Сати,

Эрик (Альфред Лесли) (Satie; 17.5.1866, Онфлёр – 1.7.1925, Париж). Французский композитор. С 1879 по 1886 год был студентом Парижской консерватории, где ничем себя не проявил. После ухода из консерватории сочинил фортепианные триптихи Сарабанды, Гимнопедии и Гносьенны. Музыка последних двух циклов вдохновлена образами античности (Гимнопедии – танцы нагих юношей в древней Спарте, Гносьенны – жительницы древнего критского города Кносс), подчеркнуто проста, выдержана в архаических ладах и однообразных размеренных ритмах, почти лишена развития. Все три цикла примечательны большой свободой в обращении с диссонансами. Скупость, даже бедность выразительных средств (как правило, дополнительно подчеркиваемая такими особенностями письма, как отсутствие тактовых черт и ключевых знаков) осталась неотъемлемой чертой стиля Сати до конца его столь же бедной жизни (по отзывам современников, Сати был беден «по убеждению»). В конце 1880-х он поселился на Монмартре; зарабатывал на жизнь, играя на фп. в популярном кабаре «Черный кот» (Chat Noir) и других подобных заведениях. Примерно тогда же познакомился с (который позднее оркестровал две из Гимнопедий) и увлекся новомодными мистическими учениями; в 1891 вступил в так наз. орден розенкрейцеров храма Грааля, основанный известным парижским литератором-оккультистом Жозефеном Сар-Пеладаном, и был назначен официальным композитором ордена. До 1894 сочинил ряд музыкальных отрывков к розенкрейцерским мистериям. К тому же периоду относится фортепианная пьеса Неприятности: около 40 секунд музыки в обычном для Сати суровом, аскетичном стиле, которые, согласно авторскому указанию, следует повторять 840 раз (здесь Сати предвосхитил так наз. репетитивную музыку или минимализм 1960–1970-х). Выйдя из ордена, Сати основал Соборную церковь искусства Иисуса Путеводного (Église Métropolitaine d’Art de Jésus Conducteur) и оставался ее единственным приверженцем. Самым значительным музыкальным выражением его религиозности стала Месса бедняков. В 1898 году он обосновался в южном пригороде Парижа Аркёй-Кашане, жил затворником, но продолжал работать пианистом в монмартрских кабаре. Снискал заметный коммерческий успех изящными, запоминающимися песнями для популярных кафешантанных исполнителей Венсана Испа́ и Полетт Дарти́; песни Сати для кабаре, особенно Je te veux (Я тебя хочу) и Tendrement (Нежно), широко исполняются поныне, в том числе оперными звездами. В течение нескольких лет Сати сочинял мало (в 1903 завершил Три пьесы в форме груши, написанные в ответ на замечание Дебюсси о том, что Сати не владеет формой). В 1905, решив восполнить недостаток композиторской техники, вновь стал студентом и до 1912 учился в известном парижском учебном заведении Schola cantorum у (контрапункт) и д’Энди (композиция, оркестровка). Наконец, в 1911, после того как публично исполнил некоторые из ранних пьес Сати для фп., его музыка была замечена серьезной критикой, что существенно стимулировало его творческую активность. За последующие несколько лет он написал ряд фортепианных пьес в своем прежнем, нарочито бесхитростном стиле с элементами ироничного переосмысления жанровых условностей и стилистических стереотипов традиционной музыки. Большинство этих пьес снабжено причудливыми заголовками и содержит экстравагантные указания для исполнителей. Самая значительная работа этого периода – сборник Спорт и развлечения, изданный факсимильно в 1914 с рисунками Шарля Мартена и забавными аннотациями самого композитора. В 1915 музыка Сати обратила на себя внимание Жана Кокто, который увидел в ней идеал «антиромантизма» и употребил свое влияние на то, чтобы ввести композитора в круг парижской художественной элиты. На либретто Кокто Сати написал балет Парад, скандальная премьера которого в исполнении труппы Дягилева с кубистскими декорациями и костюмами Пикассо укрепила репутацию Сати как ведущего носителя модного «духа новизны» (esprit nouveau), предполагающего свободу от условностей старого искусства, избегание пафоса, чувствительности и расплывчатости, «реализм» (то есть опору на бытовое, повседневное, «приземленное») и шоковые эффекты. Как в Параде, так и в более поздних балетах Эксцентричная красавица, Меркурий и Спектакля нет, Сати опирался на свой опыт кафешантанного музыканта, широко используя ритмы и мотивы джаза и рэгтайма, в том числе заимствованные из собственных ранних песен. Тот же «реалистический» дух воплотился и в его Меблировочной музыке: по замыслу Сати, она служит таким же предметом обстановки, как мебель или обои, и не требует к себе специального внимания. Стремление Сати к простоте и сдержанности, к свободе от украшений и от всяческой риторики достигает своего предела в его самом значительном позднем опусе – кантате («симфонической драме») Сократ на тексты из платоновских диалогов. Ровная ритмика и модальные гармонии придают музыке Сократа архаический колорит (сам композитор назвал ее «белоснежной и чистой, как сама античность»).

Своеобразная личность и музыкальный стиль Сати так или иначе повлияли на многих парижских композиторов его времени, от , и до представителей «Шестерки», для которых он был эталонной фигурой. Под конец жизни Сати вокруг него сложилась группа молодых музыкантов, называвших себя «аркёйской школой»; ее самые известные представители – Роже Дезормьер (впоследствии известный дирижер) и Анри Соге (Sauguet), будущий автор балета Кошка, поставленного труппой Дягилева в 1927 году. Влияние Сати испытали также , , американские и европейские «минималисты»; от идеи «меблировочной музыки» отталкивался английский музыкант Брайен Ино, разрабатывая в 1970-х так наз. стиль эмбиент (ambient, англ. «окружающий», «обтекающий»).

Оперетты (одноакт.): Pousse lamour, либр. М. де Фероди и Ж. Кольба (1905, пост. 1907, 2-я ред. Милашка (Coco chéri), пост. 1913, в осн. утеряна); Ловушка Медюза (Le piège de Méduse), лирич. комедия, либр. С. (1913, пост. 1921).

Балеты: Успуд (Uspud), «христианский балет» в 3 актах, не оркестрован, либр. Ж.-П. Контамин де Латура и С. (1892, пост. посмерт., 1979); Марионетки танцуют (Les pantins dansent), танц. поэма (1913); Парад (Parade), одноакт. «реалистический балет», либр. Кокто (1917); Эксцентричная красавица (La belle excentrique), «серьезная фантазия» в 3 танцах с ритурнелью, фп. в 4 руки (1920, пост. 1921); Меркурий (Mercure), балет в 3 карт., либр. Э. де Бомона, П. Пикассо и Л. Мясина (1924); Спектакля нет (Relâche), «моменталистический балет» в 2 актах, либр. Ф. Пикабиа (1924).

Др. муз. для театра: Привет, знамя! (Salut, drapeau!) для гол. с фп. к «романской драме» Ж. Сар-Пеладана Принц Византии (Le Prince du Byzance, 1891); 3 прелюдии для флейт и арф к «халдейской вагнерии» Сар-Пеладана Сын звезд (Le fils des étoiles, 1891); 2 прелюдии для фп. к «эзотерической драме» А. Мазеля Назареянин (Le Nazaréen, 1892); прелюдия для фп. к пьесе неизв. авт. Эгингард (Eginhard, 1893); прелюдия для фп. к «эзотерической драме» Ж. Буа Героические врата неба (La porte héroïque du ciel, 1894); 3 пьесы для фп. к пантомиме Ж. Депаки Попрыгунчик (Jack-in-the-box, 1899, пост. посмерт. как балет в оркестровке Мийо, 1926); Женевьева Брабантская (Geneviève de Brabant), муз. для гол., хора и фп. к пьесе Ж.-П. Контамин де Латура для театра теней (1900); Пять гримас к «Сну в летнюю ночь» (Cinq grimaces pourLe songe dune nuit d’été’), муз. к пьесе В. Шекспира в адаптации Ж. Кокто (1915); Обнаруженная статуя (La statue retrouvée), дивертисмент для трубы и орг., либр. Кокто (1923); речитативы к опере Гуно Лекарь поневоле (Le médecin malgré lui, 1923).

Для хора и орг.: Месса бедняков (Messe des pauvres, 1895, часть Gloria не сохранилась).

Симф. драма Сократ (Socrate) для 4 жен. гол. и кам. орк. или для гол. с фп. в 3 частях, сл. Платона во франц. переводе (1918).

Для фп.: Стрельчатые своды (Ogives), 4 пьесы (1886); Сарабанды (Sarabandes), 3 пьесы (1887, 2/1911); Гимнопедии (Gymnopédies), 3 пьесы (1888); Гносьенны (Gnossiennes), 6 пьес (1889–1897, в том числе 3 пьесы 1890–1893); Венгерская песня (Chanson hongroise, 1889); Праздник, данный норманскими рыцарями в честь молодой барышни (XI век) (Fête donnée par des chevaliers normandes en lhonneur dune jeune demoiselle. XIe siècle, ок. 1892); Готические танцы (Danses gothiques), 9 пьес (1893); Неприятности (Vexations, ок. 1893); Холодные куски (Pièces froides), 6 пьес (1897); Светский и роскошный версет (Verset laïque et somptueux, 1900); Сонная рыба (The Dreamy Fish), музыка к сказке Ж.-П. Контамин де Латура (1901); Три пьесы в форме груши (Trois morceaux en forme de poire), 7 пьес в 4 руки (1903); Фуга-вальс (Fugue-valse, 1906); Пассакалья (Passacaille, 1906); Обойная прелюдия (Prélude en tapisserie, 1906); Две вещи (Deux choses): Бесстыдство (Effronterie) и Поэзия (Poésie) (ок. 1909); Новые холодные куски (Nouvelles pièces froides), 3 пьесы (1910); В лошадиной одежде (En habit de cheval), 4 пьесы в 4 руки (1911); Нелицеприятные замечания (Aperçus désagréables), 3 пьесы в 4 руки (1908–1912); Дряблые прелюдии (для собаки) (Préludes flasques (pour un chien)), 4 пьесы (1912); Подлинные дряблые прелюдии (для собаки) (Véritables préludes flasques (pour un chien)), 3 пьесы (1912); Автоматические описания (Descriptions automatiques), 3 пьесы (1913); Засушенные эмбрионы (Embryons desséchés), 3 пьесы (1913); Наброски и назойливые жесты толстого деревянного человечка (Croquis et agaceries dun gros bonhomme en bois), 3 пьесы (1913); Старые цехины и старые доспехи (Vieux sequins et vieilles cuirasses), 3 пьесы (1913); Главы, переворачиваемые куда угодно (Chapitres tournés en tous sens), 3 пьесы (1913); Детство Ко-Ко (Lenfance de Ko-Quo), 3 пьесы (1913); 3 [детские] пьесы (1913); Мелкие детские высказывания (Menus propos enfantines), 3 пьесы (1913); Колоритные ребячества (Enfantillages pittoresques), 3 пьесы (1913); Докучливые грешки (Peccadilles importunes), 3 пьесы (1913); Спорт и развлечения (Sports et divertissements), 21 пьеса (1914); Вековые и мгновенные часы (Heures séculaires et instantanées), 3 пьесы (1914); Три изысканных вальса пресыщенного жеманника (Les trois valses distinguées du précieux dégoûté, 1914); Предпоследние мысли (Avant-dernières pensées), 3 пьесы на темы Дебюсси, Дюка и Русселя (1915); Бюрократическая сонатина (Sonatine bureaucratique) по Сонатине Клементи соч. 36 № 1 (1917); 5 ноктюрнов (1919, № 5 не окончен); Первый менуэт (Premier menuet, 1920); обр. собств. песен и др.

Др. инстр. муз.: Три фанфары Розы и Креста (Trois sonneries de la Rose+Croix) для труб и арф (1892); Вещи, увиденные справа и слева (без очков) (Choses vues à droite et à gauche (sans lunettes)), 3 пьесы для скр. и фп. (1914); Меблировочная музыка (Musique dameublement), 2 пьесы для фл., клар., трубы и стр. (1918); Три маленькие конные пьесы (Trois petites pièces montées) для орк. (1919); Меблировочная музыка (Musique dameublement), 2 антракта для 2 фп., 3 клар. и трбн. на темы Тома и Сен-Санса (1920); Фанфара, чтобы разбудить доброго большого обезьяньего короля (Sonnerie pour réveiller le bon gros roi des singes) для 2 труб (1921); Меблировочная музыка (Musique dameublement) для стр. орк. (1923); Кино (Cinéma), симф. антракт к балету Спектакля нет (1924); обр. собств. фп. пьес и песен.

Др. вок. муз. (для гол. с фп.): 3 романса, сл. Ж.-П. Контамин де Латура (1887); ок. 20 песен для кабаре (1899–1909), в том числе Je te veux (1902), Tendrement (1902), La diva de lempire (1904), Légende californienne (1905, использована в балете Эксцентричная красавица); Средневековая песня (Chanson médiévale), сл. К. Мендеса (1906); Три стихотворения о любви (3 poèmes damour), сл. С. (1914); 3 романса, сл. Л.-П. Фарга, М. Годебской и Р. Шалю (1916); 4 маленьких романса, сл. А. Ламартина, Ж. Кокто, анон. и Р. Радиге (1920); Лицедеи (Ludions), 5 песен, сл. Фарга (1923).

Ст., очерки, лекции (1888–1924), частично собраны в: Satie E. Ecrits / Éd. O. Volta. Paris, 1977, 3/1990; Satie E. A Mammal’s Notebook: Collected Writings of Erik Satie / Ed. by O. Volta. London, 1996.