Волконский,

Андрей Михайлович (14.2.1933, Женева – 16.9.2008, Экс-ан-Прованс). Русский композитор, клавесинист, дирижер. Потомок известного княжеского рода, учился в Женеве у Дину Липатти (фп.) и в Париже у (?), а после переезда семьи Волконского в СССР (1947) – в Тамбовском музыкальном училище и у Юрия Шапорина в Московской консерватории, которую оставил в 1954 году, не получив диплома. До середины 1950-х писал под влиянием (периода неоклассицизма), и . Фигура молодого одаренного репатрианта обладала несомненной привлекательностью для советской пропаганды, и его ранние работы, несмотря на их достаточно изысканный язык и широкое применение сложных полифонических конструкций, обычно удостаивались благосклонных отзывов критики. Отношения Волконского с идеологическими службами советского режима ухудшились после того, как он стал открыто демонстрировать свой интерес к западным «модернистским» техникам композиции. В 1956 году он сочинил фортепианный цикл Musica stricta – первый образец серийной техники в русской музыке. Затем последовала камерно-вокальная Сюита зеркал, инструментованная для нетрадиционного состава с преобладанием высоких тембров; ее звуковысотные структуры получены в результате всевозможных преобразований восьмизвучной серии. На манипуляциях с восьмизвучной серией основан и следующий крупный камерно-вокальный опус Волконского, четырехчастный цикл Жалобы Щазы. По сравнению с Сюитой зеркал он напряженнее по характеру экспрессии, не столь афористичен; обращает на себя внимание контраст между незатейливым текстом (монологом обесчещенной дагестанской горянки) и его остросовременным, без малейших признаков стилизации, музыкальным воплощением. С названных произведений Волконского по существу началась история послевоенного советского авангарда. Их однократные исполнения в Москве вызвали крайнее раздражение руководства Союза композиторов СССР, и с середины 1960-х музыка Волконского в СССР фактически оказалась под запретом. Его самый масштабный опус того времени, одночастный 30-минутный Странствующий концерт для трех солистов, ударных и струнных, также выдержанный в серийной технике, не звучал до 1990. Не исполнялись (во всяком случае официально) и другие новаторские партитуры Волконского, в том числе Игра втроем и Реплика – первые в советской музыке образцы, соответственно, алеаторики и хеппенинга. Между тем Волконский делал успешную исполнительскую карьеру. Он был первым в послевоенном СССР концертирующим клавесинистом, сотрудничал с Московским камерным оркестром п/у Рудольфа Баршая (1956–1957), а в 1964 году основал первый в СССР ансамбль старинной музыки «Мадригал», снискавший широкую популярность. Вместе с ансамблем гастролировал по стране, записывался на пластинки. Дискография Мадригала п/у Волконского включает множество памятников вокальной и инструментальной, духовной и светской музыки XIII–XVIII веков; среди записей Волконского-клавесиниста – сольные клавирные произведения Фрескобальди и Баха и сонаты Баха для виолы да гамба и клавесина с Даниилом Шафраном (виолончель). Будучи яркой, независимой личностью и разносторонне одаренным и эрудированным профессионалом, Волконский оказал значительное влияние на советскую музыкальную молодежь 1960-х. В 1973 году эмигрировал. Жил в Провансе, сочинял мало, придерживаясь «умеренной», лаконичной, по преимуществу лирической камерной манеры; выступал редко (одна из его немногочисленных поздних записей – Хорошо темперированный клавир Баха). Возглавлял базирующийся в Германии фонд им. М. Беляева.

Вок. муз. (осн. произв.): Русь, кантата, сл. Гоголя из Мертвых душ (1952); Лик мира, кантата, сл. П. Элюара (1952); Сюита зеркал, сопр., фл., скр., гит., фисгарм. и уд., сл. Ф. Гарсиа Лорки (1959); Жалобы Щазы, сопр., англ. рожок, скр., альт, ксилоримба, вибр. и клав., сл. женщины из лакской деревни (Дагестан) в рус. пер. (1960); Странствующий концерт (Concert itinérant), сопр., фл., скр., уд. и стр., сл. Омара Хайяма во франц. пер. (1967); Песня (Lied), 4 гол. (1979); То, что еще живо… (Was noch lebt), вок. цикл, м.-сопр. и стр. трио, сл. И. Бобровского (1985); Псалом 148, 3 гол., орг. и литавра (1989).

Для 1–9 инстр. (осн. произв.): Соната для фп. (1949); Стр. трио (1951); Квинтет для фп. и стр. (1954); 1-й стр. квартет (1955); Соната для альта и фп. (1955); Трио для 2 труб и трбн. (1956); Строгая музыка (Musica stricta), фп. (1956); Фантазия, фп. (1957); 2-й стр. квартет (1958); Игра втроем, фл., скр. и клав. (1961); Мугам, тар и клав. (1974); Перекресток (Carrefour), синт., фп., гоб., 2 фаг., 2 влт., скр., кб. (1992).

Для орк. и больших кам. анс. (осн. произв.): Концерт для орк. (1953); Серенада для орк. (1953); Каприччио для орк. (1954); Музыка для 12 инструментов (1957); Серенада насекомому, кам. орк. (1958); Узелки времени (Les mailles du temps), 13 инстр. (1969); Неподвижное (Immobile), фп. и орк. (1978).

Муз. для радио, театра и кино в том числе к фильмам Новые похождения кота в сапогах (1957), Три плюс два (1963), Мертвый сезон (1968).

Др. произв.: Реплика, театрализованная акция, инстр. анс. (1969).

Кн. Основы темперации. М., 1998 (2изд. – 2003).