Пуленк,

(точнее Пуланк) Франсис (Жан Марсель) (Poulenc; 7.1.1899, Париж – 30.1.1963, там же). Французский композитор, пианист. Родился в преуспевающей буржуазной семье, получил блестящее музыкальное и литературное образование. В 1914–1917 учился игре на фп. у Рикардо Виньеса, который оказал решающее влияние на творческую ориентацию молодого Пуленка и ввел его в круг парижской музыкальной элиты. К концу 1910-х Пуленк приобрел определенную известность благодаря успеху таких остроумных ранних опусов, как Негритянская рапсодия, Соната для 2 кларнетов, Три вечных движения для фп., вокальный цикл Зверинец на слова Гийома Аполлинера (композитор считал этого поэта своим духовным двойником). Предрасположенность Пуленка к пикантным диатоническим гармониям, светлому инструментальному колориту, четким ритмам, изящным, слегка угловатым мелодиям и экономной фактуре в духе и привлекла к нему симпатии этих мастеров, Сергея Дягилева, Жана Кокто и естественно привела его в «Шестерку». В 1921–1924 Пуленк продолжил свое музыкальное образование под руководством Шарля Кёклена. Балет Лани по мотивам «галантных» картин Ж.-А. Ватто (начало XVIII века), написанный по заказу Дягилева для его труппы, утвердил репутацию Пуленка как выразителя образа мыслей и вкусов фешенебельного общества; Лани отмечены влиянием Пульчинеллы Стравинского, но стилистика раннего неоклассицизма Стравинского воспроизводится здесь в заметно «приглаженном», не столь вызывающем варианте. Выработанная Пуленком легкая, элегантная и ироничная манера, местами с налетом не слишком глубокой меланхолии, получила развитие в его концертах – Сельском концерте для клавесина с оркестром (посвящен Ванде Ландовской), хореографической Утренней серенаде для фп. и 18 инструментов, Концерте для 2 фп. с оркестром. Из ранних фортепианных пьес Пуленка наибольшей известностью пользуются написанные для Артура Рубинштейна Прогулки – серия музыкальных картинок, рисующих различные способы передвижения (пешком, на машине, верхом, в лодке и т.п.); их замысел и стиль ассоциируются с музыкой популярного миниатюриста Эмманюэля Шабрие (1841–1894), духовное родство с которым Пуленк охотно признавал (в 1961 он опубликовал книгу о Шабрие).

С 1935 Пуленк регулярно выступал в концертах как аккомпаниатор певца Пьера Бернака (высокий баритон). За 25 лет сотрудничества он написал для Бернака несколько десятков романсов, разнообразных по настроению, в большинстве своем подкупающе простых и мелодичных; они принесли композитору славу «французского Шуберта». В середине 1930-х в личной и духовной жизни Пуленка – человека хрупкой психологической конституции – произошли драматические события, результатом которых стало его обращение к религии. С этого времени заметное место в его творчестве заняла духовная музыка. Однако основа стиля Пуленка осталась прежней; даже в произведениях молитвенного характера (Литании Черной Богоматери Рокамадурской для женских голосов и органа) и крупных духовных композициях (Stabat mater, Gloria) он ориентировался на Стравинского и Сати, отчасти на французский фольклор и современную музыку легких жанров, а также на характерный для французской традиции просветленный, слегка сентиментальный род церковной музыки, который в XIX и начале XX века культивировали Гуно, Сен-Санс, Форе. Среди относительно поздних оркестровых произведений Пуленка выделяется Концерт для органа, струнных и литавр, тематизм которого ассоциируется не только с Бахом, но и с шарманками и механическими ярмарочными органами. Всю жизнь Пуленк охотно писал ансамблевую музыку для духовых. Вершину его творчества в этом жанре составляют поздние сонаты для флейты, кларнета, гобоя с фп. (две последние – памяти и ). Как обычно у Пуленка, недостаток масштабного тематического развития в сонатах, равно как и в других крупных инструментальных формах, отчасти искупается обаянием отдельных мелодических идей.

Важнейшей сферой интересов Пуленка оставался музыкальный театр. В 1940-х он сочинил балет Примерные животные по Лафонтену и оперу Груди Тиресия по гротескно-юмористической пьесе Аполлинера. Свое стремление к воплощению серьезных гуманистических сюжетов и сильных страстей он реализовал в двух сценических опусах 1950-х: большой опере Диалоги кармелиток на трагический сюжет из эпохи якобинского террора и психологически насыщенном монологе брошенной возлюбленной Человеческий голос – самой объемистой совместной работе Пуленка и Кокто. Оба произведения свидетельствуют об изобретательности Пуленка как музыканта-драматурга и о его выдающемся мастерстве в области вокальной декламации. Вместе с тем в них также ощущается некоторая легковесность, неотъемлемая от самой природы его дара.

Оперы: Груди Тиресия (Les mamelles de Tirésias), текст Г. Аполлинера (1939–1944, пост. 1947, Париж, 2/1962); Диалоги кармелиток (Les dialogues des Carmélites), либр. Э. Лавери по Ж. Бернаносу (1953–1956, пост. 1957, Милан); Человеческий голос (La voix humaine), лирич. трагедия, текст Ж. Кокто (1958, пост. 1959, Париж).

Др. произв. для театра: 2 фрагм. из музыки к коллективному балету Новобрачные с Эйфелевой башни (Les mariés de la tour Eiffel, 1921, см. «Шестерка»); Лани (Les biches), одноакт. балет с пением (хор) (1923, пост. 1924, Монте-Карло); Пастораль (Pastourelle) к коллективному балету Веер Жанны (L’éventail de Jeanne, 1927, Париж); Утренняя серенада (Aubade), хореогр. концерт для фп. и 18 инстр. (1929, Париж), Примерные животные (Les animaux modèles), одноакт. балет по басням Лафонтена (1942, Париж); муз. к 13 театр. постановкам (в осн. утеряна) и 5 фильмам.

Для орк.: Сельский концерт (Concert champêtre) для клав. с орк. (1928); Концерт для 2 фп. с орк. d (1932); Концерт для орг., стр. и литавр g (1938); Симфониетта (1948); Концерт для фп. с орк. (1949); 6 др. произв.

Хор. муз.: Литании Черной Богоматери Рокамадурской (Litanies à la vierge noire de Rocamadour), жен. или дет. хор и орг., сл. анон. (1936, обр. для жен. хора, стр. орк. и литавр 1947); Месса G, a cappella (1937); Засухи (Sécheresses), кантата, хор и орк., сл. Э. Джеймса (1937); 4 покаянных мотета (Quatre motets pour un temps de pénitence), a cappella (1938–1939); Лик человеческий (Figure humaine), кантата, 12 гол. a cappella, сл. П. Элюара (1943); Снежный вечер (Un soir de neige), кам. кантата, 6 гол. a cappella, сл. его же (1944); Stabat mater, сопр., хор и орк. (1951); 4 мотета на Рождество (Quatre motets pour le temps de Noël), a cappella (1952); Gloria G, сопр., хор и орк. (1959); 7 респонсориев на службы Темной утрени (Sept répons des ténèbres), дискант, муж. и дет. хоры, орк. (1962); др. духовные и светские хоры.

Др. вок. муз.: 7 произв. для гол. с инстр. анс., в т.ч. Негритянская рапсодия (Rapsodie nègre), бар., фл., клар., фп. и стр. квартет, сл. Макоко Кангуру (1917, 2/1933), Зверинец (Le bestiaire), 6 стихотв. Г. Аполлинера, гол., фл., клар., фаг. и стр. квартет (1919), Кокарды (Cocardes), 3 стихотв. Ж. Кокто, гол., корнет, трбн., большой барабан, треугольник и скр. (1919), Четыре стихотворения М. Жакоба (Quatre poèmes de Max Jacob), гол., фл., гоб., фаг., труба и скр. (1921), Бал-маскарад (Le bal masqué), кантата, бар. или м.-сопр., гоб., клар., фаг., корнет, фп., уд., скр. и влч., сл. М. Жакоба (1932); Дама из Монте-Карло (La dame de Monte Carlo), сопр. с орк., сл. Ж. Кокто (1961); ок. 50 произв. для 1 гол. с фп., в том числе Веселые песни (Chansons gaillardes), 8 стихотв. XVII век (1925–1926), Три стихотворения Л. Лаланн (Trois poèmes de Louise Lalanne), сл. Г. Аполлинера (1931), Четыре стихотворения Г. Аполлинера (Quatre poèmes de Guillaume Apollinaire, 1931), Пять стихотворений М. Жакоба (Cinq poèmes de Max Jacob, 1931), Пять стихотворений П. Элюара (Cinq poèmes de Paul Eluard, 1935), Такой день, такая ночь (Tel jour, telle nuit), 9 стихотв. П. Элюара (1936–1937), Лягушатник (La grenouillère), сл. Г. Аполлинера (1938), Шуточная помолвка (Fiançailles pour rire), 6 стихотв. Л. де Вильморен (1939), Банальности (Banalités), 5 стихотв. Г. Аполлинера (1940), Три песни Ф. Гарсиа Лорки (Trois chansons de F. Garcia Lorca, 1947), Каллиграммы (Calligrammes), 7 стихотв. Г. Аполлинера (1948), Прохлада и огонь (La fraîcheur et le feu), 7 стихотв. П. Элюара (1950), Короткая соломинка (La courte paille), 7 стихотв. М. Карема (1960); Разговор (Colloque), сопр. и бар. с фп., сл. П. Валери (1940); История слоненка Бабара (Lhistoire de Babar, le petit éléphant), чтец и фп., сл. Ж. де Брюноффа (1940–1945).

Для фп.: свыше 30 произв., в том числе Три пасторали (Trois pastorales, 1917), Соната в 4 руки (1918, 2/1939), Три вечных движения (Trois mouvements perpétuels, 1918, окончат. ред. 1962), Прогулки (Promenades), 10 пьес (1921), Ноктюрны (Nocturnes), 8 пьес (1930–1938), Импровизации (Improvisations), 15 пьес (1932–1959).

Кам.-инстр. муз.: сонаты для 2 клар. (1918, 2/1945), клар. и фаг. (1922, 2/1945), влт., трубы и трбн. (1922, 2/1945); Трио для гоб., фаг. и фп. (1926); Секстет для фп. и дух. (1932–1939); сонаты для скр. и фп. (1943, 2/1949), влч. и фп. (1940–1948); Элегия (Elégie) для влт. и фп. (1957); сонаты для фл. и фп. (1957), клар. и фп. (1962), гоб. и фп. (1962); др. произв.

Лит. работы: Emmanuel Chabrier («Эмманюэль Шабрие»). Paris, 1961; Moi et mes amis. Paris, 1963 (рус. пер.: Я и мои друзья. М., 1977, переизд. 2005); Journal de mes melodies. Paris, 1964 (рус. пер.: Дневник моих песен. М., 2005); ст. о франц. и др. комп. и о собств. творчестве; собрание бесед с К. Ростаном: Entretiens avec Claude Rostand. Paris, 1954.