Свиридов,

Георгий (Юрий) Васильевич (16.12.1915, Фатеж, ныне Курской области – 5.1.1998, Москва). Русский композитор. В 1932–1936 учился в Ленинградском музыкальном техникуме у Михаила Юдина (композиция) и Исая Браудо (фп.), в 1936–1941 – в Ленинградской консерватории, где его педагогом композиции (с 1937) был . Еще будучи студентом техникума, дебютировал циклом из 6 романсов для голоса с фп. на слова Пушкина, который доныне остается одним из его самых известных произведений. Большинство других опусов Свиридова довоенного периода погибло во время блокады Ленинграда.

Инструментальная музыка Свиридова 1940-х – Соната для фп., Квинтет для фп. и струнных, две партиты для фп. и особенно Фортепианное трио – отмечена сильным влиянием Шостаковича. Зависимость от учителя почти полностью преодолевается в 11-частном вокальном цикле Страна отцов на слова А. Исаакяна. Здесь впервые в полной мере дают о себе знать качества, характерные для почерка зрелого Свиридова: эмоциональная сдержанность, склонность к простым диатоническим мелодиям и гармониям и экономной гомофонной фактуре, естественный, лишенный аффектации способ интонирования поэтического текста. Композитор назвал свой цикл «поэмой», стремясь подчеркнуть его внутреннюю цельность; так же названы и некоторые последующие крупные опусы Свиридова.

Почти все произведения Свиридова 1950–1990-х связаны со словом. Исключение составляют Музыка для камерного оркестра (обработка раннего Квинтета), оркестровый Маленький триптих, трехчастный хоровой Концерт памяти А.А. Юрлова, а также популярные оркестровые фрагменты из музыки к фильмам Метель и Время, вперед! Во второй половине 1950-х появились его самые масштабные партитуры, предназначенные для солистов, хора и большого оркестра: Поэма памяти Сергея Есенина и Патетическая оратория. Поэма… – по существу первый в советской музыке опыт воплощения ностальгии по ушедшему патриархальному крестьянскому миру; элемент «официального» оптимизма в финальном апофеозе не заслоняет, а скорее подчеркивает трагизм поэзии Есенина. Патетическая оратория на гражданские стихи Маяковского выполнена более прямолинейными, «плакатными» средствами и отнюдь не свободна от «соцреалистического» китча. В тот же период были написаны или завершены циклы романсов для голоса с фп. на стихи Бёрнса, Есенина (У меня отец – крестьянин) и Шекспира.

С 1964 года в творчестве Свиридова доминирующую роль начинают играть хоровые циклические жанры: «маленькая кантата» для хора и оркестра (Деревянная Русь, Снег идет, Грустные песни, Весенняя кантата) и концерт для хора без сопровождения или с эпизодическим использованием инструментов (триптих духовных песнопений из музыки к трагедии А.К. Толстого Царь Федор Иоаннович, Пушкинский венок, Ночные облака, Ладога, Песни безвременья, Гимны Родине и др., в последнее десятилетие также новые духовные хоры). Все это время Свиридов продолжал писать также для голоса или нескольких голосов с фп. (иногда с участием других инструментов); самые глубокие и сильные откровения Свиридова сосредоточены в монументальных опусах на слова его любимых трагических поэтов Блока и Есенина – вокальных циклах (поэмах) Петербургские песни (в 8 частях), Отчалившая Русь (в 12 частях) и особенно Петербург (в 9 частях). Особое место занимает кантата Курские песни для смешанного хора с оркестром – редкий у зрелого Свиридова опыт ассимиляции подлинного крестьянского фольклора; здесь он приближается к стилистике произведений русского периода (архаические бесполутоновые лады, мелодии, складывающиеся из коротких «попевок»). Курские песни послужили образцом для ряда аналогичных произведений других композиторов, положив начало т. н. новой фольклорной волне в русской музыке 1960–1970-х. Свой творческий путь Свиридов завершил собранием Песнопений и молитв, предназначенных для концертного исполнения.

Благородная простота лучшей части искусства Свиридова, его приверженность исконным национальным ценностям и бережное отношение к поэзии снискали ему искреннюю любовь широкой аудитории в СССР и России. Власти также были благосклонны к Свиридову; он был удостоен всевозможных официальных наград, в том числе Ленинской премии (1960, за Патетическую ораторию). Свиридов не преподавал и, соответственно, не создал собственной школы, но у него были и есть последователи, развивающие его представления о том, какой должна быть национальная музыка; таковы, в частности, Роман Леденев, Валерий Гаврилин, за пределами России – . На посмертной репутации Свиридова неоднозначно сказалась посмертная публикация его дневников, свидетельствующих о том, что по вопросам литературы, искусства и общественной жизни он придерживался крайне реакционных, шовинистических и юдофобских взглядов.

Муз. комедии (оперетты): Раскинулось море широко (1943, Барнаул); Огоньки (1951, Киев).

Муз. для театра и кино: к пьесе Ф. Дюмануа и А. Деннери Дон Сезар де Базан (1946, включает 2 песни); к драме В. Гюго Рюи Блаз (1952, включает 2 песни); к фильму В. Басова Метель (1965, включает Вальс и Романс); к фильму М. Швейцера Время, вперед! (1967); к драме А. Толстого Царь Федор Иоаннович (3 духовных хора a cappella, 1973); муз. к др. спект. и фильмам.

Для хора (в том числе с солистами) и орк.: Братья, люди!, с басом соло, сл. С. Есенина (1955); Поэма памяти Сергея Есенина, с тен. соло, сл. С. Есенина (1956); Патетическая оратория, с басом и м.-сопр. соло, сл. В. Маяковского (1958); Песня о Ленине (Мы не верим!), с басом соло, сл. В. Маяковского (1960); Курские песни, сл. нар. (1964); Деревянная Русь, маленькая кантата, тен., муж. хор, сл. С. Есенина (1964); Грустные песни, маленькая кантата, м.-сопр., жен. хор, сл. А. Блока (1962–1965, ред. для баса, жен. хора, стр. и уд. 1984); Снег идет, маленькая кантата, жен. и дет. хоры, сл. Б. Пастернака (1965); Взвивайся, ленинское знамя, сл. А. Твардовского (1971); Четыре народные песни (1971); Весенняя кантата, сл. Н. Некрасова (1972); Светлый гость, кантата, с тен. и басом соло, сл. С. Есенина (1976); Ода Ленину, с чтецом, сл. Р. Рождественского (1976).

Для хора (в том числе с солистами) a cappella или с эпизодич. использованием инстр.: 5 хоров на сл. русских поэтов (Гоголя, Есенина (2), А. Прокофьева, С. Орлова) (1958); 2 хора на сл. С. Есенина (1967); 3 хора к драме А.К. Толстого Царь Федор Иоаннович, сл. древнерусских духовных песнопений (1973); Концерт памяти А.А. Юрлова, без сл. (1973); 3 миниатюры, сл. А. Блока и народные (1975); 3 пьесы из Альбома для детей, без сл. (1975); Гимны Родине, сл. Ф. Сологуба (1978); Пушкинский венок, концерт, с сопр. и басом соло, чел., арфой, фп. и уд., сл. А. Пушкина (1978); 3 стихотворения А. Пушкина (1978); Ночные облака, кантата, с уд., чел. и фп., сл. А. Блока (1979); 2 хора на сл. С. Есенина (1980); Ладога, поэма, с басом соло, сл. А. Прокофьева (1980); Песни безвременья, с м.-сопр. соло и фисгарм. или эл.-орг., сл. А. Блока (1980); миниатюры (изд. 1983); Песнопения и молитвы, хоры на богослуж. тексты (1987–1997).

Для гол. или неск. гол. с сопровождением: 6 романсов на сл. А. Пушкина, гол. с фп. (1935); Песни странника, поэма (вок. цикл), бас с орк., сл. ср.-век. кит. поэтов (1943); Страна отцов, поэма (вок. цикл), тен. и бас с фп., сл. А. Исаакяна (1950); 9 романсов на сл. Р. Бёрнса, бас с фп. (1955); У меня отец – крестьянин, вок. цикл, тен. и бар. с фп., сл. С. Есенина (1956); 8 романсов на сл. М. Лермонтова, гол. с фп. (1957, частично на материале ранних произв.); Слободская лирика, 7 песен на сл. А. Прокофьева и М. Исаковского, гол. с фп. (1958, на материале ранних произв.); Из Шекспира, 7 песен, гол. с фп. (1960, частично на материале ранних произв.); Петербургские песни, поэма (вок. цикл), сопр., м.-сопр., бар., бас и фп. трио, сл. А. Блока (1961–1969); Барка жизни, кантата, м.-сопр. с орк., сл. А. Блока (1974); Отчалившая Русь, поэма (вок. цикл), гол. с фп., сл. С. Есенина (1977); Петербург, поэма (вок. цикл), гол. с фп., сл. А. Блока (1995, в цикл вошли отд. более ранние романсы, в том числе Голос из хора, 1963, Флюгер, 1972, Петербургская песенка и Невеста, 1975, Ветер принес издалека, 1977); отд. романсы и песни.

Др. произв.: 7 маленьких пьес, фп. (1934–1935); Соната для фп. (1944); Фп. квинтет (1945, 2/1955); Фп. трио (1945, 2/1955); 12 пьес, фп. (1946, 2/1957, 3/1960, под назв. Партита, e); 7 пьес, фп. (1946, 2/1960, под назв. Партита, f); Альбом для детей, фп. (1948); Музыка для камерного оркестра, 16 стр., влт. и фп. (1964, на осн. Фп. квинтета, 1945); Маленький триптих, орк. (1964); Музыка к памятнику павшим на Курской дуге, орк. (1973); орк. сюиты из муз. к фильмам (в том числе к фильму Метель, под назв. Муз. иллюстрации к повести Пушкина «Метель», 1974).

Неоконч. произв., в том числе оратории Декабристы, сл. А. Пушкина и поэтов-декабристов (1954–1955) и Пять песен о России, сл. А. Блока (1967–1971), духовные хоры.

Утраченные произв., в том числе Концерт для фп. с орк. (1936, 1-е исполнение 1937), Симфония для стр. орк. (1-е исполнение 1940), Стр. квартет (1946, 1-е исполнение 1947).