Вилла-Лобос,

(Вила-Лобос, точнее Вила-Лобуш) Эйтор (Villa Lobos; 5.3.1887, Рио-де-Жанейро – 17.11.1959, там же). Бразильский композитор. Его отец, библиотекарь и музыкант-любитель, научил его играть на виолончели; Вилла-Лобос самостоятельно овладел гитарой и подростком выступал в составе городских уличных ансамблей – шоро. Некоторое время играл на виолончели в театрах, кино и т.п. Затем (ок. 1905) в жизни Вилла-Лобоса. наступил период странствий по Бразилии. Вернувшись в Рио-де-Жанейро (1912 или 1913), он, возможно, брал уроки у профессиональных музыкантов. Первые концерты музыки Вилла-Лобоса состоялись в 1915 году, а к 1917-му он уже был автором ок. 100 произведений, в том числе двух симфоний, четырех струнных квартетов и двух колоритно оркестрованных балетов, сюжеты и музыка которых основаны на фольклоре глубинных областей Бразилии. В 1918–1919 сблизился с и пианистом Артуром Рубинштейном, что, по-видимому, способствовало его более близкому знакомству с новинками европейской музыки, прежде всего с творчеством современных французских мастеров и (позднее Вилла-Лобос создал своеобразный музыкальный портрет Рубинштейна – масштабную виртуозную пьесу Рудепоэма). С 1923 по 1930 год жил в Париже. Этими годами датируется серия разнообразных по форме, характеру и объему оркестровых и камерно-ансамблевых опусов под общим названием Шоро, в которых претворены ритмы и мелодии различных населяющих Бразилию этнических групп; к самым значительным работам Вилла-Лобоса относится монументальное (продолжительностью свыше часа) трехчастное Шоро № 11 для фп. с оркестром. Экспансивные Шоро, симфонические поэмы, оркестровые сюиты и другие произведения Вилла-Лобоса сделали его популярной фигурой парижской музыкальной жизни 1920-х; его яркое, полнокровное инструментальное письмо произвело сильное впечатление на многих французских музыкантов, в том числе на молодого . Вернувшись в Бразилию, Вилла-Лобос развернул деятельность по реформированию музыкального образования. В 1945 году он основал в Рио-де-Жанейро Бразильскую академию музыки. Между 1930 и 1945 сочинил девять Бразильских бахиан – двух-, трех- и четырехчастных сюит для различных составов. Элементы бразильского музыкального фольклора разрабатываются в них с применением методов тематической работы (преимущественно секвенций, иногда также полифонических «осложнений»), напоминающих, по мысли автора, о Бахе. Части сюит, за немногими исключениями, имеют по два заголовка: «баховский» («прелюдия», «токката», «ария», «фуга» и т.п.) и отсылающий к тому или иному жанру бразильской музыки. Наиболее популярны напевные, слегка сентиментальные Прелюдия из Бразильской бахианы № 1 (для ансамбля виолончелей) и особенно Ария из Бразильской бахианы № 5 (для сопрано и ансамбля виолончелей); эти музыкальные «визитные карточки» Бразилии остаются самой известной частью гигантского, крайне неравноценного и зачастую стилистически безликого наследия Вилла-Лобоса – композитора, для которого сочинение музыки, по его собственным словам, было биологической потребностью. Последние годы жизни Вилла-Лобос провел преимущественно в Париже. С середины 1920-х выступал во многих странах как дирижер, исполняя собственную музыку.

Шоро (Chôros, ед. Chôro): № 1, гит. (1920); № 2, фл. и клар. (1924); № 7, фл., гоб., клар., сакс., фаг., гонг, скр., влч. (1924); № 5, фп. (1925); № 3, муж. хор и 6 дух. инстр. (1925); № 8, 2 фп. и орк. (1925); № 4, 3 влт. и трбн. (1926); № 6, орк. (1926); № 10, хор и орк. (1926); № 11, фп. и орк. (1928); № 14, хор, дух. и симф. орк. (1928, партитура утрачена); № 9, орк. (1929); № 12, орк. (1929); № 13, 2 орк. и дух. орк. (1929, партитура утрачена).

Бразильские бахианы (Bachianas brasileiras, ед. Bachiana brasileira): № 1, не менее 8 влч. (1930); № 2, орк. (1930); № 4, фп. или орк. (1930–1936); № 3, фп. и орк. (1938); № 6, фл. и фаг. (1938); № 5, сопр. и анс. влч., сл. Р. Валадариш Корреа и М. Бандейры (1939, 2/1945); № 7, орк. (1942); № 8, орк. (1944); № 9, стр. орк. или хор (1945).

Симфонии: № 1 Неожиданность (O imprevisto, 1916); № 2 Вознесение (Ascenção, 1917); № 3 Война (A guerra, 1919); № 4 Победа (A vitória, 1919); № 5 Мир (A paz, 1920, утеряна); № 6 (1944); № 7 (1945); № 8 (1950); № 9 (1952); № 10 Верховный праотец (Sumé pater patrium) с певцами-солистами и хором (1952); № 11 (1955); № 12 (1957).

Концерты с орк.: 2 для влч. (1913, 1953); 5 для фп. (1945, 1948, 1952–1957, 1952, 1954); для гит. (1951); для арфы (1953); для губной гармоники (1956); конц. пьесы.

Др. произв.: 9 опер, в том числе Йерма (Yerma) по Ф. Гарсиа Лорке (1955, пост. 1971, Санта-Фе); 8 балетов, в том числе Амазонка (Amazonas, 1917, пост. 1929, Париж) и Уирапуру (Uirapurú, 1917, пост. 1935, Буэнос-Айрес); светские и церк. хоры с орк., инстр. и a cappella; Noneto для хора, 5 дух., арфы и уд. (1923); симф. поэмы, фантазии, увертюры (в том числе Рассвет в тропическом лесу (Alvorada na floresta tropical), 1953), сюиты, танцы; 2 симфониетты (1916, 1947); 4 фп. трио (1911–1945); 17 стр. квартетов (1915–1957); 4 сонаты для скр. и фп. (1915–1923); 2 сонаты для влч. и фп. (1915, 1916); Квинтет в форме шоро (Quinteto em forma de chôros), дух. (1928); Квинтет для фл., арфы и стр. трио (1957); др. кам.-инстр. анс.; пьесы для гит.; сюиты и пьесы для фп., в том числе 2 сб. Колыбель младенца (Prole do bebê, 1918, 1921), Рудепоэма (Rudepoêma, 1921–1926), Мелодия силуэта Нью-Йорка на фоне неба (New York Sky Line Melody, 1939), В честь Шопена (Hommage à Chopin, 1949); песни для гол. с фп., инстр. анс. и орк.