Щедрин,

Родион Константинович (р. 16.12.1932, Москва). Русский композитор. В 1955 году окончил Московскую консерваторию по классам (композиция) и Якова Флиера (фп.). С первых же шагов на композиторском поприще проявил себя как незаурядный юморист, изобретательный мастер оркестрового письма и в то же время приверженец простонародного русского колорита в духе Петрушки и Шута . Эти стороны индивидуальности Щедрина нашли свое воплощение в таких произведениях, как 1-й концерт для фп. с оркестром, балет Конек-Горбунок (по сказке Петра Ершова), опера Не только любовь, одночастный десятиминутный «концерт для оркестра» Озорные частушки. В некоторых позднейших партитурах Щедрина фигурируют партии для необработанных голосов народных певиц; характерны Поэтория (концерт для поэта, голоса, хора и оркестра на слова Андрея Вознесенского), оратория Ленин в сердце народном и опера Мертвые души. Вместе с тем у зрелого Щедрина есть немало произведений, вдохновленных более высокими архетипами русской традиции. Среди них – второй одночастный концерт для оркестра Звоны, Фрески Дионисия для 9 инструментов, Стихира для оркестра (на 1000-летие Крещения Руси, на основе песнопения авторства Ивана Грозного), концерт для хора Запечатленный ангел. В ряде работ Щедрин выразил свой пиетет к Баху (огромное по объему, не делящееся на части Музыкальное приношение для органа и 9 духовых, Эхо-соната для скрипки соло, Музыка для города Кётена для камерного оркестра и др.).

Щедрин смолоду живо интересовался новейшими западными техниками композиции и уже в 1-й половине 1960-х снискал репутацию умеренного (по тогдашним советским меркам) модерниста. В отличие от своих сверстников-авангардистов более крайнего толка (, , , ), он пользовался покровительственным отношением со стороны руководства Союза композиторов и других инстанций, ответственных за культуру в СССР, и никогда не подвергался организованным критическим атакам в советской печати. Это позволило ему достаточно смело экспериментировать с такими методами организации музыкального материала, как додекафония, сонористика, алеаторика; использовав некоторые из них в ортодоксальной по своей идеологической направленности оратории Ленин в сердце народном, он способствовал окончательной «легализации» современного западного влияния на советскую музыку.

Мастерски владея множеством музыкальных стилей, Щедрин охотно сочетает разнородные идиомы в рамках одного произведения. Так, во 2-м концерте для фп. с оркестром быстрые пассажи, напористые «токкатные» ритмы и перкуссионные эффекты в духе Стравинского и Прокофьева перемежаются с суховатой линеарной полифонией как обобщенным знаком современного письма, моментами алеаторики в манере и джазовыми пассажами; в цикле 24 прелюдий и фуг и Полифонической тетради (25 прелюдий) для фп. композитор отдает дань не только Баху и , но и додекафонии, а также своей обычной склонности к пародии; Торжественная увертюра к 60-летию образования СССР включает стилизацию традиционной казахской инструментальной музыки и т.д. Способность Щедрина придумывать и разрешать запутанные композиционные задачи особенно ярко проявилась в его операх и балетах, бóльшая часть которых основана на выдающихся произведениях литературы. При переводе литературных первоисточников на язык музыкального театра Щедрин стремится по возможности сохранить богатство заключенных в них смыслов, проявляя при этом незаурядную изобретательность, в том числе в использовании музыки прошлого, которая всякий раз служит ему для создания характерного колорита (показательны цитаты из Чайковского в балете Анна Каренина). Все балеты Щедрина, за исключением раннего Конька-Горбунка, написаны для его жены Майи Плисецкой, ведущей балерины Большого театра.

Опыт Щедрина как театрального композитора и мастера стилистической мимикрии проявился и в его лучших оркестровых партитурах; помимо Озорных частушек и Звонов это 2-я симфония (25 прелюдий), 3-й концерт для фп. с оркестром (Вариации и тема), ироничный Автопортрет, концерты для оркестра Старинная музыка российских цирков и Хороводы.

С 1992 Щедрин живет преимущественно в Мюнхене. Вскоре после переезда он завершил свою третью, самую объемистую оперу Лолита. Продолжает активно работать в самых разных жанрах. Почвенно-русская и религиозная линии его творчества уже в XXI веке нашли свое продолжение в ряде произведений разного масштаба, включая две монументальные оперы, не предназначенные для театральной постановки и по форме и концепции тяготеющие к жанру пассиона, – Очарованный странник и Боярыня Морозова. По стилю и содержанию к ним примыкает очередная «лесковская» опера Щедрина Левша. Среди поздних опусов Щедрина выделяется ряд инструментальных концертов, большей частью (начиная с виолончельного концерта Sotto voce, 1994) снабженных «говорящими» подзаголовками. В этих концертах и в некоторых других партитурах Щедрина последних двух с половиной десятилетий заметна тенденция к более глубокой и интенсивной экспрессии.

Многие партитуры Щедрина наделены концертным блеском, виртуозны, богаты яркими эффектами. Неудивительно, что с композитором охотно сотрудничают выдающиеся артисты. Среди исполнителей мирового класса, имеющих особые заслуги перед музыкой Щедрина, – виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович, дирижеры Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Лорин Маазель, Марис Янсонс и Валерий Гергиев.

Балеты, пост. в Москве: Конек-горбунок, в 3 актах, по П. Ершову (1956, пост. 1960); Кармен-сюита, свободная обр. фрагм. оперы Ж. Бизе Кармен для стр. и уд. (1967); Анна Каренина, лирич. сцены в 3 актах по Л. Толстому (1971, пост. 1972); Чайка, в 2 актах, по А. Чехову (1980); Дама с собачкой, одноакт., по А. Чехову (1985).

Оперы: Не только любовь, в 3 актах, либр. В. Катаняна по С. Антонову (1961, Новосибирск, 2 (с кам. орк.)/1972, Москва); Мертвые души, оперные сцены в 3 актах, либр. Щ. по Н. Гоголю (1966–1976, пост. 1977, Москва); Нина и 12 месяцев, мюзикл по сказке С. Маршака, на япон. текст (1988); Лолита, в 3 актах, либр. Щ. по В. Набокову (1994, Стокгольм); Очарованный странник, опера для концертного исполнения по Н. Лескову (2002, Нью-Йорк); Боярыня Морозова, хор. опера в 2 частях, либр. Щ. по житиям протопопа Аввакума и боярыни Морозовой (2006, Москва); Левша, опера в 2 актах, либр. Щ. по Н. Лескову (2013, Санкт-Петербург); Рождественская сказка, опера-феерия в 2 частях, либр. Щ. по сказке Б. Немцовой в переводе Лескова и русским нар. сказкам (2015, Санкт-Петербург).

Для хора, в том числе с солистами и орк.: Бюрократиада, курортная кантата для солистов, хора и орк. на текст инструкции для отдыхающих в санатории (1963); Поэтория, концерт для поэта, жен. гол., хора и орк., сл. А. Вознесенского (1968); 4 хора a cappella, сл. А. Твардовского (1968); Ленин в сердце народном, оратория для сопр., к.-а., баса, хора и орк., сл. нар. (1969); 4 хора a cappella, сл. А. Вознесенского (1971); Русские деревни, a cappella, сл. А. Харабарова (1973); Стирала женщина белье, a cappella, сл. И. Ляпина (1975); Казнь Пугачева и Строфы из «Евгения Онегина», a cappella, сл. А. Пушкина (1981); Концертино для хора a cappella, без сл. (1982); Запечатленный ангел, хор. музыка по Н. Лескову для хора и фл. (свирели) на старообрядческие литургич. тексты (1988); Многая лета, хор, фп. и уд. (1991); Моление, хор и орк., сл. Менухина (1991); Алый парус, дет. хор, сл. А. Грина (1997); Серенада, a cappella, без слов (2003); Диптих, a cappella, сл. А. Вознесенского (2003); 2 русских хора a cappella: Царская кравчая (по мотивам хоровой оперы Боярыня Морозова) и Эпиграф графа Толстого к роману Анна Каренина (2008); Месса поминовения для хора a cappella памяти М. Плисецкой (2019).

Для гол. с сопров.: Три сольфеджио, соната для сопр. и фп. (1965); Страдания, 2 песни, м.-сопр. и фп., сл. В. Бокова (1965); Таня – Катя, жен. гол. и скр., без слов (2002); Век мой, зверь мой, вок. цикл, тен., чтец и фп., сл. О. Мандельштама (2003); Век мой, зверь мой!, вок. цикл для тен., рассказчицы и фп., сл. О. Мандельштама (2003); Клеопатра и змея, драм. сцена для сопр. и орк., сл. В. Шекспира в пер. Б. Пастернака (2012); Балалечка-Минорочка, романс в нар. стиле для жен. гол. и стр. орк., сл. нар. (2015); конц. обр. отрывков из опер.

Орк. муз.: 1-й концерт для фп. с орк. (1954, 2/1974); 1-я симфония (1958); Камерная сюита, 20 скр., арфа, акрд., 2 кб. (1961); Озорные частушки, концерт для орк. № 1 (1963); 2-я симфония (25 прелюдий, 1962—65); 2-й концерт для фп. с орк. (1966); Симфонические фанфары к 50-летию Октябрьской революции (1967); Звоны, концерт для орк. № 2 (1968); 3-й концерт для фп. с орк. (Вариации и тема, 1973); Торжественная увертюра к 60-летию СССР (1982); Музыка для города Кётена, кам. орк. (1984); Автопортрет (1984); Геометрия звука, кам. орк. (1987); Стихира на 1000-летие Крещения Руси (1987); Старинная музыка российских цирков, концерт для орк. № 3 (1989); Хороводы, концерт для орк. № 4 (1989); Флажолеты для Тору Такэмицу (1990); 4-й концерт для фп. с орк. (Диезные тональности, 1991); Концерт для трубы с орк. (1993); Концерт для влч. с орк. Sotto voce (1994); Хрустальные гусли (1994); Русские фотографии, стр. орк. (1994); Вологодские свирели, гоб., англ. рожок, влт. и стр. орк. (1995); Величание, стр. орк. (1995); Слава, Слава (1997); Concerto dolce, альт, стр. орк. и арфа (1997); Concerto cantabile, скр. и стр. орк. (1997); Четыре русские песни, концерт для орк. № 5 (1997); 5-й концерт для фп. с орк. (1999); Прелюдия к 9-й симфонии Бетховена (1999); 3-я симфония Лица русских сказок (2000); Концертная притча (Parabola Concertante), влч., стр. орк. и литавры (2001); Диалоги с Шостаковичем, симф. этюды (2001); Concerto lontano, 6-й концерт для фп. со стр. орк. (2003); Concerto parlando, скр., труба и стр. орк. (2004); Виват!, санкт-петербургская увертюра (2008); Гейлигенштадтское завещание Бетховена (2008); Симфонический диптих по опере Очарованный странник (2008); Концерт для гоб. с орк. (2009); Литовская сага (2009); Романтическое приношение, двойной концерт для фп., влч. и орк. (2010); Москва – Петушки, драматич. фрагмент (2014); симф. сюиты из опер и балетов.

Для фп.: ранние пьесы, в том числе Юмореска (1957), Подражание Альбенису (1959), Тройка (1959); 1-я соната (1962); 24 прелюдии и фуги (1-я тетрадь 1964, 2-я тетрадь 1970); Полифоническая тетрадь, 25 прелюдий (1972); Тетрадь для юношества, 15 пьес (1981); В честь Шопена (Hommage à Chopin), 4 фп. (1983, 2/2005); 2-я соната (1996); Дневник, 7 пьес (2002); Вопросы, 11 пьес (2003); Sonatine concertante (2005); À la pizzicato (2005); Простые страницы, 7 экспромтов (2009); Чайковский-этюд (2011).

Для др. инстр. соло: Эхо-соната, скр. (1984); Телеграмма, орг. (1986); Русские наигрыши, влч. (1990); Ледяной дом, мар. (1995); Балалайка, скр. (1997); Вариации и тема, скр. (1998); Дуэт, скр. (2000); Цыганская мелодия, скр. (2006).

Для 210 инстр.: Квинтет для фп. и стр. (1952); Фрески Дионисия, 9 инстр. (1981); Музыкальное приношение, орг., 3 фл., 3 фаг., 3 трбн. (1983); Три пастушка, фл., гоб., клар. (1988); Эхо на cantus firmus Орландо ди Лассо, орган и сопранино-блокфл. (1994); Piano terzetto, скр., влч., фп. (1995); Музыка издалека, 2 пьесы для 2 бас. блокфл. (1996); Соната для влч. и фп. (1996); Пастораль, клар. и фп. (1997); Три веселые пьесы, фп. трио (1997, обр. фп. пьес); Менухин-соната, скр. и фп. (1999); Лирические сцены, стр. квартет (2006); Старинные мелодии русских народных песен, влч. и фп. (2006); На посошок, 6 влч. и альт. блокфлейта (или фл., гоб., клар., трб. и влч.) памяти М. Ростроповича (2007); Бельканто на русский лад, влч. и фп. (2007); Поездка в Эйзенштадт, скр. и фп. (2009); Dies irae по гравюрам Дюрера, 3 органа и 3 трубы (2010).

Для др. составов: Баллада Гамлета, любое число влч., кратное 4 (2005).

Муз. к фильмам и театр. постановкам; транскрипции.

Кн.: Монологи разных лет. М., 2002; Автобиографические записи. М., 2008.