Хенце,

Ганс Вернер (Henze; 1.7.1926, Гютерсло – 27.10.2012, Дрезден). Немецкий композитор. Учился в музыкальной школе г. Брауншвайг; после службы в армии и кратковременного пребывания в британском плену продолжил учебу у Вольфганга Фортнера в хайдельбергском Институте церковной музыки (1946–1948). Поначалу сочинял в духе неоклассицизма, подражая и . В 1947–1948 осваивал додекафонию в Париже под руководством Рене Лейбовица. К тому времени уже имел опыт участия в дармштадтских летних курсах и репутацию одного из самых многообещающих и активных молодых композиторов Германии. В отличие от выдвинувшихся в те же годы и Хенце смолоду пренебрегал чистотой стиля и трактовал серийную технику как один из многих методов сочинения музыки. Иногда он отдавал дань сериализму в его достаточно радикальном выражении (2-й струнный квартет), однако уже в его музыке рубежа 1940–1950-х присутствуют элементы джаза, стилизации под старину, экспрессионизма в духе раннего или (творчество последнего было ему особенно близко). Хенце не избегал старых форм инструментальной музыки и музыкального театра: будучи художественным руководителем и дирижером балетной труппы в Висбадене (1950–1953), он сочинил несколько балетов, тем же периодом датируется и опера Бульвар Одиночество по роману аббата Прево Манон Леско. В последнем произведении мир главных героев воссоздан средствами атональной музыки, а враждебный им «буржуазный» мир – средствами «вульгарной» тональной гармонии. Подобная манера обрисовки антагонистических сил с помощью стилистически контрастных типов музыки характерна и для ряда позднейших крупных сценических и концертных опусов Хенце (так, в опере Принц Гомбургский мечтам о любви соответствует позднеромантическая «бесконечная мелодия», тогда как всему, что связано с войной и военщиной, – серийная техника).

В 1953 году Хенце вконец разочаровался в духовной ситуации ФРГ (настойчивое культивирование всего, что запрещалось при Гитлере, он считал формой духовного принуждения, аналогичной лицемерному гитлеровскому культу традиционных национальных ценностей) и обосновался в Италии. Под итальянским влиянием в его творчестве наметилась тенденция к более открытой лирической выразительности (Пять неаполитанских песен, вокально-оркестровый цикл Ноктюрны и арии, кантаты Новые похвалы бесконечному и Being Beauteous, Кантата о последней сказке и др.). Вершиной первого итальянского периода Хенце (и, возможно, всего его творчества) стала опера Бассариды – искусно разработанная музыкальная версия Вакханок Еврипида; ее 4 сцены аналогичны частям симфонии (сонатная форма – скерцо – адажио и фуга – пассакалья). В 1967–1968 Хенце увлекся левыми идеями и до середины 1970-х активно обслуживал коммунистическую идеологию. Премьера его «народной и военной оратории» памяти Че Гевары Плот «Медузы» (декабрь 1968, Гамбург) стала поводом для шумной демонстрации прокоммунистически настроенных студентов. Посетив Кубу (1969–1970), Хенце провел там премьеру своей 6-й симфонии, партитура которой включает цитаты из кубинских революционных песен. Плакатный стиль, удовлетворяющий требованиям политически ангажированного искусства, получил развитие в театрализованном (местами на грани хеппенинга) вокально-инструментальном цикле El Cimarrón (Беглый невольник), который также посвящен кубинской тематике, цикле песен Голоса на разноязычные тексты протеста и сопротивления, опере Мы приходим к реке на тему классовой борьбы. В 1978 Хенце вступил в Компартию Италии. Одновременно он продолжал писать густые, вязкие оркестровые партитуры в духе экспрессионизма, часто с прямыми или видоизмененными цитатами из классики (Император Гелиогабал, альтовый концерт Compáses para preguntas ensimismadas, Тристан для фп. с оркестром, 2-й скрипичный концерт) и произведения, основанные на моделях старинной музыки (Aria de la folía española). В творчестве Хенце последнего тридцатилетия прямая ангажированность отходит на второй план (одно из немногих исключений – 9-я симфония, посвященная памяти жертв нацизма, с текстом поэтессы из ГДР Анны Зегерс).

Хенце – несомненный рекордсмен среди серьезных композиторов второй половины XX века по плодовитости и мастеровитости, то есть способности оперативно сочинять музыку любых жанров в расчете на самую разнообразную аудиторию. Он именовал собственную музыку «нечистой» (musica impura) – очевидно, имея в виду, что в ней сочетаются всевозможные стилистические модели, принадлежащие сферам «высокого» и «низкого» искусства, в том числе «консервативная» тональная и «передовые» современные идиомы, бетховенский сонатный принцип и шёнберговская додекафония, итальянская напевность и немецкая «ученость»; этическую основу всего этого конгломерата составляет стремление к передаче внемузыкального содержания, затрагивающего чувства и помыслы широкой аудитории. Об обилии и разнородности музыкальных, литературных, политико-идеологических источников вдохновения Хенце, а также о жанровом многообразии его творчества свидетельствует приведенный ниже список (неполный) его произведений. На практике пренебрежение «чистотой» оборачивается у Хенце неопрятной тяжеловесной эклектикой. Как адепт «нечистой музыки» с идейной подоплекой Хенце близок своим старшим коллегам Паулю Дессау (памяти которого он посвятил оркестровую Баркаролу) и (чьи партитуры он редактировал и обрабатывал).

Хенце вел курсы композиторского мастерства в Зальцбурге (1962–1967), преподавал в Кёльнской ВМШ (1980–1991), Лондоне (с 1987) и других центрах, основал несколько фестивалей, в том числе Мюнхенское биеннале (фестиваль современного музыкального театра, проводится с 1988).

Оперы и произв. родств. жанров: Театр чудес (Das Wundertheater), одноакт. опера по Сервантесу (1949, Хайдельберг, 2/1965, Франкфурт-на-Майне); Сельский врач (Ein Landarzt), радиоопера по Ф. Кафке (1951, Гамбург, сценич. версия 1965, Франкфурт-на-Майне); Бульвар Одиночество (Бульвар Солитюд; Boulevard Solitude), лирич. драма в 7 сценах, либр. Г. Вайль по аббату Прево (1952, Ганновер); Конец мира (Das Ende einer Welt), радиоопера в 2 сценах с прологом и эпилогом, либр. В. Хильдесхаймера (1953, Гамбург, сценич. версия 1965, Франкфурт-на-Майне); Король-олень (König Hirsch), опера в 3 актах, либр. Х. фон Крамера по Гоцци (1956, Зап. Берлин, 2/1962, пост. 1963, Кассель, под назв. Король-олень, или Странствия Истины (Il re cervo, oder Die Irrfahrten der Wahrheit)); Принц Гомбургский (Der Prinz von Homburg), опера в 3 актах, либр. И. Бахман по Г. фон Клейсту (1960, Гамбург); Элегия молодым влюбленным (Elegy for Young Lovers), опера в 3 актах, либр. У.Х. Одена и Ч. Колмэна (1961, Шветцинген); Суд Каллиопы (The Judgement of Calliope), одноакт. сатирова пьеса, либр. их же (1964, 2/1991, пост. 1997, Гиссен); Молодой лорд (Der junge Lord), комич. опера в 2 актах, либр. И. Бахман по В. Гауфу (1965, Западный Берлин); Бассариды (The Bassarids), одноакт. опера-сериа, либр. У.Х. Одена и Ч. Колмэна по Еврипиду (1966, Зальцбург); Моралите (Moralities), 3 нравоучительные пьесы, текст У.Х. Одена по Эзопу (1968, Цинциннати); Долгий путь в жилище Наташи Унгехойер (Der langwierige Weg in die Wohnung der Natascha Ungeheuer), шоу, текст Г. Сальваторе (1971, Рим, ТВ); Кубинка, или Жизнь, отданная искусству (La Cubana, oder Ein Leben für die Kunst), водевиль для ТВ в 5 сценах, текст Г.М. Энценсбергера по М. Барнету (1974, Нью-Йорк); Мы приходим к реке (We Come to the River), акции для музыки в 11 сценах, либр. Э. Бонда (1976, Лондон); Мальчик-с-пальчик (Pollicino), муз. сказка, либр. Дж. ди Левы по К. Коллоди, братьям Гримм и Ш. Перро (1980, Монтепульчано); Английская кошка (The English Cat), история для певцов и инструменталистов в 2 актах, либр. Э. Бонда по О. Бальзаку (1983, Шветцинген); Преданное море (Das verratene Meer), муз. драма в 2 актах, либр. Г.У. Трайхеля по Ю. Мисиме (1990, Берлин); Венера и Адонис (Venus und Adonis), одноакт. опера, либр. его же (1997, Мюнхен); Удод и торжество сыновней любви (LUpupa und der Triumph der Sohnesliebe), опера в 11 сценах, либр. Х. по арабской сказке (2003, Зальцбург); Федра (Phaedra), кам. опера в 2 актах, либр. К. Ленерта по Расину (2007, Берлин); Гизела! или Памятные и примечательные дороги счастья (Gisela! oder: Die merk- und denkwürdigen Wege des Glücks), музыкально-театральная пьеса, либр. К. Ленерта и М. Керстана (2010, Гладбек).

Балеты: Балетные вариации (Ballet-Variationen, 1949, 2/1992, 3/1998); Джек Пудинг (Jack Pudding), в 3 частях, либр. С. Сивори по Жоржу Дандену Мольера (1950, Висбаден); Вокальная шаль камерной певицы Розы Зильбер (Das Vokaltuch der Kammersängerin Rosa Silber), упражнение с И. Стравинским по картине П. Клее (1950); Лабиринт (Labyrinth), либр. М. Болдуина (1952, 2/1997, Шветцинген); Идиот (Der Idiot), мимодрама, либр. И. Бахман по Ф. Достоевскому (1952, Зап. Берлин); Марафон (Maratona), одноакт. танц. драма, либр. Л. Висконти (1957, Зап. Берлин); Ундина (Undine), в 3 актах, либр. Ф. Эштона по Ф. де ла Мотт-Фуке (1958, Лондон); Соловей императора (Lusignolo dellimperatore), либр. Дж. ди Майо по Х.К. Андерсену (1959, Венеция); Танкред (Tancredi), в 2 сценах, либр. П. Чобади (1966, Вена (на осн. Pas d’action), 1952); Орфей (Orpheus), в 6 сценах, либр. Э. Бонда (1979, Штутгарт); Отчаяние господина Пульчинеллы (Le disperazioni del Signor Pulcinella), с пением (1997, Шветцинген (на осн. балета Джек Пудинг), 1950); Сын воздуха (Le fils de lair), либр. Ж. Кокто (1997, Шветцинген, на осн. произв. 1962).

Симфонии: № 1, кам. орк. (1947, 2/1963, 3/1991); № 2 (1949); № 3 (1950); № 4, на материале муз. оперы Король-олень (1955); № 5 (1962); № 6, 2 орк. (1969, 2/1994); № 7 (1984); № 8, по Сну в летнюю ночь В. Шекспира (1993); № 9, с хором, сл. Г.У. Трайхеля по А. Зегерс (1997); № 10 (2000).

Концерты и конц. пьесы с орк.: Камерный концерт (Kammerkonzert), фп., фл., стр. (1946); Концертино, фп., дух., уд. (1947); 1-й скр. концерт (1947); 1-й фп. концерт (1950); Ода западному ветру (Ode to the Westwind), влч. с орк., по П.Б. Шелли (1953); Двойной концерт для гоб., арфы и стр. (1966); Концерт для кб. с орк. (1966); 2-й фп. концерт (1967); Ритмы для безответных вопросов (Compáses para preguntas ensimismadas), музыка для альта и 22 инстр. (1970); 2-й скр. концерт, с бар. соло и электр., сл. Г.М. Энценсбергера (1971, 2/1991); Тристан (Tristan), прелюдии, фп., орк. и магн. (1973); Удвоенный Виталино (Il Vitalino raddoppiato), скр. с кам. орк., на осн. Чаконы Т. Витали (?), (1977); Чудо розы (Le miracle de la rose), воображаемый театр № 2, клар. и 13 инстр. (1981); Английские любовные песни (Englische Liebeslieder), влч. с орк. (1985); «Ода эоловой арфе» (Ode an eine Äolsharfe), гит. и 15 инстр. (1986); Реквием, 9 духовных концертов, фп., труба и орк. (1990–1992); Интродукция, тема и вариации, влч., арфа и стр. (1992); 3-й скр. концерт, по Доктору Фаустусу Т. Манна (1996); произв. на материале опер и балетов.

Др. произв. для орк. и больших кам.-инстр. анс.: Четыре поэмы (Quattro poemi, 1955); Симфонические этюды (Sinfonische Etüden, 1956, 2/1964); Соната для стр. (1958); Три дифирамба (Drei Dithyramben), кам. орк. (1958); Антифоны (Antifone), 11 стр., дух., уд. (1960); Капричос (Los caprichos), фантазия по Гойе (1963); Памяти Белой Розы (In memoriam: Die weiße Rose), двойная фуга, 12 инстр. (1965); Telemanniana, сюита (1967); Император Гелиогабал (Heliogabalus imperator), муз. аллегория (1972, 2/1986); Aria de la folía española, кам. орк. (1977); Баркарола (Barcarola, 1979); танц. пьесы для любительского орк. (1984, 1985); Фанданго (Fandango), на осн. баса падре Солера (1985); Маленькие элегии (Kleine Elegien), анс. старинных инстр. (1986); 2-я соната для стр. (1996); Лесной царь (Erlkönig), фантазия по Гёте и Шуберту (1996, включена в балет Сын воздуха); Млечный путь, о светлая сестра (Voie lactée ô soeur lumineuse), токката для 19 инстр. (1996); Братство (Fraternité), ария (1999); Буря (A Tempest), рондо (2000); Синий час (Lheure bleue, 2001); Пять посланий для царицы Савской (Fünf Botschaften für die Königin von Saba, 2004); Себастьян во сне (Sebastian im Traum, 2004); произв. на материале опер, балетов, музыки к фильмам.

Для хора: 5 мадригалов, с 11 инстр., сл. Ф. Вийона (1947); Хор пленных троянцев (Chor gefangener Trojer), с орк., сл. И.-В.Гёте (1948, 2/1964); Колыбельная Богоматери (Wiegenlied der Mutter Gottes), унисонный дет. хор с 9 инстр., сл. Лопе де Вега (1948); фрагмент коллективного произв. Еврейская хроника (Jüdische Chronik) для чтецов, к.-а., баса, хора и орк., сл. Й. Герлаха (1960, авторы др. частей – Б. Блахер, К.А. Гартман, П. Дессау и Р. Вагнер-Регени); Новые похвалы бесконечному (Novae de infinito laudes), кантата, с сопр., м.-сопр., тен., бар. и инстр. анс., сл. Джордано Бруно (1962); Кантата о последней сказке (Cantata della fiaba estrema), с сопр. и 13 инстр., сл. Э. Моранте (1963); Песни с острова (Lieder von einer Insel), с 7 инстр., сл. И. Бахман (1964); Музы Сицилии (Musen Siziliens), с 2 фп., дух. и литаврами, сл. Вергилия (1966); Плот «Медузы» (Das Floß derMedusa), оратория, с сопр., бар., чтецом, 9 дет. гол. и орк., сл. Э. Шнабеля (1968, 2/1990); Орфей за проволокой (Orpheus Behind the Wire), a cappella, сл. Э. Бонда (1983); 9-я симфония (1997, см. выше); Музыкальный панегирик (Elogium musicum), с орк., сл. Ф. Серпы (2008); Жертвенный путь (Opfergang), кантата (драматич. симфония) для певцов-солистов, инструменталистов и концертирующего фп., сл. Ф. Верфеля (2010); Ветру (An den Wind), муз. пьеса для хора и инстр., сл. К. Ленерта (2011); произв. на материале опер.

Для гол. с сопров.: Шепот божественной смерти (Whispers from Heavenly Death), кантата, сопр. или тен. с инстр. анс. или с фп., сл. У. Уитмена (1948); Аполлон и Гиацинт (Apollo et Hyazinthus), импровизации, к.-а. и инстр. анс., сл. Г. Тракля (1949); Пять неаполитанских песен (Fünf neapolitanische Lieder), бар. и кам. орк., сл. анон., XVII век (1956); Ноктюрны и арии (Nachtstücke und Arien), сопр. и орк., сл. И. Бахман (1957); Kammermusik 1958, тен., гит. и 8 инстр., сл. Ф. Гёльдерлина (1958, 2/1963); Ariosi, сопр., скр. и орк., сл. Т. Тассо (1963); Существо прекрасное (Being Beauteous), кантата, сопр., арфа и 4 влч., сл. А. Рембо (1963); Этюд о свиньях (Versuch über Schweine), бар. и кам. орк., сл. Г. Сальваторе (1968); Беглый невольник (El Cimarrón), бар., фл., гит., уд., сл. Г. М. Энценсбергера по М. Барнету (1970); 2-й скр. концерт (1971, см. выше); Голоса (Voices), 22 песни, м.-сопр., тен. и 15 инстр., сл. разных авторов (1973); Король Гарлема (El rey de Harlem), воображаемый театр, м.-сопр. с инстр. анс., сл. Ф. Гарсиа Лорки (1979); 3 песни на сл. У.Х. Одена, тен. и фп. (1983); Три песни о снеге (Drei Lieder über den Schnee), сопр., бар., инстр. анс., сл. Г.У. Трайхеля (1989); Святая ночь (Heilige Nacht), гол. и фл., сл. его же (1993); Шесть песен с арабского (Sechs Gesänge aus dem Arabischen), тен. и фп., сл. Х. (1998); Аристей (Aristaeus), чтец (бар.) и орк., сл. Х. (2003); произв. на материале опер и др.

Для инстр. анс. (28 исполн.): Соната для скр. и фп. (1946); Соната для фл. и фп. (1947); 1-й стр. квартет (1947); Камерная соната (Kammersonate) для фп. трио (1948, 2/1963); 2-й стр. квартет (1952); Дух. квинтет (1952); Карийон, Речитатив, Маска (Carillon, Récitatif, Masque), манд., гит., арфа (1974); 3-й стр. квартет (1976); Дружба! (Amicizia!), клар., трбн., влч., уд., фп. (1976); 4-й стр. квартет (1976); 5-й стр. квартет (1976); Осень (Lautunno), дух. квинтет (1977); Траурная ода для Маргарет Геддес (Trauer-Ode für Margaret Geddes), 6 влч. (1977); Соната для альта и фп. (1979); Соната для 8 медн. дух. (1983); Соната для фл., клар., скр., влч., уд. и фп. (1984); Моно- и диалоги (Selbst- und Zwiegespräche), альт, гит., орг. (1985); Пять ноктюрнов (Fünf Nachtstücke), скр. и фп. (1990); Квинтет для фп. и стр. (1991); Adagio adagio, serenade, фп. трио (1993); Minotauros Blues, конц. муз. для 6 ударников (1996); Стр. трио (1998); кам. версии собств. произв., в том числе отрывков из опер; неопубл. пьесы.

Для 1 инстр.: Сонатина для фп. (1947); Серенада для влч. (1949); Вариации для фп. (1949); Соната для фп. (1959); Шесть отсутствий (Six Absences), клав. (1961); Lucy Escott Variations, фп. или клав. (1963); Сонатина для трубы (1974); Королевская зимняя музыка (Royal Winter Music), соната для гит. по В. Шекспиру № 1 (1976); Каприччо для влч. (1976, 2/1981); Соната для скр. (1977, 2/1992); Сан-Бьяджо, 9 августа в 12.07 (S. Biagio 9 agosto ore 12.07), кб. (1977); Пять сцен из зимней страны (Five Scenes from the Snow Country), мар. (1978); Étude Philharmonique, скр. (1979); Королевская зимняя музыка (Royal Winter Music), соната для гит. по В. Шекспиру № 2 (1979); Керубино (Cherubino), 3 миниатюры для фп. (1981); Серенада для скр. (1986); Левая рука (La mano sinistra), фп. (1988); Piece for Peter, фп. (1988); Toccata mistica, фп. (1994); Олли [Нассен] на берегу (Olly [Knussen] on the Shore), фп. (2001); Scorribanda pianistica, фп. (2003); пьесы на материале собств. произв. для др. составов; неопубл. пьесы.

Др. произв.: Тюремная песня (Prison Song), уд. и магн., текст Хо Ши Мина (1971).

Муз. к спект. и фильмам, обр. произв. др. композиторов (в том числе Монтеверди, Кариссими, К.Ф.Э. Баха, Паизиелло, Моцарта, Вагнера, Гартмана).

Кн., в том числе сб. ст. и выступлений: Musik und Politik: Schriften und Gespräche 1955–1975. München, 1976; автобиогр.: Reiselieder mit böhmischen Quinten: autobiographische Mitteilungen 1926–1995. Frankfurt, 1996.