Пендерецкий,

Кшиштоф (Penderecki; 23.11.1933, Дембица – 29.3.2020, Краков). Польский композитор, дирижер. В 1954–1958 учился у Артура Малявского и Станислава Веховича в Краковской ВМШ, впоследствии преподавал там же, а в 1972–1987 был ее ректором. Первым успехом Пендерецкого явилась сенсационная победа на всепольском композиторском конкурсе (1959), вслед за этим его произведения стали неотъемлемой частью программ «Варшавской осени» и других ведущих международных фестивалей новой музыки, и он быстро приобрел мировую известность как самый яркий и радикальный в Восточной Европе приверженец авангарда. В оркестровых партитурах Пендерецкого 1960-х широко применяются кластеры (в том числе из микрохроматических интервалов), glissandi, нетрадиционные способы звукоизвлечения на различных инструментах (прежде всего струнных), игра в крайних, максимально напряженных регистрах, элементы графической нотации. Музыка, созданная с помощью всего этого арсенала, не отличается особой утонченностью, зато изобилует яркими, кричащими эффектами и наделена незаурядной силой непосредственного, иногда почти физиологического воздействия; характерна пьеса для 52 струнных Плач по жертвам Хиросимы (исходное название 8’37’’) – классический образец сонористики на грани прямого натурализма. Более примечательным достижением Пендерецкого явились Страсти по Луке, где сонористические приемы письма (в том числе хорового) сочетаются со свободно использованной додекафонией и элементами архаики, напоминающими о григорианском пении и Бахе. Аналогичный стилистический синтез, но уже с привлечением православной литургической традиции, был осуществлен в ораториальном диптихе Утреня – Положение во гроб и Воскресение. Этими тремя масштабными фресками, равно как относящимися к тому же периоду ораторией памяти жертв Освенцима Dies irae, оперой Лудёнские бесы по книге Олдоса Хаксли о жертве мракобесия и нетерпимости, Космогонией, написанной к 25-летию основания ООН, Пендерецкий утвердил свою позицию религиозного художника, озабоченного вечными вопросами бытия и проблемами современного человечества.

В середине 1970-х (после сонористической оркестровой пьесы Пробуждение Иакова) Пендерецкий отошел от былого радикализма и стал работать в подчеркнуто традиционной, по преимуществу эпически тяжеловесной манере, ориентируясь на Брукнера, , . Основную часть его продукции по-прежнему составляла хоровая музыка на богослужебные тексты (монументальные Te Deum в честь Иоанна Павла II, Польский реквием памяти жертв, понесенных Польшей в разные исторические эпохи, Семь врат Иерусалима, Credo, ряд опусов меньшего масштаба), а также симфонии и инструментальные концерты, написанные по большей части для крупных виртуозов, в том числе Исаака Стерна, Мстислава Ростроповича, Анне-Софи Муттер, Жана-Пьера Рампаля. Мастер четко распланированной, архитектонически стройной крупной формы, Пендерецкий не был особенно силен в том, что касается изобретения рельефного тематизма и его интересного, разнообразного, непредсказуемого развертывания. Результаты его усилий иногда кажутся бледной тенью музыки названных классиков и ассоциируются скорее с ораториальным и симфоническим творчеством такого консервативного композитора, как Эдуард Элгар; столь же (если не более) близкая ассоциация – наименее изысканные, выполненные «плакатным» крупным штрихом работы . Те же качества мешали Пендерецкому убедительно передавать в музыке гротеск и юмор и не лучшим образом сказались на его опытах в сфере интимной камерно-инструментальной лирики. Музыка опер Пендерецкого, как правило, фрагментарна и иллюстративна.

С начала 1970-х Пендерецкий выступал как дирижер, исполняя весьма разнообразный репертуар. На постоянной основе сотрудничал с варшавским оркестром Sinfonia Varsovia. С 1980 регулярно проводил музыкальные фестивали в своем поместье Луславице близ Кракова, где создал также уникальный в своем роде ботанический сад; в 2013 там же открыл Европейский центр музыки. В своих публичных высказываниях с нескрываемым раздражением отзывался об авангарде, которому в свое время отдал столь обильную дань.

Оперы: Самый мужественный рыцарь (Najdzielniejszy z rycerzy), дет. опера в 3 актах, в соавт. с Мареком Стаховским (Stachowski), либр. П. по Э. Шельбург-Зарембиной (Познань, 1965); Лудёнские бесы (The Devils of Loudun), в 3 актах, либр. П. по О. Хаксли (1969, Гамбург); Потерянный рай (Paradise Lost), свящ. предст. в 2 актах, либр. К. Фрая по Дж. Милтону (1978, Чикаго); Черная маска (Die schwarze Maske), одноакт., либр. Г. Купфера и П. по Г. Гауптману (1986, Зальцбург); Король Убю (Ubu Rex), опера-буффа в 2 актах, либр. Е. Яроцкого и П. по А. Жарри (1991, Мюнхен).

Для хора, в том числе с солистами, орк. и инстр. анс.: Псалмы Давида (Psałmy Dawida), с уд. (8 исполн.), чел., арфой, 2 фп. и 2 кб., сл. из Псалтири в пер. Я. Кохановского (1958); Измерения времени и тишины (Wymiary czasu i ciszy), 40 гол., уд. и стр., без слов (1960); Stabat mater, 3 хора a cappella (1962, вошло в Страсти по Луке); Кантата на 600-летие Ягеллонского университета (Cantata in honorem Almae Matris Universitatis Iagellonicae sescentos abhinc annos fundatae), 2 хора, к.-фаг., медн., уд., фп., орг. (1964); Траурная песнь памяти Б. Рутковского (Pieśń żałobna ku czci B. Rutkowskiego), a cappella (1964); Страсти по Луке (Passio et mors Domini Nostri Iesu Christi secundum Lucam), чтец, сопр., бар., бас, дет. хор, 3 хора, орк., лат. евангельский текст, др. тексты из Библии и богослуж. песнопений (1965); Dies irae, оратория памяти жертв Освенцима, 3 солиста, хор и орк., сл. из Библии, Эсхила, П. Валери и др. в лат. пер. (1967); Космогония (Kosmogonia), 3 солиста, хор и орк., сл. из Библии, Софокла и др. (1970); Утреня, 5 солистов, 2 хора, дет. хор, орк., церковнославянские литургич. тексты, в 2 частях: Положение во гроб (1970) и Воскресение (1971); Песнь песней Соломона (Canticum Canticorum Salomonis), 16 гол. и орк. (1972); Magnificat, бас, 7 муж. гол., дет. и 2 смеш. хора, орк. (1974); Te Deum, 4 солиста, 2 хора и орк. (1979); Польский реквием (Polskie Requiem), 4 солиста, хор и орк., сл. лат. Реквиема и польск. молитвы (1980–1984, 2/1993); Херувимская, a cappella, церковнославянский текст (1986); Veni Creator, a cappella (1987); Benedicamus Domino, муж. хор a cappella (1992); Benedictus, a cappella (1993); Agnus Dei, 4 солиста, хор и орк. (1995); 7-я симфония Семь врат Иерусалима (Siedem bram Jerozolimy), 5 солистов, чтец, 3 хора, орк., сл. из Ветхого Завета на лат., древнеевр. и польск. яз. (1996); Слава св. Даниилу, князю Московскому, с дух. и уд. (1997); Гимн св. Адальберту (Войцеху), с орк. (1997); Credo, 5 солистов, дет. и смеш. хоры, орк. (1998); Benedictus, дет. хор a cappella (2002); Федра (Phaedra), оратория, м.-сопр., хор и орк., по Расину (2004?); 8-я симфония Песни преходящего (Lieder der Vergänglichkeit), сопр., м.-сопр., бар., хор и орк., сл. И.-В. Гёте, А. фон Арнима, Г. Гессе, Р.М. Рильке, Б. Брехта и др. (2005); Sanctus и Benedictus, a cappella (2008); 6-я симфония Китайские песни (Chinesische Lieder), бар., эрху (кит. смычковый инструмент) и кам. орк. (2017, начата ок. 2008).

Др. вок. произв.: Строфы (Strofy), сопр., чтец и 10 инстр., сл. Менандра, Софокла, из Ис. и Иер. и Омара Хайяма (1959); Ecloga VIII, 6 муж. гол., сл. Вергилия (1972); Lied, гол. с фп. (2001); Три китайские песни (Drei chinesische Lieder), бар. и орк. (2008).

Для орк.: Эпитафия памяти Артура Малявского (Epitafium Artur Malawski in memoriam), стр. и литавры (1958); Эманации (Emanacje), 2 стр. орк. (1959); Anaklasis, стр. и уд. (1960); Плач по жертвам Хиросимы (Tren ofiarom Hiroszimy), 52 стр. (1960); Фонограммы (Fonogrammi), фл. и кам. орк. (1961); Polymorphia, 48 стр. (1961); Флюоресценции (Fluorescencje, 1961); Канон, 52 стр. и магн. (1962); Три пьесы в старинном стиле (Trzy utwory w dawnym stylu) на осн. киномузыки, стр. (1963); Соната для влч. с орк. (1964); Каприччо для гоб. и 11 стр. (1965); О природе звука-1 (De natura sonoris I, 1966); Каприччо для скр. с орк. (1967); 1-й концерт для влч. с орк. (1967, 2/1972); Питтсбургская увертюра (Pittsburgh Overture), дер. дух., уд. и фп. (1967); Акции (Actions), джазовый анс., 14 исполн. (1971); О природе звука-2 (De natura sonoris II, 1971); Партита, клав., эл.-гит., бас-гит., арфа, кб. и мал. орк. (1971, 2/1991); Прелюд, дер. дух., уд. и кб. (1971); 1-я симфония (1973); Интермеццо, 24 стр. (1973); Пробуждение Иакова (Przebudzenie Jakuba, 1974); 1-й концерт для скр. с орк. (1977, 2/1988); 2-я симфония Рождественская (Wigilijna, 1980); 2-й концерт для влч. с орк. (1982); Концерт для альта с орк. (1983, имеются тж. переложения для клар. и для влч.); 3-я симфония (1988–1995); 4-я симфония (Adagio) (1989); Симфониетта, стр. (1991, обр. Стр. трио); 5-я симфония (1992); Концерт для фл. с кам. орк. (1992, версия для клар. 1995); 2-я симфониетта, клар. и стр. орк. (1994, обр. Квартета для клар. и стр.); Entrata, медн. дух. и литавры (1994); 2-й концерт для скр. с орк. Метаморфозы (Metamorphosen, 1995); Серенада (Пассакалья и Larghetto), стр. (1996–1997); Музыка для блокфлейт, маримбафона и стр. (2000); Concerto grosso, 3 влч. и орк. (2000); Концерт для фп. с орк. Воскресение (Resurrection, 2002); Adagio, влч. и орк. (2003); Королевская фанфара (Fanfarria real, 2003); Concerto grosso № 2, 5 клар. и орк. (2004); Чакона памяти Иоанна Павла II (Chaconne in memoria Giovanni Paolo II), кам. орк. (2005, включена в Польский реквием); Largo, влч. и орк. (2007); Концерт для влт. с орк. Зимний путь (Winterreise, 2008); Полонез для Независимой [Польши] (Polonez dla Niepodległej); орк. отрывки из опер; обр. для стр. орк.

Др. инстр. муз. (16 исполн.): 1-я соната для скр. и фп. (1953); 3 миниатюры, клар. и фп. (1956); 3 миниатюры, скр. и фп. (1959); 1-й стр. квартет (1960); 2-й стр. квартет (1968); Каприччо для Зигфрида Пальма (Capriccio per Siegfried Palm), влч. (1968); Каприччо, туба (1980); Каденция, альт (1984); Для Славы [Ростроповича] (Per Slava), влч. (1986); Прелюдия, клар. (1987); Прерванная мысль (Der unterbrochene Gedanke), стр. квартет (1988); Стр. трио (1991); Квартет для клар. и стр. (1993); Дивертисмент, влч. (1994); 2-я соната для скр. и фп. (1999); Секстет для клар., влт., стр. трио и фп. (2000); Tempo di Valse, влч. (2004); Serenata, 3 влч. (2007); Каприччо, скр. (2008); 3-й стр. квартет (2008).

Муз. для театра и кино (1957–1967), электр. муз. (1961–1972).

Лит. труды: Labirynt czasu. Pięć wykładów na koniec wieku («Лабиринт времени: пять лекций на конец века»). Warszawa, 1997.