Рославец,

Николай Андреевич (5.1.1881, Душатин, ныне Брянской области – 23.8.1944, Москва). Русский, советский композитор. Происходил из крестьянской среды, в детстве овладел скрипкой, с 1902 по 1912 год учился в Московской консерватории, в том числе у видного педагога композиции Сергея Василенко; представленная им на окончание консерватории опера-кантата по Байрону Небо и земля была удостоена большой серебряной медали. Дальнейшая творческая эволюция Рославца проходила под влиянием французских импрессионистов и ; среди его ранних опусов примечательны утонченно оркестрованная, по-скрябински «полётная» симфоническая поэма В часы новолуния и более сдержанный Ноктюрн для 5 инструментов, модальный язык которого ассоциируется скорее со стилистикой . Ок. 1915 Рославец разработал оригинальную технику письма на основе так наз. синтетаккорда – комплекса из нескольких звуков, служащего источником всех вертикальных и горизонтальных звукосочетаний данной композиции (синтетаккорды Рославца суть гармонические поля, функционально аналогичные так наз. мистическому аккорду Прометея Скрябина и нередко сходные с ним по интервальному составу; идея синтетаккорда имеет точки соприкосновения с идеей серии, к которой пришел позднее). В тот же период сблизился с представителями радикальных течений в других видах искусств – футуристами и супрематистами (дружил с Казимиром Малевичем, который усматривал в музыке Рославца освобождение от «приятности» и других отживших атрибутов старого искусства и приближение к идеалу «беспредметности»). Подобно многим «левым» деятелям предреволюционного искусства, принял советскую власть, после 1917 года несколько лет работал в ее структурах и был активным деятелем Пролеткульта – неправительственной организации, поставившей своей целью создание новой, подлинно пролетарской культуры, свободной от буржуазных влияний (Рославец считал свою музыку, основанную на технике синтетаккордов, в перспективе понятной и доступной пролетарскому слушателю). Как один из лидеров Ассоциации современной музыки и представитель «модернистского» крыла советской музыки, до второй половины 1920-х оставался заметной фигурой на культурной сцене СССР, много выступал как музыкальный критик; его кантата Октябрь была включена в программу торжественного концерта к 10-летию революции (1927) в качестве одного из самых ярких образцов подлинно советского композиторского творчества (наряду с симфонией Октябрю и фрагментами из балета Сталь ). К этому же периоду относится его самое значительное произведение – трехчастный Скрипичный концерт, в котором принцип опоры на синтетаккорд трактуется свободнее, чем в более ранних камерно-инструментальных и фортепианных опусах. Эта масштабная партитура, выполненная в традициях позднеромантического виртуозного «большого стиля» (отдельными мотивами и оборотами она напоминает 1-й концерт ), со сложно построенной сонатной первой частью, возвышенным срединным adagio и энергичным рондо, оставалась практически неизвестной до 1989 года. Опыты Рославца в жанре массовой песни не уберегли его от ожесточенных нападок со стороны догматиков из Российской ассоциации пролетарской музыки, чье влияние резко усилилось в конце 1920-х, и в 1931 году он вынужденно переехал из Москвы в Узбекистан, где стал музыкальным руководителем Ташкентского музыкального театра и сочинил первый узбекский балет. По возвращении в Москву (1933) вел малозаметную жизнь. Многие его произведения утеряны.

Осн. произв. для орк.: В часы новолуния (ок. 1913); Концерт для скр. с орк. (1925); Камерная симфония (1926, неоконч., завершена Александром Раскатовым, 1989); Комсомолия, с хором (1928); Камерная симфония (1934–1935, авторство Р. сомнительно); Концерт для скр. с орк. [№ 2] (1936).

Осн. произв. для хора, в том числе с солистами и орк.: Небо и земля, опера-кантата по Байрону (1912); Октябрь, сл. В. Александровского, В. Кириллова и С. Обрадовича (1927); массовые песни; обр. революционных песен.

Осн. произв. для скр. и фп.: 1-я соната (1913); Композиция (1914); Поэма (1915); 2-я соната (1917); 4-я соната (1920); 3 танца (1923); 24 прелюдии (1941–1942).

Для альта и фп.: 1-я соната (1926); 2-я соната (ок. 1930).

Осн. произв. для влч. и фп.: Танцы белых дев (1913); Раздумье (1921); 1-я соната (1921); 2-я соната (1922).

Осн. произв. для 35 инстр.: Ноктюрн, арфа, гоб., 2 альта, влч. (1913); 1-й стр. квартет (1913); 2-е фп. трио (1920); 3-й стр. квартет (1920); 3-е фп. трио (1921); 4-е фп. трио (1927); 5-й стр. квартет (1941).

Осн. произв. для фп.: 3 сочинения (1914); 1-я соната (1914); 3 этюда (1914); Прелюдия (1915); 2 сочинения (1915); Поэма (1916); 2-я соната (1916); 5 прелюдий (1919–1922); 2 поэмы (1920); 5-я соната (1923).

Романсы для гол. с фп. на сл. К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока, В. Брюсова, Д. Бурлюка, П. Верлена, М. Волошина, З. Гиппиус, В. Гнедова, Н. Гумилева, Е. Гуро, Вяч. Иванова, И. Северянина, Ф. Сологуба (всего ок. 30, 1909–1920); др. песни и романсы.

Муз. критич. ст., печатались в изд. «К новым берегам», «Современная музыка», «Муз. культура» и др., в том числе под псевдонимом Диалектик (1923–1927).