о его опытах еще в 1950-х и тогда же, отчасти под влиянием Нэнкэрроу, разработал собственную технику метрической или темповой модуляции. Первая пластинка с этюдами Нэнкэрроу, появившаяся в 1969, прошла почти незамеченной; подлинное открытие его музыки в международном масштабе состоялось десятилетие спустя., чьи этюды для фп. отмечены влиянием Нэнкэрроу, назвал его пьесы для механического пианино «величайшим открытием» в музыке ХХ века после и : «эта музыка в высшей степени оригинальна, привлекательна, конструктивно совершенна и в то же время эмоциональна». В 1980-х Нэнкэрроу вернулся к сочинению для обычных инструментов (3-й струнный квартет, 2-е трио для гобоя, фагота и фп. и др.). На склоне лет удостоился нескольких престижных премий. Некоторые этюды Нэнкэрроу были аранжированы для различных инструментальных составов.

Для обычных инстр.: Сарабанда и скерцо, гоб., фаг., фп. (1930); Блюз, фп. (1935); Прелюдия, фп. (1935); Токката, скр. и фп. (1935); Септет (1940); Сонатина, фп. (1941); 3 двухголосных этюда, фп. (начало 1940-х); 1-е трио, клар., фаг., фп. (1942); 1-я пьеса, мал. орк. (1943); 1-й стр. квартет (1945); 2-й стр. квартет (конец 1940-х, неоконч.); Танго? (Tango?), фп. (1983); 2-я пьеса, мал. орк. (1985); 3-й стр. квартет (1987); 2 канона для Урсулы, фп. (1989); 2-е трио, гоб., фаг., фп. (1991).

Для механич. пианино: этюды № 1–51 (ок. 1948–1992; некоторые этюды состоят из неск. пьес; № 38 и 39 идентичны № 43 и 48; № 40, 41, 44 и 48 – для 2 механич. пианино); Для Ёко (For Yoko, 1990); Изобретение № 1 (Contraption no. 1) для подгот. фп., управляемого с помощью компьютера (1993).