Шапорин,

Юрий Александрович (8.11.1887, Глухов – 9.12.1966, Москва). Русский советский композитор. Учился филологии в Киеве и юриспруденции в Санкт-Петербурге, затем в 1913 поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где занимался у учеников Римского-Корсакова Николая Соколова, Максимилиана Штейнберга и Николая Черепнина. В 1920-х был активным деятелем ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, писал музыку к новаторским театральным постановкам; в 1919–1928 возглавлял музыкальную часть Большого драматического театра, затем до 1934 был связан преимущественно с Академическим театром драмы. С середины 1930-х – в Москве. Самое крупное произведение Шапорина – опера Декабристы, посвященная героям антимонархического заговора 1825 года. Шапорин работал над Декабристами ок. 30 лет; столь долгий срок был отчасти обусловлен тем, что либретто приходилось постоянно переделывать, чтобы привести его в соответствие с пожеланиями идеологических инстанций. О том, что опере Шапорина придавалось большое политическое значение, свидетельствует тот факт, что сразу после завершения (1953) она почти одновременно была поставлена в обоих крупнейших оперных театрах СССР, Большом и Кировском, и много лет сохранялась в советском репертуаре. Декабристы внушительно продолжили героико-эпическую традицию русского музыкального театра; по своим художественным достоинствам они превосходят все созданные ранее советские оперы на историко-патриотическую тему, за исключением Войны и мира . В сходном монументальном, преимущественно диатоническом русском стиле выдержаны и другие крупные опусы Шапорина – Симфония c-moll (с фп., духовым оркестром и хором, поющим без слов), симфония-кантата На поле Куликовом (общепризнанно лучшее произведение Шапорина), оратория Сказание о битве за Русскую землю. Шапорин внес заметный вклад в русскую вокальную лирику; его романсы на стихи Пушкина и Блока, созданные в 1930-х, примечательны пластичностью мелодических линий, насыщенностью фортепианного сопровождения, чуткостью к слову. С 1939 Шапорин преподавал композицию в Московской консерватории; среди его учеников – , , выдающийся дирижер и композитор Евгений Светланов.

Опера Декабристы, либр. Вс. Рождественского по А. Толстому (создавалась с 1920; фрагм. предварительной ред. под назв. Полина Гёбль, либр. А. Толстого и П. Щеголева – 1925; 2-я предварительная ред., либр. Вс. Рождественского – 1938; окончат. ред. в 4 актах – 1953, Москва).

Осн. произв. конц. жанров: 1-я соната для фп. соч. 5 fis (1924); 2-я соната для фп. соч. 7 b (1929); Блоха, шутейная сюита для орк. соч. 8 на осн. музыки к одноим. спект. по Н. Лескову в обр. Е. Замятина (1928); Симфония для орк., дух. орк., фп. соло и хора соч. 11 c (1932); 5 романсов на сл. А. Пушкина для гол. с фп. соч. 10 (1934); Далекая юность, 10 романсов на сл. А. Блока для гол. с фп. соч. 12 (1939); На поле Куликовом, симфония-кантата для певцов-солистов, хора и орк. соч. 14, сл. А. Блока, М. Лозинского и С. Дрожжина (1939); Сказание о битве за Русскую землю, оратория для певцов-солистов, хора и орк. соч. 17, сл. К. Симонова, А. Суркова, М. Лозинского, С. Северцева (1944); Элегии, 8 романсов для гол. с фп. соч. 18, сл. рус. поэтов (1940–1945); Из лирической тетради, 3 романса для гол. с фп. соч. 18а, сл. рус. поэтов (1947); Доколе коршуну кружить, оратория для певцов-солистов, хора и орк. соч. 20, сл. А. Блока, К. Рылеева, К. Симонова (1945–1962); 8 романсов на сл. советских поэтов для гол. с фп. соч. 21 (1948); Память сердца, 8 романсов на сл. Ф. Тютчева для гол. с фп. соч. 26 (1958).

Музыка к театр. постановкам (свыше 70, 1919–1953) и фильмам (9, 1933–1943).