Сероцкий,

Казимеж (Serocki; 3.3.1922, Торунь – 9.1.1981, Варшава). Польский композитор, пианист. Учился в Лодзьской консерватории, в том числе композиции у Казимежа Сикорского, в 1947–1948 совершенствовался у в Париже. На раннем этапе творчества тяготел к неоклассицизму, в песнях, кантатах и других опусах конца 1940-х и начала 1950-х отдал дань социалистическому реализму, но еще до наступления «оттепели» одним из первых в социалистической Польше обратился к додекафонии (Сюита прелюдий (Suita preludiów) для фп., 1952). В 1955–1956 выступил с четырехчастной Сонатой для фортепиано, обнаруживающей черты сходства с фортепианным письмом и вместе с тем изобилующей додекафонными линиями, и трехчастной Симфониеттой для двух струнных оркестров – эффектным образцом беззаботного неоклассицизма родом из Парижа двадцатых годов. Далее появился ряд партитур, в которых композитор опробовал новейшие методы письма, проявив кратковременный интерес к серийной технике (Musica concertante для оркестра, 1958), но в основном демонстрируя особую склонность к эффектным, ярким, необычным звучаниям; можно сказать, что музыка зрелого Сероцкого – это прежде всего сонористика. При всей своей достаточно бескомпромиссной «авангардности» она, как правило, бодра и энергична, богата разнообразными инструментальными красками и уникальными, иногда причудливыми тембровыми сочетаниями, выполнена в сжатых, четко выстроенных, драматургически осмысленных формах. К числу наиболее масштабных «сонористических» партитур Сероцкого относятся Симфонические фрески (Freski symfoniczne) для большого оркестра (1964), Continuum для 6 ударников, играющих на 123 инструментах (1966), Forte e piano для двух фортепиано с оркестром (1967), Fantasmagoria для фортепиано и ударных (1971), Fantasia elegiaca для органа с оркестром (1972). Не столь радикальны по языку немногочисленные вокальные произведения этого периода; в них, как и в оркестровой Драматической истории (Dramatic Story, 1968–1970), большее внимание уделяется фактору гармонии. В наследии Сероцкого есть и относительно легкие «скерцозные» опусы (примечательны квази-джазовая Swinging Music для кларнета, тромбона, виолончели/контрабаса и фортепиано, 1970 и Impromptu fantasque для шести блокфлейт, ансамбля мандолин и гитар, ударных и фортепиано, 1973), а также примеры алеаторической формы, в том числе A piacere для фортепиано (1963) – упрощенный вариант реализации идеи Klavierstück XI (позднее та же формальная идея была «трансплантирована» Сероцким на оркестровую почву в Ad libitum, 1973–1977).

В середине 1950-х Сероцкий входил в руководство Союза композиторов Польши и наряду с стоял у истоков фестиваля современной музыки «Варшавская осень».