Респиги,

Отторино (Respighi; 9.7.1879, Болонья – 18.4.1936, Рим). Итальянский композитор. В 1891–1901 учился в Болонском музыкальном лицее, в том числе композиции у видного музыковеда Луиджи Торки и ведущего итальянского симфониста рубежа веков Джузеппе Мартуччи. Будучи оркестровым альтистом, в 1900–1903 дважды выезжал в Россию, где взял несколько уроков у Римского-Корсакова. В 1902 году брал уроки также у авторитетного Макса Бруха в Берлине. С 1913 жил в Риме, до 1935 преподавал в Лицее (впоследствии Консерватории и Академии) Санта-Чечилия. Наследие Респиги обширно, эклектично и весьма неравноценно. Почетное место в истории музыки ему обеспечили живописные четырехчастные симфонические поэмы Фонтаны Рима и Пинии Рима, которые смело можно назвать абсолютными вершинами итальянской симфонической классики (третья поэма цикла, Римские празднества, задумана с бóльшим размахом, но уступает двум первым по качеству музыкального материала). Если в своих «римских» поэмах Респиги тяготеет к импрессионизму (их пышное и вместе с тем изысканное оркестровое письмо родственно письму и молодого ), то на основании целого ряда других произведений его следовало бы причислить скорее к неоклассицизму. Так, Григорианский концерт для скрипки с оркестром, Дорийский квартет, оркестровая сюита Церковные витражи в значительной степени основаны на старинных церковных напевах и ладах, а юмористическая сюита для малого оркестра Птицы и три сюиты Старинных танцев и арий – на светской музыке XVI–XVIII веков. Присущие Респиги оркестровая изобретательность и дар стилизатора с блеском проявились в партитуре Лавки чудес – балета, скомпилированного по заказу Сергея Дягилева из вокальных и фортепианных миниатюр Россини. К числу немногих других сравнительно регулярно исполняемых опусов Респиги принадлежат вокальная поэма Закат для голоса со струнными и оркестровый Боттичеллиевский триптих по картинам Весна, Поклонение волхвов и Рождение Венеры. Среди опер Респиги наиболее интересной считается Спящая красавица для театра марионеток, среди других крупных вокальных работ – кантата Весна на текст Костана Заряна, стилизованный в духе архаической мистерии весеннего обновления природы.

Для театра: ок. 10 опер, в том числе Король Энцо (Re Enzo), комич. опера в 3 актах, либр. А. Донини (1905, Болонья), Семирама (Semirâma), трагич. поэма в 3 актах, либр. А. Чере (1910, Болонья), Бельфагор (Belfagor), лирич. комедия в 2 актах с прологом и эпилогом, либр. К. Гуасталлы по Э.Л. Морзелли (1923, Милан), Затонувший колокол (La campana sommersa), в 4 актах, либр. его же по Г. Гауптману (1927, Гамбург), Мария Египетская (Maria egiziaca), мистерия в 3 эпизодах, либр. его же (1932, Венеция), Спящая красавица (La bella dormente nel bosco), кукольная опера в 3 актах, либр. Дж. Бистольфи по Ш. Перро (1933, Рим), Пламя (La fiamma), в 3 актах, либр. Гуасталлы по Х. Вирс-Йенсену (1934, Рим), Лукреция (Lucrezia), одноакт., либр. его же по Шекспиру и Титу Ливию (1937, Милан); ок. 10 балетов, в том числе Лавка чудес (La boutique fantasque) по пьесам Россини (1919, Лондон) и др. произв. на основе муз. др. комп., Балкис, царица Савская (Belkis, regina di Saba), либр. Гуасталлы (1932, Милан).

Орк. муз. (осн. произв.): Концерт в старинном стиле (Concerto allantica), скр. и орк. (1908); Фонтаны Рима (1916); Старинные танцы и арии для лютни (Antiche danze ed arie per liuto), 1-я сюита, мал. орк., на осн. пьес XVI века (1917); Баллада гномоподобных (Ballata delle gnomidi, 1919); Adagio con variazioni, влч. и орк. (1921); Григорианский концерт (Concerto gregoriano), скр. и орк. (1921); Старинные танцы и арии для лютни (Antiche danze ed arie per liuto), 2-я сюита, на осн. пьес XVI–XVII веков (1923); Пинии Рима (Pini di Roma, 1924); Концерт в миксолидийском ладу (Concerto in modo misolidio), фп. и орк. (1925); Осенняя поэма (Poema autunnale), скр. и орк. (1925); Церковные витражи (Vetrate di chiesa, 1926); Боттичеллиевский триптих (Trittico botticelliano), мал. орк. (1927); Бразильские впечатления (Impressioni brasiliane, 1928); Птицы (Gli uccelli), мал. орк. (1928); Токката для фп. с орк. (1928); Римские празднества (Feste romane, 1928); Старинные танцы и арии для лютни (Antiche danze ed arie per liuto), 3-я сюита, версия для стр. орк. (1931); Концерт пяти (Concerto a cinque), гоб., труба, скр., кб., фп., стр. орк. (1933).

Песни для гол. с фп.: свыше 70, в том числе Пять песен в старинном стиле (Cinque canti allantica, ок. 1906), Шесть мелодий (Sei melodie, 1906), 2 тетради по Шесть стихотворений (Sei liriche, 1909 и 1912), Лесное божество (Deità silvane), сл. А. Рубино (1917), Пять стихотворений (Cinque liriche, 1917), Четыре стихотворения (Quattro liriche), сл. Г. Д’Аннунцио (1920), 4 песни на сл. арм. поэтов (1921), Вокализы в новейшем стиле (Vocalizzi nello stile moderno), 3 пьесы (1930).

Др. вок. муз. (осн. произв.): Персы (I persiani), кантата, 3 гол., муж. хор и орк., сл. Эсхила (1900, 2/1906); Аретуза (Aretusa), м.-сопр. и орк., сл. П.Б. Шелли (1911); Закат (Il tramonto), м.-сопр. и стр. орк. или квартет, сл. его же (1914); Чувствительная (La sensitiva), м.-сопр. и орк., сл. его же (1915); Весна (La primavera), 6 гол., хор и орк., сл. К. Заряна (1918–1922); Лауда на Рождество Господне (Lauda per la natività del Signore), 3 гол., хор, 6 дер. дух., треугольник и фп. в 4 руки, сл. Якопоне да Тоди (1930); орк. версии песен для гол. с фп.; конц. обр. отрывков из опер.

Для 27 инстр. (осн. произв.): Стр. квартет d (1909); Соната для скр. и фп. h (1917); Дорийский квартет (Quartetto dorico), стр. квартет (1924); Сюита табакерки (Suite della tabacchiera), 2 фл., 2 гоб., 2 фаг., фп. в 4 руки (1930); Старинные танцы и арии для лютни (Antiche danze ed arie per liuto), 3-я сюита, версия для стр. квартета (1931).

Пьесы и обр. собств. произв. для фп. в 2 и 4 руки; пьесы для орг.

Транскрипции и обр. произв. композиторов XVII–XX веков, в том числе Монтеверди (Плач Ариадны для гол. с орк., 1908, Орфей с большим орк., 1934), Баха (оркестровки произв. для орг.), Россини (см. «Для театра»), Рахманинова (оркестровка 5 этюдов-картин, 1930) и менее известных рус. комп.