Чайковский,

Борис Александрович (10.9.1925, Москва – 7.2.1996, там же). Русский композитор. В 1940-х годах учился в Московской консерватории как пианист (у Льва Оборина) и композитор – вначале у , затем у , а после его увольнения – у . Вскоре по окончании консерватории отказался от пианистической карьеры, чтобы полностью посвятить себя композиции. В музыкальной жизни СССР занимал обособленное положение; пользуясь сравнительно традиционными – по следам Шостаковича – средствами, сочинял масштабные партитуры, никак не связанные ни с официальной идеологией, ни с текущей модой, серьезные по замыслу и изысканные по выполнению, богатые контрастами и насыщенные активным тематическим развитием. Произведения Б. Чайковского, как правило, наделены «позитивным» эмоциональным профилем: даже самые драматические конфликты почти непременно приходят к разрешению либо на спокойной и просветленной, либо на яркой утвердительной ноте. В немногих опусах, не имеющих однозначно «позитивной» завершения, – таких, как 3-й или 5-й струнные квартеты, – эхо Шостаковича слышится отчетливее, чем в большинстве других его работ.

Ранние произведения Б. Чайковского чаще всего основаны на русском или славянском материале. В позднейшем творчестве русский колорит сохраняется, но его презентация становится менее демонстративной. Сравнительно широкая известность пришла к Б. Чайковскому после премьеры посвященного Мстиславу Ростроповичу Виолончельного концерта (1964). Четырехчастный цикл наделен симфоническим дыханием, богат драматическими осложнениями и увенчан триумфальной кодой; в сольной партии на первый план выдвинуто не столько виртуозное, сколько ораторское начало. Ростропович был первым исполнителем и нескольких других опусов Б. Чайковского. Многогранная индивидуальность артиста подсказала композитору ряд экстравагантных жестов, для него скорее необычных; примечательна шестичастная Партита, где «прогрессивные» методы – додекафония, резко диссонирующие гармонии – использованы в основном ради создания юмористических или гротескных эффектов.

Почти во всех произведениях Б. Чайковского есть своего рода тихие кульминации – эпизоды проникновенной лирики, символизирующие мир идеальной гармонии и высших этических ценностей. В монументальной трехчастной 2-й симфонии роль такой кульминации играет коллаж цитат из Моцарта, Бетховена, Баха, Шумана незадолго до конца 1-й части – по-видимому, единственный у Б. Чайковского случай полистилистики. 2-я симфония — не только самое длинное (свыше 40 минут), но и самое причудливое по форме и яркое по колориту из всех крупных произведений Б. Чайковского. Ее можно назвать вершиной, условно говоря, барочной линии в творчестве композитора. В большом одночастном Скрипичном концерте и пятичастном Фортепианном концерте «барочное» начало проявляется во внезапных сдвигах темпа и настроения, причудливо искаженных контурах некоторых фраз, настойчивых повторах простейших мотивов (первая часть Фортепианного концерта – едва ли не первый в русской музыке образец репетитивного минимализма, напоминающий музыку или ). В шестичастной Камерной симфонии, предназначенной для оркестра Рудольфа Баршая, Б. Чайковский предпринял опыт неоклассицистской стилизации. Одна из вершин его «классицизма» (в противоположность «барокко») – Тема и восемь вариаций для оркестра: конструкция примерно того же масштаба, что и Вариации на тему Гайдна Брамса.

Вокальная музыка Б. Чайковского основана на самых высоких образцах русской поэзии. Его циклы, сочиненные для Галины Вишневской, – Четыре стихотворения Иосифа Бродского и Лирика Пушкина, – не стали значительными явлениями своего времени ввиду политических обстоятельств: цензурного запрета на поэзию Бродского и вынужденной эмиграции певицы. Одним из самых важных поэтов для Б. Чайковского был Николай Заболоцкий. Финал камерной кантаты Знаки Зодиака (1974) написан на текст одноименного стихотворения Заболоцкого периода ОБЭРИУ (в остальных частях использованы слова Тютчева, Блока и Цветаевой, вектор смыслового движения направлен от лирики к фантастике и эксцентрике), а вокальный цикл Последняя весна для женского голоса, флейты, кларнета и фортепиано (1980) основан на пантеистических поздних стихах поэта.

Поздние оркестровые произведения Б. Чайковского – Севастопольская симфония, симфоническая поэма Подросток с облигатной партией виолы д’аморе (на основе музыки к одноименному фильму по роману Достоевского), симфоническая поэма Ветер Сибири, Музыка для оркестра, Симфония с арфой – романтичны по тону и стилю и богаты нетривиальными мелодическими идеями. Последние часто вырастают в результате тематического развития как бы из глубин музыкальной ткани; каждая такая идея – своего рода бонус для слушателя.

На всех этапах своего пути композитор всячески избегал «идейности» в одиозном советском смысле. Вместе с тем он никогда не совершал откровенно нонконформистских жестов, что, по-видимому, помешало более широкому международному признанию его творчества.

Орк. муз. (осн. произв.): Шествие, орк. (1946); 1-я симфония (1947); Фантазия на русские народные темы (1950); Славянская рапсодия (1951); Симфониетта, стр. (1953); Каприччио на английские темы (1954); Концерт для клар. с кам. орк. (1957); Увертюра (1957); Концерт для влч. с орк. (1964); 2-я симфония (1967); Камерная симфония (1967); Концерт для скр. с орк. (1969); Концерт для фп. с орк. (1971); Тема и восемь вариаций (1973); 6 этюдов для стр. и орг. (1976); Севастопольская симфония (1980); 4 прелюдии, кам. орк. (1984, на материале 4 стихотворений И. Бродского, 1965); Подросток, симф. поэма по Ф. Достоевскому (1984, на осн. муз. к одноим. фильму); Ветер Сибири, симф. поэма (1984); Музыка для оркестра (1987); Симфония с арфой (1993).

Вок. муз. (осн. произв.): 2 стихотворения Лермонтова, сопр. и фп. (1940); 4 стихотворения И. Бродского, сопр. и фп. (1965); Лирика Пушкина, 8 романсов, сопр. и фп. (1972); Знаки Зодиака, кантата, сопр., клав. и стр., сл. Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой и Н. Заболоцкого (1974); Последняя весна, 7 романсов для м.-сопр., фл., клар. и фп., сл. Н. Заболоцкого (1980); 2 романса на сл. Р. Киплинга (1994).

Инстр. муз. (осн. произв.): 1-я соната для фп. (1944); Сонатина для фп. (1946); 2-я соната для фп. (1952); 8 дет. пьес для фп. (1952); Фп. трио (1953); 1-й стр. квартет (1954); Стр. трио (1955); Соната для влч. и фп. (1957); Соната для скр. и фп. (1959); Сюита для влч. соло (1960); 2-й стр. квартет (1961); Фп. квинтет (1962); Партита для влч. и инстр. анс. (1966); 3-й стр. квартет (1967); 4-й стр. квартет (1972); Соната для 2 фп. (1973); 5-й стр. квартет (1974); 6-й стр. квартет (1976); Секстет для дер. дух. и арфы (1994).

Муз. к фильмам (в том числе Женитьба Бальзаминова К. Воинова, 1964; Айболит-66 Р. Быкова, 1966; Подросток Е. Ташкова, 1983), спект. и радиопостановкам.