Рим,

Вольфганг (Rihm; р. 13.3.1952, Карлсруэ). Немецкий композитор. Учился в Карлсруэ (1968–1972), в том числе у Вольфганга Фортнера и Хамфри Сёрла, затем в Дармштадте, Кёльне (у , 1972–1973) и во Фрайбурге (у , 1973–1976). Карьера Рима развивалась стремительно; к середине 1970-х он уже был одной из самых заметных фигур в музыке ФРГ. С самого начала заявил о себе как художник с серьезными творческими устремлениями и разносторонними культурными интересами, далекий от умозрительного авангардного академизма и вместе с тем не склонный к полистилистике и другим поверхностным проявлениям так наз. постмодернизма. Направление, представленное творчеством Рима, было названо «новой простотой», однако это определение едва ли подходит к его музыке, достаточно сложной по языку и фактуре (в настоящее время термином «новая простота» принято обозначать принципиально иную тенденцию). Более точная характеристика стиля Рима – «новый экспрессионизм». Подобно экспрессионистам начала XX века, Рим сочиняет музыку с легко угадываемым (хотя и не поддающимся простой дешифровке) психологическим подтекстом, пользуясь преимущественно свободно-атональным, порой подчеркнуто «неблагозвучным» языком и приберегая консонантность для моментов относительной разрядки или для возвышенных, патетических кульминаций; тяготеет к резким контрастам, импульсивным жестам, широким скачкам и наложениям разнородных элементов; избегает повторов, но нередко оживляет музыкальную ткань ритмическими остинато, которые могут ассоциироваться с теми или иными отдаленными жанровыми прототипами из области танцевальной, бытовой и фольклорной музыки. В соответствии с принципами экспрессионизма Рим больше заботится о непосредственной фиксации изменчивых состояний, едва заметных нюансов, внезапных сдвигов и потрясений, чем о цельности формы и ясности концепции. В благоприятных случаях результатом такого подхода становится поток останавливающих на себе внимание, запоминающихся, увлекательных звуковых событий. В ряде произведений, особенно созданных после начала 1990-х, Рим вполне убедительно адаптирует язык «нового экспрессионизма» к воплощению оригинальных поэтических и композиционных идей и «вечных» тем. Его опера Покорение Мексики, созданная по мотивам творчества французского реформатора театра Антонена Арто, снискала успех благодаря удачному сочетанию разнообразных типов музыкальной выразительности, ярким хоровым и оркестровым эффектам, энергично развивающемуся действию. К числу работ Рима, свидетельствующих о его эволюции в сторону более связного, сдержанного, экономного и монументального письма, относятся Страсти по Луке, где фрагменты евангельского рассказа (на немецком) и католических богослужебных песнопений (на латыни) удачно дополняются заключением на текст знаменитого трагического стихотворения Tenebrae (Потемки) немецкоязычного поэта еврейского происхождения Пауля Целана. Особая сфера творчества композитора, подчеркивающая его духовную связь с немецкой романтической традицией, – Lieder для голоса с фп. или с инструментальным ансамблем на стихи поэтов-классиков.

Список сочинений кажется почти необъятным, но многие из входящих в него партитур – лишь предварительные варианты реализации или составные части более крупных замыслов. Со временем заранее опробованный материал объединяется в масштабные циклы – такие, как Abgesangsszenen (возможный перевод – Сцены-припевы), Звукоописания, Шифры, Погони и формы (заглавие передает излюбленную Римом идею «погони» за недостижимой целостностью), К симфонии-реке (имеется в виду восходящая к Гераклиту идея вечного обновления) и др.

С 1978 Рим регулярно читает лекции в Дармштадте. С 1985 – профессор композиции ВМШ в Карлсруэ.

Для театра: Фауст и Йорик (Faust und Yorick), одноакт. кам. опера № 1, либр. Ф. Хаса по Ж. Тардьё (1976, пост. 1977, Мангейм); Якоб Ленц (Jakob Lenz), одноакт. кам. опера № 2, либр. М. Фрёлинга по Г. Бюхнеру (1978, пост. 1979, Гамбург); Тутугури (Tutuguri), хореогр. поэма по А. Арто (1982, Зап. Берлин); Гамлет-машина (Die Hamletmaschine), муз. театр в 5 частях, либр. Р. по Х. Мюллеру (1986, пост. 1987, Мангейм); Эдип (Oedipus), муз. театр, тексты Софокла (в пер. Ф. Гёльдерлина), Ф. Ницше и Х. Мюллера в адаптации Р. (1987, Зап. Берлин); Покорение Мексики (Die Eroberung von Mexico), муз. театр в 4 частях, либр. Р. по А. Арто (1992, Гамбург); Серафим (Séraphin), опыт театра для инстр. и гол. по А. Арто, без сл. (1994, Франкфурт-на-Майне, 2/1996, Штутгарт, 3/2007, Афины); Вольера (Das Gehege), одноакт. монодрама, текст Б. Штрауса (2006, Мюнхен, в один вечер с Саломеей Штрауса); Прозерпина (Proserpina), монодрама для сопр., хора и орк. по одноим. пьесе Гёте (2008); Дионис (Dionysos), текст Р. по Ницше (2010, Зальцбург); Улица, Люсиль (Eine Straße, Lucile, 2011, Карлсруэ).

Орк. муз.: Adagio, стр. (1969); 1-я симфония (1969); Morphonie, орк. и стр. квартет (1972–1973); Магма (Magma, 1973); Dis-Kontur (1974); Sub-Kontur (1975); 2-я симфония (1975); Световолие (Lichtzwang), скр. и орк., памяти Пауля Целана (1976); Разрезает и растворяет (Cuts and Dissolves, 1976); Музыка углубляет небо (La musique creuse la ciel), 2 фп. и орк. (1979); Abgesangsszene I (1979); Abgesangsszene V (1979, ред. для 2 гол. и орк. вошла в Abgesangsszenen, см. вок. муз.); Первая двойная песнь (Erster Doppelgesang), альт, влч. и орк. (1980); Знаки-1 (Двойники) (Zeichen I (Doubles)), бас. фл. (тж. фл.‑пикк.), контрабасовый клар. (тж. клар.-пикк.) и 2 орк. группы (1981); пьесы к балету Тутугури: Tutuguri I, III (1981), Tutuguri II (1981–1982), Tutuguri IV, с чтецом ad lib., сл. А. Арто (1982); Концерт для альта с орк. (1979–1983); Вторая двойная песнь (Zweiter Doppelgesang), клар., влч. и орк. (1983); Монодрама (Monodram), влч. и орк. (1983); Тень (Schattenstück, 1984); Предчувствия (Vorgefühle, 1984); След (Spur, 1985); Отход (Abkehr, 1985); Набросок: сумерки и контур (Aufzeichnung: Dämmerung und Umriss, 1985; пьесы Сумерки и Контур могут исполняться по отдельности); Без названия-1 (Unbenannt I, 1986); Звукоописание-1 (Klangbeschreibung I), 3 орк. группы (1982–1987); Звукоописание-3 (Klangbeschreibung III, 1984–1987); Compresenze (1985–1987); Без названия-2 (Unbenannt II, 1987); Танец (оркестровая стенограмма) (Danse (Ein Orchesterstenogramm), 1987); 3 вальса (1979–1988, орк. ред. фп. пьес); Взгляд (Blick, 1988); Неоконченная встреча (Schwebende Begegnung, 1989); Без названия-3 (Unbenannt III, 1990); Ненаписанная картина (Ungemaltes Bild), 2 скр. и 3 уд. в отдалении, орк. (1990); Обрамление (памяти Луиджи Ноно, 4-я попытка) (Umfassung (in memoriam Luigi Nono, vierter Versuch)), 2 орк. группы (1990); Ins Offene… (1990, 2/1992); Траурная гондола/Ледяное море (памяти Луиджи Ноно, 5-я попытка) (La lugubre gondola/Das Eismeer (in memoriam Luigi Nono, fünfter Versuch)), фп. и 2 орк. группы (1992, ред. для 2 фп. и 2 орк. групп 1994); Итак-2 (– Et nunc II), дух. и уд., в т. ч. 2 трубы и 2 уд. в отдалении (1992); Третья музыка для скрипки и оркестра (Dritte Musik für Violine und Orchester, 1993); Музыка для гобоя и оркестра (Musik für Oboe und Orchester, 1994); Сфера (Sphere), фп., дух. и уд., в т. ч. 2 трубы и 2 уд. в отдалении (1994); К симфонии-реке-1 (Vers une Symphonie fleuve I), 2 трубы и 2 уд. в отдалении, орк. (1992–1995); К симфонии-реке-2 (Vers une Symphonie fleuve II), 2 трубы и 2 уд. в отдалении, орк. (1992–1995); К симфонии-реке-3 (Vers une Symphonie fleuve III), 2 трубы и 2 уд. в отдалении, орк. (1992–1995); Эпи-граф (In-Schrift, 1995); Строгий напев (1996, см. тж. вок. муз.); Стикс и Лета (Styx und Lethe), влч. и орк. (1997–1998); Марсий (Marsyas), труба, уд. и орк. (1998–1999); Sotto voce, фп. и орк. (1999); Музыка для кларнета с оркестром (Над линией-2) (Musik für Klarinette und Orchesterber die Linie II)), 1999); Зеркало и река (Spiegel und Fluss, 1999); К симфонии-реке-4 (Vers une Symphonie fleuve IV, 1997–2000); В начале (Im Anfang, 1998–2000); Концерт для стр. квартета и орк. Дифирамб (Dithyrambe, 2000); 2-й концерт для альта с орк. Над линией-4 (Über die Linie IV, 2000–2002); Чтение письма (Das Lesen der Schrift, 2001–2002); Канцона Над линией-5 (Canzona per sonare ‘Über die Linie V), альт. тромбон и 2 орк. группы (2002); Превращение (Verwandlung, 2002); Без названия-4 (Unbenannt IV), орк. и орг. (2002–2004); Третья двойная песнь (Dritter Doppelgesang), клар., альт и орк. (2004); Две другие части (Two Other Movements, 2004); Превращение-2 (Verwandlung II, 2005); Концерт в одной части (Konzert in einem Satz), влч. и орк. (2006); Sotto voce-2, фп. и орк. (2007); Псалом (Psalmus), фаг. и орк. (2007); Смычком (Collarco), 4-я музыка для скр. и орк. (2007–2008); Игра света (Lichtes Spiel), летняя пьеса для скр. и малого орк. (2009); 2-й концерт для фп. с орк. (2014); Стихи художника (Gedicht des Malers), скр. и орк. (2014); произв. на материале опер и др.

Для больших инстр. анс. (1129 исполн.): Сегменты (Segmente), 18 стр. (1971); Ночной порядок (Nachtordnung), 7 пьес, 15 стр. (1976); Лендлер (Ländler), 13 стр. (1979, ред. произв. для фп.); Натюрморт – все еще живой (Nature-morte still alive), 13 стр. (1979–1980); Gebild, выс. труба, уд. (1 исполн.) и стр. (от 21) (1982, 2/1997); Шифр-2 (Отбивать тишину) (Chiffre II (Silence to be beaten)), 15 исполн. (1983); Шифр-3 (Chiffre III), 12 исполн. (1983); Шифр-5 (Chiffre V), 17 исполн. (1984); Вспышки (Fusées), 16 исполн. (1984); Шифр-7 (Chiffre VII), 17 исполн. (1985); Нет небосвода (Kein Firmament), 14 исполн. (1988); Отвернувшись-1 (Abgewandt 1), 11 исполн. (1989); Темная игра (Dunkles Spiel), 20 исполн. (1988–1990); Cantus firmus (памяти Луиджи Ноно, 1-я попытка) (Cantus firmus (in memoriam Luigi Nono, erster Versuch)), 14 исполн. (1990); Ричеркар (памяти Луиджи Ноно, 2-я попытка) (Ricercare (in memoriam Luigi Nono, zweiter Versuch)), 14 исполн. (1990); Отвернувшись-2 (памяти Луиджи Ноно, 3-я попытка) (Abgewandt 2 (in memoriam Luigi Nono, dritter Versuch)), 14 исполн. (1990); Этюд для «Серафима» (Étude pour ‘Séraphin’), 4 трбн., 4 тубы и 6 уд. (1992); Пропетое время (Gesungene Zeit), скр. и 25 исполн. (1992); Форма/две формы (Form/Zwei Formen), 4 анс. по 5 исполн. (1993–1994); Полюс (Pol), 13 исполн. (1996, ред. пьесы для 6 исполн., 1995); Ядро (Nucleus), 13 исполн. (1996); Скрытые формы (Verborgene Formen), 21 исполн. (1995–1997); Компактная форма (Gedrängte Form), 14 исполн. (1995–1998); Погони и формы (Jagden und Formen), 29 исполн. (1995–2001); Пьесы певца (Die Stücke des Sängers), арфа и 21 исполн. (2000–2001); Загнанная форма (Gejagte Form), 25 исполн. (1995–2002); Сфера вокруг сферы (Sphäre um Sphäre), 11 исполн. (2002); Пост-скриптум – шифр (Nach-Schrift Eine Chiffre), 17 исполн. (1982–2004).

Инстр. муз. для 510 исполн.: Концерт для фп. и 7 инстр. (1969); Видение (эскизы по Шуберту) (Erscheinung (Skizze über Schubert)), 9 стр. и фп. ad lib. (1978); Music-Hall-Suite, клар., 2 сакс., труба, скр., кб., фп. и уд. (1979); Кресты (Kreuze), 6-я пьеса к балету Тутугури (Tutuguri VI), 6 уд. (1981); Шифр-1 (Chiffre I), фп., клар., фаг., труба, трбн., 2 влч. и кб. (1982); Картина (шифр) (Bild (eine Chiffre)), влт., труба, трбн., скр., влч., кб., фп. и 2 уд. (1984); Шифр-6 (Chiffre VI), бас-клар. (тж. мал. клар.), к.-фаг., влт., стр. квартет и кб. (1985); Без названия (Sine nomine), влт., 2 трубы и 2 трбн. (1985); Прощальный марш (Abschiedsmarsch), 4 трубы, 3 трбн. и уд. (1987); Протокол, сон (Protokoll, ein Traum), 6 влч. (1987); Шифр-8 (Chiffre VIII), бас-клар., к.-фаг., влт., труба, 2 влч., кб. и фп. (1985–1988); Фигура (Figur), 4 к.-бас. трбн., арфа и уд. (1989); Холодный (Kalt), гоб., англ. рожок, трбн., альт, влч., кб., фп. и уд. (1991); Колхида (Kolchis), арфа, влч., кб., фп. и уд. (1991); Полюс (Pol), бас-клар., арфа, альт, влч., кб. и уд. (1995, ред. для 13 исполн. 1996); Под вопросом – памяти Курта Кохершайдта (In Frage in memoriam Kurt Kocherscheidt), англ. рожок, бас-клар., арфа, альт, влч., кб. и уд. (1999–2000); Bonus, англ. рожок, 2 трубы, трбн., арфа (2001); Сфера после этюда (Sphäre nach Studie), арфа, 2 кб., фп. и 2 уд. (2002); Лохмотья-3 (Fetzen 3), акрд. и стр. квартет (2002); Interscriptum, фп. и стр. квартет (2002); Раз за разом (Male über Male), клар., 2 альта, влч. и 2 кб. (2003); Дух. квинтет (2003); На открытом воздухе (En plein air), фл., клар., арфа и стр. квартет (2004); Лохмотья-5 (Fetzen 5), акрд. и стр. квартет (2004); Лохмотья-6 (Fetzen 6), акрд. и стр. квартет (2004); Лохмотья-7 (Fetzen 7), акрд. и стр. квартет (2004); Лохмотья-8 (Fetzen 8), акрд. и стр. квартет (2004); Новая канцона (Canzona nuova), 5 альтов (1982).

Инстр. муз. для 24 исполн.: Стр. квартет g (1966); Стр. квартет (1968); 1-й стр. квартет (1970); 2-й стр. квартет (1970); Пьеса для фп. (Klavierstück) № 3, в 4 руки (1970–1971); Печаль звезды (Tristesse dune étoile), стр. квартет (1971); Hekton, скр. и фп. (1972); Парафраза (Paraphrase), влч., фп. и уд. (1972); Оплакивание (Déploration), фл., влч. и уд. (1973); Семикратный образ (Siebengestalt), орг. и томтом (1974); 3-й стр. квартет В глубине души (Im Innersten, 1976); Музыка для 3 струнных (Musik für 3 Streicher), стр. трио (1977); 4-й стр. квартет (1979–1981); Канцона (Canzona), 4 альта (1982); 5-й стр. квартет Без названия (Ohne Titel, 1981–1983); Чужие сцены 1–3 (Fremde Szenen IIII), фп. трио (1982–1983); Шифр-4 (Chiffre IV), бас-клар., влч. и фп. (1983—84); 6-й стр. квартет Синяя книга (Blaubuch, 1984); 7-й стр. квартет Метаморфозы (Veränderungen, 1985); Маска (Maske), 2 фп. (1985); Verzeichnung-Studie, альт, влч. и кб. (1986); Несколько коротких вальсов (Mehrere kurze Walzer), фп. в 4 руки (1979–1988); 8-й стр. квартет (1988); Пьеса (Stück), 3 уд. (1989); Duomonolog, скр. и влч. (1989); На горизонте (Am Horizont), скр., влч. и акрд. (1991); Между строк (Zwischen den Zeilen), стр. квартет (1991); Лик (Antlitz), скр. и фп. (1993, ред. для влч. и фп. Von weit); 9-й стр. квартет Пьеса для квартета (Quartettsatz, 1993); Фантом и эскапада (Phantom und Eskapade), скр. и фп. (1993–1994); В ядре (In nuce), альт, влч. и кб. (1994); 10-й стр. квартет (1997); Лохмотья-1 (Fetzen 1), стр. квартет (1999); 12-й стр. квартет (2000—01); Лохмотья-2 (Fetzen 2), стр. квартет (2002); Песнь (Gesangsstück), трио-фантазия для клар., скр. и фп. (2002); Над-пись (Über-Schrift), 2 фп. (1992—2003); Три вступления к одному острову (Drei Vorspiele zu einer Insel), фл., скр. и уд. (2003); Над линией-6 (Über die Linie VI), альт. фл., скр. и влч. (1992–2004); Этюд для квартета (Quartettstudie), стр. квартет (2003–2004); Лохмотья-4 (Fetzen 4), альт и акрд. (2004); Grave, стр. квартет (2005); Противоположность (Gegenstück), кб.-сакс., уд. и фп. (2006); Про-екция (Grund-Riß), кб.-клар., кб.-трбн. и кб.-сакс. (2006); Письмо-Пере-писывание (Schrift-Um-Schrift), 2 фп. и 2 уд. (1993–2007); 11-й стр. квартет (1998–2007); 13-й стр. квартет (2011); Жест для [Эмилио] Ведовы (Geste zu Vedova), стр. квартет (2015).

Инстр. муз. для 1 исполн.: Размышление (Contemplatio), орг. (1967); 3 фантазии памяти Ж. Алена, орг. (1967); Фантазия, орг. (1968); Пьесы для фп. (Klavierstücke) № 1 (1970), 2 (1971), 4 (1974), 5 Гробница (Tombeau, 1975), 6 Багатели (Bagatellen, 1977–1978); Лендлер (Ländler), фп. (1979); Изгнание, ночное гуляние (Bann, Nachtschwärmerei), орг. (1980); Пьеса для фп. (Klavierstück) № 7 (1980); Вальсы любви Брамса (Brahmsliebewalzer), фп. (1986); Следующий этюд (Nachstudie), фп. (1992–1994); Диалог (Zwiesprache), фп. (1999); Над линией (Über die Linie), влч. (1999); Две линии (Zwei Linien), фп. (1999); На другом листке (Auf einem anderen Blatt), фп. (2000); Четыре раза (Vier Male), клар. (2000); Над линией-7 (Über die Linie VII), скр. (2006); др. миниатюры.

Хор. муз.: Crucifixus, a cappella (1968); 3-я симфония, сопр., бар., хор и орк., сл. Ф. Ницше и А. Рембо (1976–1977); Гонимая, неприкаянная (Umhergetrieben, aufgewirbelt), м.-сопр., бар., хор и фл., сл. Ф. Ницше (1981); Закрытым ртом (Mit geschlossenem Mund), вокализ, 8 гол. (1982); День [гнева] (Dies), оратория, 4 гол., 2 чтеца, смеш., дет. и говорящий хоры, орг. и орк., сл. из Градуала, лат. Библии и Леонардо да Винчи (1984); Другие тени (Andere Schatten), 3 гол., чтец, кам. хор и кам. орк., сл. Жан-Поля (1985); Звукоописание-2 – Внутренняя граница (Klangbeschreibung II Innere Grenze), 4 жен. гол., 5 медн. дух. и 6 уд., сл. Ф. Ницше (1986–1987); Ночная стража (Nachtwach), 8 гол., хор, 4 трбн., вудблок, сл. из Библии (1987–1988); Отъезд (Départ), хор, говорящий хор и инстр. анс., сл. А. Рембо (1988); Секретный блокнот (Geheimer Block), 4 гол., хор и орк., без сл. (1989); Куда ты меня увлекаешь? (Quo me rapis), двойной хор или 8 гол., сл. Горация (1990); Нет образа/нет пути (Bildlos/Weglos), 7 жен. гол. и орк., без сл. (1990, 2/1992); Космическое око (Raumauge), хор и 5 уд., сл. Эсхила в нем. пер. (1986—93, 2/1994); Communio I (Lux aeterna), к.-а., хор мальчиков, смеш. хор, инстр. анс., в том числе 4 уд. в отдалении (1995); Maximum est unum, 5 жен. гол., 2 хора, орг. и орк., сл. Мастера Экхарта и Николая Кузанского (1996); Страсти по Луке (Deus Passus, Passions-Stücke nach Lukas), 5 гол., хор и орк., сл. из Лк., католич. богослуж. тексты и стихи П. Целана (1999–2000); Звездный (Над линией-3) (Astralisber die Linie III)), кам. хор, влч. и 2 литавры, сл. Новалиса (2001); Счастливый остров (Insula felix), сопр., тен., кам. хор и кам. орк., сл. В. Штрабо (2003); Память (3 отрывка Реквиема) (Memoria (Drei Requiem-Bruchstücke)), дискант, к.-а., хор и орк., сл. Н. Закс (1994–2004); Что есть Бог? (Quid est Deus), кантата для смеш. хора и орк., тексты из Corpus Hermeticum (2007); Requiem Strophen, 3 певца-солиста, хор и орк., памяти П. Булеза (2016–2017).

Др. вок. муз.: 2 песни, сл. О. Лёрке, сопр., 2 альта, 2 влч. и кб. (1968); песни на сл. Г. Тракля, Ш. Георге, Г. Хайма, Ф. Бюхлера, А. Штрамма, Ф. Гёльдерлина и Р.М. Рильке, гол. с фп. (1968–1970); Как лань жаждет потоков воды (Sicut cervus desiderat ad fontes aquarum), сопр. и 8 инстр., сл. Эсхила (1970); Четыре стихотворения из книги Целана «Возвращение дыхания» (Vier Gedichte ausAtemwendevon Paul Celan), гол. с фп. (1973); Вырисовавшееся в темноте (Hervorgedunkelt), 5 стихотв. Целана, м.-сопр. и 7 инстр. (1974); О Ночь (O Notte), бар. и 10 инстр., сл. Микеланджело (1975); Концертная ария (телепсихограмма) (Konzertarie (Telepsychogramm)), м.-сопр. и орк., сл. Людвига II (1975); Песни Александра (Alexanderlieder), м.-сопр. и бар. с фп., сл. Э. Хербека (1975–1976); Фрагменты из Гёльдерлина (Hölderlin-Fragmente), гол. с фп. или с орк. (1977); Новые песни Александра (Neue Alexanderlieder), бар. с фп., сл. Э. Хербека (1979); Фрагменты из Ленца (Lenz-Fragmente), гол. с фп. или с орк. (1980); Abgesangsszenen, м.-сопр., бар. и орк., в 5 частях, сл. Ф. Ницше, П. Хухеля и Новалиса (1979–1981, 1-я часть для орк., части могут исполняться по отдельности); Книга песен на слова [А.] Вёльфли (Wölfli-Liederbuch), бар., фп. и 2 больших барабана ad lib. (1980–1981, орк. ред. под назв. Песни на слова Вёльфли (Wölfli-Lieder), 1981–1982); Umsungen, бар. и 8 инстр., сл. Ф. Ницше (1984); Но что же (Was aber –), 2 жен. гол. с орк., сл. Пиндара в пер. Ф. Гёльдерлина (1986); Песни Лаури (Lowry-Lieder), сопр. и орк., сл. В. Вондрачека (1982–1987); Моя смерть. Реквием памяти Джейн С. (Mein Tod Requiem in memoriam Jane S.), сопр. и орк., сл. его же (1988–1989); Женщина/Голос (Frau/Stimme), 2 сопр. и орк., сл. Х. Мюллера (1989); Красное (Das Rot), 6 стихотв. К. фон Гюндероде, сопр. или тен. с фп. (1990); Прощальные пьесы (Abschiedsstücke), сопр. и 15 инстр., сл. В. Вондрачека (1993); Четыре стихотворения Петера Хертлинга (Vier Gedichte von Peter Härtling), гол. с фп. (1993); O, meine Seele war ein Wald, м.-сопр., к.-а., арфа, альт, влч. и кб., сл. Э. Ласкер-Шюлер (1994); Строгий напев с песней (Ernster Gesang mit Lied), бар. и орк., сл. Г. Бюхнера (1997, см. тж. орк. муз.); Апокриф (Apokryph), бар. с фп., сл. его же (1997); Три стихотворения Моник Тонэ (Drei Gedichte von Monique Thoné), гол. с фп. (1997); Песня (Lied), гол. и 21 инстр. (1997); Респонсорий (Responsorium), жен. гол., 8 медн. дух., арфа, кб. и 5 уд. (1997); Немецкая пьеса с Гамлетом (Deutsches Stück mit Hamlet), м.-сопр., бар. и орк., сл. Э. Мюзама, И.-В. Гёте, Г. Гервега, Г. Фрейлиграта, Х. Мюллера, Г. Гейне, Г. Бенна и Ф. Гёльдерлина (1997–1998); Nebendraussen, гол. с фп., сл. Г. Ленца (1998); Trigon, жен. гол. и инстр. анс., без сл. (1993–1999); Три поздних стихотворения Хайнера Мюллера (Drei späte Gedichte von Heiner Müller), м.-сопр. и орк. (1998–1999); На двойной глубине (In doppelter Tiefe), м.-сопр., к.-а. и орк., сл. М. ван дер Люббе (1999); Конец рукописи (Ende der Handschrift), вок. цикл, гол. с фп., сл. Х. Мюллера (1999); …река-5 (всему свое время) (…fleuve V (omnia tempus habent)), м.-сопр., бар. и орк., сл. из Библии (1997–2000); Вопрос – памяти Курта Кохершайдта-2 (Frage in memoriam Kurt Kocherscheidt II), сопр. и 9 инстр. (1999–2000); Тихая пьеса (Stilles Stück), бар. и двойной стр. квартет, сл. Г. Ленца (2000); Рильке: четыре стихотворения (Rilke: Vier Gedichte), тен. с фп. или с орк. (2004); Песни на слова [Кристины] Лаван (Lavant-Gesänge), к.-а. с фп. (2000–2001); Шесть стихотворений Фридриха Ницше (Sechs Gedichte von Friedrich Nietzsche), бар. с фп. (2001); Ария/Ариадна (Aria/Ariadne), сопр. и инстр. анс., сл. Ф. Ницше (2001); Европа после последнего дождя (Europa nach dem letzten Regen), 11 стихотв. Д. Грюнбайна, сопр., к.-а., тен. и орк. (2003); Портрет: Анакреон (Bildnis: Anakreon), тен., клар., арфа, влч. и фп., сл. Э. Мёрике (2004); Три стихотворения Гёльдерлина (Drei Hölderlin-Gedichte), гол. с фп. (2004); Один и двойной. Пять песен из полумрака (Eins und doppelt. Fünf Lieder aus dem Zwielicht), бар. с фп., сл.И.-В. Гёте, Т. Фонтане и А. фон Арнима (2004); Одинок и задумчив (Solo e pensoso), 2 сонета Ф. Петрарки, муж. гол., арфа и альт (2004); Голос 1–3 (Eine Stimme 1–3), м.-сопр. и анс., без слов (2004–2005); Монолог Пентесилеи (Penthesilea Monolog), сопр. и орк., сл. Г. фон Клейста (2005); Страстны́е тексты (Passions-Texte), 6 гол. a cappella (2001–2006); Всенощная (Vigilia), 6 гол. и анс. (2001–2006); Петь (Zu singen), сопр. и клар., сл. Ф. Гёльдерлина (2006); Гейне к «Серафине» (Heine zuSeraphine), 7 стихотв. Г. Гейне для гол. с фп. (2006); Чуждый свет (Fremdes Licht), сопр., скр., клар. и малый орк., сл. К. Брентано (2006); Безымянный (Das Namenlose), сопр. клар. и фп., сл. Р. Музиля (2006); Акт (Akt), этюд для сопр. и стр. квартета, без слов (2006); Акт и день (Akt und Tag), 2 этюда для сопр. и стр. квартета, сл. У. Блейка (2006); песни на сл. И.-В. Гёте (Goethe-Lieder), тен. или бар. и фп. (2004–2007); Диптих (Diptychon), сопр. и орк., сл. Ф. Гёльдерлина (2007); Балинту [Варге] (An Bálint), чтец и фп. трио, сл. Р. (2007); Тьма (Skoteinós), 3 муж. гол., уд. и 3 трбн., сл. из Гераклита (2008); Колон (Kolonos), к.-тен. и малый орк., сл. Ф. Гёльдерлина из Софокла (2008); 4 поздних стихотв. Ф. Рюккерта, м.-сопр. или бар. и фп. (2008); Художник грезит (Der Maler Träumt), бар. и анс., сл. М. Бекмана (2009); Et Lux, вок. квартет и стр. квартет (2009).

Обр. произв. И. Штрауса и Шуберта.

Статьи и интервью, в т.ч. в сб.: Wolfgang Rihm: ausgesprochen. Winterthur, 1997; Интервью с М. Гайкович // Трибуна современной музыки. 2006. № 1.