Тавенер,

сэр Джон (Кеннет) (Tavener; 28.1.1944, Лондон – 12.11.2013, Чайлд Окефорд, Дорсет). Английский композитор. Родился в семье церковного органиста и с 17 лет сам служил органистом в одной из лондонских пресвитерианских церквей. В 1961–1965 учился в лондонской Королевской академии музыки у известных композиторов Леннокса Беркли и Дэвида Ламсдейна. За время учебы сочинил две кантаты-мистерии на библейские сюжеты. Третья кантата Тавенера, Кит (по мотивам Книги пророка Ионы), впервые исполненная в 1968 году, принесла ему сенсационный успех и репутацию одного из самых многообещающих молодых композиторов Великобритании. Таким образом, с первых же шагов на композиторском поприще Тавенер заявил о себе как религиозный художник. Поначалу он тяготел к католицизму, и важнейшими образцами для него служили и периода Священного песнопения и Заупокойных песнопений. Смолоду Тавенер экспериментировал с электроникой, пространственными эффектами, «театрализацией» концертного исполнения, до определенного момента пользовался серийной техникой и приемом коллажа (так, в Последних обрядах, медитации о Распятии на тексты испанского мистика XVI века св. Хуана де ла Крус, фигурируют «вкрапления» из Мессы h-moll Баха). К вершинам раннего творчества Тавенера принадлежат два реквиема, отмеченные влиянием позднего Стравинского: театрализованный Кельтский реквием, где «контрапунктом» к заупокойному ритуалу служат детские игры и считалки, и Маленький реквием по отцу Малахии Линчу, примечательный лаконизмом изложения и сдержанностью в отборе средств (позднее Тавенер создал его расширенную версию – Реквием по отцу Малахии). Завершенная в середине 1970-х опера Тереза (из жизни св. Терезы из Лизьё, 1873–1897) выполнена в напряженной экспрессионистской манере, от которой Тавенер начал постепенно отдаляться после своего перехода в православие, совершившегося в 1977. Сразу вслед за своим обращением, стараясь точно придерживаться православного богослужебного канона, он положил на музыку Литургию св. Иоанна Златоуста (это одна из его сравнительно немногих работ, предназначенных непосредственно для церковной службы), но в кантате Ахматова. Реквием он все еще высказывается достаточно жестким «модернистским» языком и допускает драматические контрасты: основные темы произведения складываются из 12 неповторяющихся звуков, оркестровая вертикаль местами организована по принципу ограниченной алеаторики, а преобладающий суровый, сдержанно-сосредоточенный тон перемежается экспрессивными вспышками, что хорошо согласуется с духом поэмы Ахматовой (Тавенер использовал ее русский текст, дополнив его отрывками православной заупокойной литургии).

Свой индивидуальный композиторский «голос» Тавенер, по его собственному признанию, обрел после перенесенной в 1980 году тяжелой болезни. Разочаровавшись в католицизме, он дистанцировался от принципов западного искусства и западного образа мыслей. По Тавенеру, западное христианство еще на исходе Средневековья утратило «исконную духовную сущность», которая с тех пор сохраняется лишь на Востоке христианского мира; медитативный, в целом скорее статичный, вневременной и внеличностный дух православного песнетворчества более адекватен сути христианства, нежели динамизм целеустремленного развития и индивидуализм, неотъемлемые от западной музыки Нового времени. Отныне в творчестве Тавенера утверждаются такие особенности традиционных православных песнопений, как длительные органные пункты (исоны) и лады византийского осмогласия; следуя новогреческой практике церковного пения, Тавенер обогащает ладовую основу своей музыки увеличенными и нетемперированными интервалами, которые местами придают ей ориентальный колорит. Свои произведения, вдохновленные православной верой, Тавенер уподобляет иконам. Звуковые иконы Тавенера могут складываться в масштабные циклы; таковы, например, хоровые фрески Икона Света, Благодарственный акафист, Воскресение, Апокалипсис, Грехопадение и Воскресение, Ламентации и славословия и струнные квартеты Укрытое сокровище, Последний сон св. Девы и Diódia (греч. Проходы; имеются в виду своего рода заставы или «пропускные пункты», через которые, согласно мистическому богословию Восточной церкви, проходит душа во время странствований по потустороннему миру). Зрелое творчество Тавенера – характерный образец так наз. новой простоты: его гармонии по преимуществу благозвучны, темпы неторопливы, ритмика размеренна, фактура на обширных пространствах однородна. Плавное течение музыки может нарушаться вторжениями нового материала, часто в танцевальных ритмах, однако такой материал не столько сообщает музыке драматические импульсы, сколько вносит новые краски в палитру «звуковой иконы». Значительная часть опусов Тавенера предназначена для пения; напевные, плавные мелодические линии преобладают и в его зрелой инструментальной музыке. Некоторые работы Тавенера 1980–1990-х снискали на Западе весьма широкую популярность и принадлежат к наиболее часто исполняемым и записываемым образцам новейшей музыки. Это прежде всего обаятельная хоровая миниатюра Агнец на стихи У. Блейка, хоровая Песня для Афины, написанная в 1993 в память о трагически погибшей греческой актрисе Афине Хариадес и 4 года спустя прозвучавшая на отпевании принцессы Уэльской Дианы, и Покров – восьмичастный концерт для виолончели и струнных, части которого аналогичны иконам, представляющим различные эпизоды жизни Богородицы. Возможно, духовная музыка Тавенера иногда грешит «красивостью» и чувствительностью (к перечисленным только что вещам это не относится); с другой стороны, его светской музыке не чужды изящество, непринужденный лиризм и легкий юмор (вокальный цикл Ребенку, танцующему в ветре, различные миниатюры).

К началу XXI века спектр источников вдохновения Тавенера расширился. Он увлекся культурой Индии, Тибета и американских индейцев и творчеством швейцарского мистика Фритьофа Шуона, принявшего ислам и проповедовавшего «трансцендентальное единство» всех религиозных систем. Считая себя «христианином-универсалистом», Тавенер в своем творчестве последних лет сочетал предания и символы различных религий и элементы различных музыкальных языков, в том числе экзотических. Так, в его внушительном Плаче о Иерусалиме использованы христианские и исламские религиозные тексты, а в еще более обширном Гимне заре – тексты индуистской, суфийской, христианской и иудейской традиций, а также мотивы индейского музыкального фольклора. Он охотно обращался к таким инструментам, как тибетские храмовые чаши, индийские храмовые гонги и другие экзотические ударные, бараний рог, армянский деревянный духовой инструмент дудук. Отработанная техника оперирования устойчивыми формулами, родственная средневековому методу «центонизации» гласовых попевок, позволяла Тавенеру в больших количествах производить партитуры всевозможной продолжительности. Самый значительный образец религиозно-культурного универсализма Тавенера – монументальное действо в 8 циклах Храмовая завеса: экуменическое Всенощное бдение, предназначенное для службы в лондонской церкви Temple Church. Его полная версия длится около восьми, а сокращенная концертная редакция – около двух с половиной часов. Включенные в Храмовую завесу песнопения для хора и органа в традиционном для англиканской церкви жанре антема (anthem) достаточно широко исполняются как отдельные концертные пьесы.

За год до смерти, будучи уже безнадежно больным, Тавенер написал монодраму Смерть Ивана Ильича по одноименной повести Льва Толстого.

Для театра: Шляпники (The Cappemakers), драматич. кантата в 2 актах, сл. ср.-век. Йоркской мистерии (1965); Каин и Авель (Cain and Abel), драматич. кантата для 4 гол. и орк., сл. из Йоркских мистерий и из лат. Библии (1965); Кит (The Whale), драматич. кантата для м.-сопр., бар., чтеца, дет. и смеш. хоров, орк., 2 орг., магн. и актеров с мегафонами, сл. из энциклопедии Коллинза и из лат. Библии (1966); Тереза (Thérèse), одноакт. опера, либр. Дж. Мак-Ларнона (1976, пост. 1979, Лондон); Кроткая (A Gentle Spirit), кам. опера, либр. его же по Ф. Достоевскому (1977, Бат); К смерти (Eis thanaton), ритуал для сопр., баса, 2 трбн., арфы, уд. и стр., сл. А. Кальвоса (1987, Челтнем); Мария Египетская (Mary of Egypt), икона в музыке и танце для 3 гол., дет. и смеш. хоров, орк. и магн., сл. матери Теклы (1992, Олдборо, 2-я ред. 2006); Давайте начнем сначала (Lets begin again), сопр., тен., бас, дет. миманс, хор, орк. (1995, Норидж); Дурак (The Fool), в 7 сценах, для певцов-актеров, играющих на стр., и хора, либр. матери Теклы (2000, Лондон); Заставы (The Toll Houses), метафизическая пантомима для 4 гол., хора мальчиков, смеш. хора и орк., сл. ее же (1992); Смерть Ивана Ильича, монодрама для бар. и орк. (2012).

Для хора (в том числе с солистами) и инстр. или орк.: Credo, тен., чтец, хор, 3 гоб., 3 трубы, 3 трбн., орг. (1961); Бытие (Genesis), тен., чтец, хор, медн. дух., уд., орг., фп., стр. квартет (1962); Интроит на 27 марта, праздник св. Иоанна Дамаскина (Introit for 27th March, the Feast of St John Damascene), сопр., к.-а., медн. дух., фп., вибр., орг., стр. орк. (1968); Кельтский реквием (Celtic Requiem), сопр., к.-а., бас, дет. и смеш. хоры и орк., сл. католич. реквиема, Г. Воана, Дж.Г. Ньюмена, св. Блэтмака и дет. считалок (1969); Nomine Jesu, м.-сопр., 5 чтецов, хор, 2 альт. фл., клав., комнатный орг., сл. св. Хуана де ла Крус и из Библии (1970); Респонсорий памяти Эннон Ли Силвер (Responsorium in Memory of Annon Lee Silver), 2 м.-сопр., 2 фл. и хор (1971); В моем конце мое начало (Ma fin est mon commencement), хор, трбн., уд., влч. (1972); Маленький реквием по отцу Малахии Линчу (Little Requiem for Father Malachy Lynch), хор и кам. орк. (1972); Последние обряды (Ultimos ritos), м.-сопр., 12 басов, сопр., к.-а., тен., бас, 5 чтецов, хор, анс. медн. дух., 2 орг., орк. и магн., сл. св. Хуана де ла Крус (1972, включает Строфы и Nomine Jesu); Реквием по отцу Малахии (Requiem for Father Malachy), 6 муж. гол., хор и инстр. анс. (1973, 2/1979, с орк.); Круговращения (Kyklike kinesis), сопр., влч., хор и инстр. анс. (1977); Воскрес! (Risen!), хор и орк., сл. из Библии (1981); Икона света (Ikon of Light), хор и стр. трио, сл. св. Симеона Нового Богослова (1984); Ангелы (Angels), хор и орг., сл. К. Уокера (1985); Благодарственный акафист (Akathist of Thanksgiving), 2 к.-тен., 5 муж. гол., хор, уд., орг. и стр. орк., сл. св. Иоанна Златоуста и протоиерея Г. Петрова в англ. пер. (1987); С нами Бог (God is with Us), хор и орг. (1987); Икона св. Серафима (Ikon of St Seraphim), к.-тен., 4 баса, 2 скр., хор и орк., сл. матери Теклы (1988); Икона Распятия (Ikon of the Crucifixion), 4 гол., хор, медн. дух., уд., орг., стр. орк. (1988); Воскресение (Resurrection), 3 гол., муж. и смеш. хоры, медн. дух., уд., орг. и стр. квартет, сл. матери Теклы и из Библии (1989); Грохот вошел в нее (Thunder Entered Her), муж. и смеш. хоры, орг. и колокольчики, сл. св. Ефрема Сирина и матери Теклы (1990); Мы увидим Его таким, каков Он есть (We Shall See Him as He Is), сопр., 2 тен., хор, 2 трубы, литавры, стр. и орг., сл. матери Теклы по Ин. (1992); Райские гимны (Hymns of Paradise), бас, хор мальчиков и 6 скр., сл. св. Ефрема Сирина (1992); Апокалипсис (The Apocalypse), 3 группы певцов и инструменталистов, сл. матери Теклы по Откр. (1993); Мироносица (The Myrrh-Bearer), альт, хор и уд., сл. ее же и Кассианы (1993); Невинность (Innocence), сопр., тен., влч., хор, орг. и колокольчики, сл. ее же (1994); Праздник праздников (Feast of Feasts), 5 гол., хор, уд., орг. ad lib. (1995); Святый (Svyati), влч. и хор (1995); Петра: ритуальный сон (Petra: A Ritual Dream), бар., стр. секстет и хор, сл. Й. Сефериса (1996); Последняя речь (The Last Discourse), сопр., бас, кб. с электр. усилением, хор (1997); Грехопадение и Воскресение (Fall and Resurrection), 3 гол., хор и орк., текст матери Теклы на осн. Библии (1999); Полное затмение (Total Eclipse), дискант, к.-тен., тен., сакс., хор и орк., сл. из Деян. (1999); Жених (The Bridegroom), 4 жен. гол., хор и стр. квартет (1999); Новое начало (A New Beginning), тен. или сопр., смеш. и дет. хоры, орк. (1999); Икона любви (Ikon of Eros), сопр., бар., скр., хор и орк. (2000); Mahamatar, низкий жен. гол., хор мальчиков, колокола, стр. (2000); В одно мгновение (In One Single Moment), муж. хор, тибетская храмовая чаша, стр. квартет (2000); Песня космоса (Song of the Cosmos), сопр., бар., хор, уд., орг., стр. (2000); Ламентации и славословия (Lamentations and Praises), хор и инстр. анс. (2000); В память (In Memory), бас, хор, стр. орк. (2001); Второе пришествие (The Second Coming), хор и орг. (2001); Всемилостивейшая Елизавета (Elizabeth Full of Grace), дет. и смеш. хоры, тибетская храмовая чаша, орг., стр. (2002); Плач о Иерусалиме (Lament for Jerusalem), сопр., к.-тен., хор, орк. (2002); Мать и дитя (Mother and Child), хор, орг., инд. храмовый гонг (2002); Храмовая завеса (The Veil of the Temple), сопр., анс. певцов-солистов, смеш. и дет. хоры, дудук, медн. дух. и уд., сл. из Библии и разл. ср.-век. источников (2002, включает ряд духовных гимнов для хора и орг., которые могут исполняться по отдельности); Короткая месса (Missa brevis), дет. хор и орг. (2005); Дитя поведет их (A Little Child Shall Lead Them), хор и орг. (2006); Сын родился нам (Unto us is born a son), хор и орг. (2006); Торжество на день Непорочного Зачатия блаженной Девы Марии (Sollemnitas in Conceptione Immaculate Beatae Maria Virginis), солисты, 2 хора, стр. квартет, орг., медн. дух., уд. и стр. (2006); Прекрасные имена (The Beautiful Names), тен., хор и орк., 99 имен Аллаха из Корана (2007); Реквием, влч., сопр., тен., хор, медн. дух, уд., орг. и стр. (2007), Гимн Владычице (Hymn for the Sovereign), хор, медн. дух., литавры и орг. (2007); Ex Maria Virgine, хор и орг. (2008).

Для хора (в том числе с солистами) или вок. анс. a cappella или с эпизодич. использованием инстр.: Строфы (Coplas ), 4 гол., хор и магн., сл. св. Хуана де ла Крус (1970); Антифон на утро Рождества (Antiphon for Christmas Morning), хор сопр. (1972); Песнопение Богоматери (Canticle of the Mother of God), с сопр. соло, сл. из Лк. 1 на древнеевр. и греч. яз. (1976); Литургия св. Иоанна Златоуста (1977); Траурный икос (Funeral Ikos, 1981); Великий канон св. Андрея Критского (The Great Canon of St Andrew of Crete), с басом соло (1981); Молитва для мира (Prayer for the World, 1981); Слава (Doxa, 1982); Он взошел на небо (He hath entered the Heaven), 9 дет. гол. и колокольчики (1982); Агнец (The Lamb), сл. У. Блейка (1982); Молитва Господа (The Lords Prayer, 1982); Православная Всенощная (Orthodox Vigil Service), хор, колокольчики (1984); Любовь приветствовала меня (Love Bade Me Welcome), сл. Дж. Герберта (1985); 2 гимна Богоматери (2 Hymns to the Mother of God, 1985); Икона св. Катберта Линдисфарнского (Ikon of St Cuthbert of Lindisfarne), сл. матери Теклы (1986); Magnificat и Nunc Dimittis (1986); Панихида (Panikhida, 1986); Возглашение (Acclamation, 1987); Гимн св. Духу (Hymn to the Holy Spirit, 1987); Многая лета (Many Years, 1987); Тигр (The Tyger), сл. У. Блейка (1987); Свадебная молитва (Wedding Prayer, 1987); Аполитикион св. Николаю (Apolytikion for St Nicholas, 1988); Зов (The Call, 1988); Да не безмолвствует князь (Let Not the Prince Be Silent), двойной хор, сл. св. Климента Александрийского, 1988); Рождественская песня (A Nativity Carol), хор девочек (1988); Несотворенная любовь (The Uncreated Eros, 1988); Eonia, сл. Й. Сефериса и матери Теклы (1989); Плач Богоматери (Lament of the Mother of God), с сопр. соло (1989); Свадебное приветствие (Wedding Greeting), с тен. соло (1989); Псалом 121 Возвожу очи мои (I will lift up mine eyes, 1989); Ныне св. Дева (Today the Virgin), сл. матери Теклы (1989); Рождественский хоровод (A Christmas Round, 1990); Икона Троицы (Ikon of the Trinity, 1990); О, не двигайся (O, Do Not Move), сл. Сефериса (1990); Икона Рождества (Ikon of the Nativity, 1991); Благовещение (Annunciation), с 4 гол. соло (1992); Деревенская свадьба (A Village Wedding), сл. А. Сикелианоса (1992); Молитва Господа (The Lords Prayer, 1993); Мир в огне (The World is Burning), с басом соло и тамтамом, сл. матери Теклы (1993); Песня для Афины (Song for Athene), сл. В. Шекспира (Гамлет), матери Теклы и из правосл. заупокойной службы (1993); Свадебная молитва (Wedding Prayer, 1994); Аминь (Amen, 1994); С днем рождения (Chronia polla), муж. хор (1995); 3 антифона (1995); Молитва св. Троице (Prayer to the Holy Trinity, 1995); Как тот, кто спал (As One Who Has Slept, 1996); Гимн неугасимому Свету (Hymn of the Unwaning Light, 1996); Траурное песнопение (Funeral Canticle, 1996); Отче наш (Notre Père), дет. хор (1996); Аполитикион св. Мартина (Apolytikion of St Martin, 1997); Приди и соверши волю Свою во мне (Come and Do Your Will in Me, 1997); Страшись и радуйся, народ (Fear and Rejoice o People, 1997); Голоса (Voices), с сопр. соло, тибетскими храмовыми чашами и колоколами (1997); Аполитикион Воплощения (Apolytikion of the Incarnation, 1998); На горе Афир (In the Month of Athyr), с чтецом (1998); Многая лета, к 50-летию принца Уэльского (Many Years for the 50th Birthday of HRH the Prince of Wales, 1998); Молитва на излечение больных (Prayer for the Healing of the Sick, 1998); Раввуни (Ravonee, 1998); Икона св. Хильды (Ikon of St Hilda, 1998); Все вы, крещеные во Христе (All Ye that in Christ Have Been Baptised, 1998); Вифиль (Bethel, 1998); Сон на день рождения (Birthday Sleep), сл. В. Уоткинса (1999); Молитва Господа (The Lords Prayer, 1999); Богоматерь (The Mother of God, 1999); То же вчера, ныне и навеки (The Same Yesterday, Today and Forever), с тибетскими храмовыми чашами (1999); Хвала Богу за эту преходящую жизнь (Glory to God for this Transient Life), хор девочек, с колокольчиками и гонгом (2000); Прощальный подарок Тэму Фарроу (Parting Gift for Tam Farrow, 2000); О ты, нежный свет (O Thou Gentle Light, 2000); Благоговеющие перед красотой (Awed by the Beauty), муж. хор (2001); Когда в Иордане (When in Jordan, 2001); Будьте мудрыми (Be Ye Wise, 2001); Сны бабочки (Butterfly Dreams, 2002); Проповедь и Кохима (Exhortation and Kohima), двойной хор (2003); Maha Maya, хор и орг. (2003); месса Atma, хор и орг. (2003); Утренняя звезда (Stella matutina, 2003); Гимны Шуона (Schuon Hymnen), сл. Ф. Шуона (2003); Богородица (Theotoke), жен. хор (2003); Комната для новобрачных (The Bridal Chamber), муж. хор (2004); Заклинания и последнее слово (Invocations and Last Word, 2004); Shûnya, с тибетской храмовой чашей (2005); Гимны Марии (Marienhymne), жен. и смеш. хоры (2005); Секрет, известный всем (The Open Secret, 2006); Нет розы (There Is no Rose, 2007); Качание (Rocking, 2007); Больше не бойтесь (Fear No More, 2007); Мой народ (O My People, 2007), Два хадиса (Two Hadiths), с ренессансной арфой (2007); Валлийская месса (Missa Wellensis, 2013).

Др. вок. муз.: Три священных сонета (Three Holy Sonnets), бар., 2 влт., 2 трбн., литавры, стр., сл. Дж. Донна (1962); 3 части из «Четырех квартетов» Т.С. Элиота (3 Sections from T.S. EliotsThe Four Quartets’), выс. гол. с фп. (1963–1964); Три сюрреалистические песни (3 Surrealist Songs), м.-сопр., фп., бонго и магн., сл. Э. Люси-Смита (1967–1968); [Не уповаю] на иного (In alium), сопр., 2 орг., фп., стр. орк. и магн., сл. Ш. Пеги и из лат. Библии (1968); Испанские песни (Canciones españolas), 2 к.-тен., 2 фл., уд., орг. и клав., сл. разных авт. (1972); Плач, последняя молитва и величание (Lamentation, Last Prayer and Exaltation), сопр. и колокольчики (1977); Заточение Антигоны (The Immurement of Antigone), монодрама для сопр. и орк., сл. Дж. Мак-Ларнона (1978); 6 рус. нар. песен, сопр., домра и 6 инстр. (1978); 6 аббасидских песен, тен., 4 фл. и уд. (1979); Ахматова. Реквием (Akhmatova: Requiem), сопр., бас, медн. дух., уд., чел. и стр. орк., сл. А. Ахматовой и из правосл. заупокойной литургии (1979–1980); Сафо: лирические фрагменты (Sappho: Lyrical Fragments), 2 сопр. и стр. (1980); К Сыну (Towards the Son), 3 дисканта, 4 смычковых псалтерия, уд. и стр. (1982); Ребенку, танцующему в ветре (To a Child Dancing in the Wind), сопр., фл., арфа и альт, сл. У.Б. Йейтса (1983); 16 хокку Сефериса (16 Haiku of Seferis), сопр., тен., уд. и стр. (1984); Вокальный мини-цикл для Джины (A Mini Song Cycle for Gina), сопр. и фп., сл. У.Б. Йейтса (1984); Медитация о Свете (Meditation on the Light), к.-тен., гит. и колокольчики (1986); Молитва (для Шимановского) (Prayer [for Szymanowski]), бас и фп., сл. В. Шекспира (1987); Жило Дитя (The Child Lived), сопр. и влч., сл. матери Теклы (1992); Песни на сл. Ахматовой (Akhmatova Songs), сопр. и влч. (1993, обр. со стр. квартетом 1995); Мелина (Melina), сопр. соло (1994); Незаписанное (Agraphon), сопр., уд. и стр., сл. А. Сикелианоса (1994); Песня Ангела (Song of the Angel), сопр., скр. и стр. (1994); Плач по Федре (Lament for Phaedra), сопр. и влч. (1995); Скрытый лик (The Hidden Face), к.-тен., гоб., 8 скр. и 8 альтов (1996); Vlepondas, сопр., бар. и влч., сл. Софокла, В. Шекспира и из Библии (1996); Самаведа (Samaveda), сопр., фл. и тампура (1997); Мир (The World), сопр. и стр. квартет, сл. К. Рейн (1997); …уйди с миром… (…depart in peace…), сопр., скр., тампура ad lib. и стр. (1998); Заря вечности (Eternitys Sunrise), сопр. и анс. барочных инстр., сл. У. Блейка (1998); Плач о Константинополе (Lament for Constantinople), бар. и альт. фл. (1998); Nipson, к.-тен. и анс. виол (1998); Священный сон (Iero oniro), сопр., инстр. анс., магн. (1999); Молитва сердца (Prayer of the Heart), гол., уд. и стр. квартет (1999); Apokatastasis, к.-тен., анс. виол и тибетские храмовые чаши (1999); Любовное послание (Epistle of Love), сопр. и фп. (2000); Гимн заре (Hymn of Dawn), сопр., бар., скр., фл. (2002); Maya Atma, сопр., скр. и уд. (2002); Жизнь вечная (Life Eternal), сопр., бас и мал. орк. (2002); Сверхъестественные песни (Supernatural Songs), м.-сопр. или бар., уд. и стр., сл. У.Б. Йейтса (2003); Шанти-Кэтлин (Shanti-Kathleen), гоб. и сопр. (2003); Песни Шуона (Schuon Lieder), сопр., фп., стр. квартет, храмовая чаша, сл. Ф. Шуона (2003); Cantus mysticus, сопр., клар., анс. скр. и влч. (2004); Laila (Amu), сопр., тен., 5 басов, орк. (2004); Песни неба (Songs of the Sky), тен., гоб. и фп. (2005).

Инстр. муз.: Концертный дуэт (Duo Concertante), трбн. и фп. (1961); Портрет юной барышни и арфы (Portrait dune jeune fille et lharpe), арфа, орг., скр. (1961); Элегия памяти Фрэнка Солсбери (Elegy In Memoriam Frank Salisbury), скр. и стр. квартет (1962); Концерт для фп., 3 влт., литавр и стр. (1963); Камерный концерт (Chamber Concerto), мал. орк. (1964, 2/1968); Бабушкины шаги (Grandmas Footsteps), 5 муз. шкатулок и инстр. анс. (1968); Памяти Игоря Стравинского (In memoriam Igor Stravinsky), 2 альт. фл., комнатный орг. и колокольчики (1971); Вариации на песню Три слепые мыши (Variations on ‘Three Blind Mice’), орк. (1972); Снова (Palin), фп. (1977); Возвращающееся (Palintropos), фп. и орк. (1978); Греческая интерлюдия (Greek Interlude), фл. и фп. (1979); Вальс моего дедушки (My Grandfathers Waltz), фп. в 4 руки (1980); Трисвятое (Trisagion), квинтет медн. дух. (1981); Плащаница (Mandelion), орг. (1981); Mandoodles, фп. (1982); Песнопение (Chant), гит. (1984); Little Missenden Calm, дух. квартет (1984); Памяти кошек (In Memory of Cats), фп. (1986); Покров (The Protecting Veil), влч. и стр. орк. (1987); Песня для Иляны (Song for Ileana), фл. (1988); Укрытое сокровище (The Hidden Treasure), стр. квартет (1989); Кающийся разбойник (The Repentant Thief), клар., уд. и стр. орк. (1990); Погребальная песнь (Thrinos), влч. (1990); Вечная память (Eternal Memory), влч. и стр. орк. (1991); Последний сон св. Девы (The Last Sleep of the Virgin), стр. квартет и колокольчики (1991); Теофания (Theophany), орк., барабан бандир, магн. (1993); Слезы ангелов (Tears of the Angels), скр. и стр. (1995); Песнопение (Chant), влч. (1995); Проснись… и умри (Wake upand Die), влч. соло и анс. влч. (1996); Из ночи (Out of the Night), альт (1996); Проходы (Diódia), стр. квартет (1997); Ypakoë, фп. (1997); Зодиаки (Zodiacs), фп. (1997); Мой взор всегда на тебе (My Gaze Is Ever Upon You), скр. и магн. (1998); Мистагогия (Mystagogia), орк. (1998); Икона радости/скорби (Ikon of Joy/Sorrow), стр. квартет (1999); Ekstasis, гоб., труба, скр. и орк. (2000); В вышних (In the Highest), губная гармоника, уд., стр. (2001); Mahashakti, скр. и стр. орк. (2003); Слезы (Lacrimae), анс. виол (2003); Pratrirúpa, фп. (2003); Pratrirúpa, фп. и стр. орк. (2003); Вспоминая Леннокса [Беркли] через Майкла (Remembering Lennox through Michael), стр. орк. (2004); Фрагмент для св. Девы (Fragment for the Virgin), скр. и фп. или стр. орк. (2004); Калейдоскопы (приношение Моцарту) (Kaleidoscopes. A Tribute to Mozart), гоб., большой гонг, тибетские 4 храмовые чаши, 18 стр. (2005); Lalishri, скр. и стр. орк. (2006); Dhyāna, скр. и стр. орк. (2007); К тишине (Towards Silence), 4 стр. квартета и большая тибетская храмовая чаша (2007).

Кн. The Music of Silence: A Composer’s Testament («Музыка молчания: завещание композитора»). London, 1999.