Харрисон,

Лу (Силвер) (Harrison; 14.5.1917, Портленд, Орегон – 2.2.2003, Лафейетт, Индиана). Американский композитор, а также пианист, дирижер, танцовщик, поэт, прозаик, художник, дизайнер, музыкальный критик, эсперантист, общественный деятель (пацифист, борец за чистоту окружающей среды и за права сексуальных меньшинств). В 1926 году семья Харрисона переселилась в Калифорнию. В 1935–1936 он учился в Сан-Франциско у : посещал его университетский курс музыки народов мира и брал у него частные уроки контрапункта и композиции. Учился также танцам и игре на старинных инструментах и в 1934–1943 сочинил несколько сонат для клавесина в подражание Скарлатти и английским вёрджинелистам XVI–XVII веков. Смолоду увлекался музыкой и культурой американских индейцев, Китая, Юго-Восточной Азии и Индонезии. Увлечения Харрисона разделял друживший с ним ; в 1939–1941 Харрисон и Кейдж устраивали концерты музыки для ударных инструментов в городах западного побережья США, используя наряду с «настоящими» инструментами разного рода бытовые предметы, в том числе найденные на автомобильных свалках и т.п., с целью имитации звучания индонезийского гамелана. В 1942, после отъезда Кейджа в Чикаго, Харрисон поступил на работу в департамент танца Калифорнийского университета (Лос-Анджелес), где параллельно посещал класс . В 1943 переехал в Нью-Йорк, некоторое время подвизался в музыкальном отделе газеты New York Herald Tribune под руководством известного композитора и музыкального критика Вёрджила Томсона, писал музыкально-критические статьи для других изданий, выступал как дирижер: в 1946 провел запоздалую премьеру 3-й симфонии (Встреча под открытым небом) , положившую начало широкому признанию творчества последнего.

Не выдержав напряжения нью-йоркской жизни, в 1947 Харрисон пережил нервный кризис, вслед за которым в его биографии наступил весьма продуктивный период. Между 1948 и 1951 он сочинил ансамблевую музыку к аллегорическим балетам Опасная капелла и Солнцестояние, несколько пасторалей для камерного оркестра, Сюиту для скрипки, фп. и малого оркестра и несколько других сюит. Основное качество этих произведений – мелодичность (Харрисон считал мелодию важнейшим элементом музыки и в шутку называл ее «чистым доходом публики»). Мелодии Харрисона обычно диатоничны или пентатоничны, иногда украшены затейливыми мелизмами, часто разворачиваются на четко ритмизованном фоне ударных, по тембру напоминающем гамелан. Музыка Харрисона обнаруживает несомненное стилистическое родство с Сонатами и интерлюдиями Кейджа для подготовленного фортепиано; Харрисон охотно применял собственный вариант этого инструмента – пианино с чертежными кнопками между струнами (tack piano). В 1951–1953 Харрисон преподавал в колледже Блэк-Маунтин (Северная Каролина). Этим временем датируется, в частности, его камерная опера-сказка Рапунцель, написанная в технике, близкой додекафонии. Примерно тогда же, под влиянием книги о происхождении музыки, Харрисон стал пользоваться так наз. чистым строем – системой темперации, предусматривающей заметное сужение некоторых квинт ради того, чтобы остальные квинты и большинство терций остались чистыми. В 1953 он вернулся в Северную Калифорнию, где прожил до конца своих дней, продолжая экспериментировать с различными системами темперации и экзотическими (индонезийскими, китайскими и т.п.) ладами и писать прозрачную по фактуре, приятную для слуха мелодичную музыку, часто в ориентальном духе, с отчетливо размеренной ритмической основой и простым, обычно малоподвижным (часто бурдонным) гармоническим сопровождением, иногда с достаточно развитой полифонией; додекафонию и равномерную темперацию он отныне использовал только в своих антивоенных опусах, трактуя их как символы угрожающей миру механизированной западной цивилизации. В многочастных инструментальных партитурах Харрисона одна из срединных частей почти непременно носит средневековое жанровое наименование «эстампи» (estampie, англ. stampede), которое композитор трактовал как род умеренно быстрого танца с затейливой диатонической мелодией и частыми синкопами. В медленных частях циклических опусов, в отдельных пьесах, прежде всего мемориального характера, звучит более интенсивная, элегическая, порой даже мистическая нота, но основной тон музыки Харрисона – почти всегда светлый и радостный, на грани легковесности.

В 1961–1962 Харрисон впервые посетил Японию, Южную Корею и Тайвань, где углубил свое знакомство с музыкой и музыкальными инструментами Востока; в дальнейшем он много писал для ансамблей, сочетающих европейские и экзотические инструменты. В начале 1970-х он и его друг Уильям Колвиг создали ансамбль, который они назвали американским гамеланом: набор металлических труб и плит, жестяных канистр и других подобных предметов, подобранных так, чтобы на них можно было воспроизводить гамму D-dur чистого строя. Этот ансамбль использован, в частности, в кукольной опере Харрисона Молодой Цезарь, сюжет которой – встреча Цезаря с королем Вифинии Никомедом – имеет отношение к важнейшей для композитора теме единения Запада и Востока. Для настоящего индонезийского гамелана Харрисон начал сочинять только в середине 1970-х. В позднем творчестве Х. выделяются две масштабные симфонические партитуры: написанный для Кита Джарретта четырехчастный Концерт для нестандартно настроенного фп. с оркестром и четырехчастная 4-я симфония (Последняя симфония), в финале которой чтец на фоне звучаний, имитирующих гамелан, рассказывает народные сказки индейцев навахо. Ряд опусов Харрисона носит заглавия на международном языке эсперанто.

Оперы: Рапунцель (Rapunzel), кам., текст У. Морриса (1953, пост. 1959, Нью-Йорк); Молодой Цезарь (Young Caesar), кукольная, для 5 певцов, амер. гамелана и др. инстр. (всего 5 инструменталистов), либр. Р. Гордона и Х. (1971, Пасадена, (2 для певцов-актеров, муж. хора и кам. орк.) /1988, Портленд).

Музыка к танц. предст. (осн. произв.): Дочь Иевфая (Jephthas Daughter), чтец, фл., уд. и др. инстр. ad lib. (1941, 2/1963); Опасная капелла (The Perilous Chapel), фл., арфа, влч. и уд. (1949, 2/1989); Солнцестояние (Solstice), фл., гоб., труба, 2 влч., кб., пианино с кнопками между струнами, чел. (1950); Ио и Прометей (Io and Prometheus), фп. (1951, обр. для пения и инстр. 1985); Новолуние (New Moon), фл., клар., труба, трбн., скр., кб., уд. (1986, 2/1989); Ариадна (Ariadne), фл. и уд. (1987); Танго Тэнди (Tandys Tango), фп. (1992); Стихи с серебром (Rhymes with Silver), фп. квартет и уд. (1996).

Муз. к театр. постановкам и фильмам, в том числе к пьесе Ж. Кокто Бракосочетание на Эйфелевой башне (Marriage at the Eiffel Tower), 1949, и к документальному фильму Открывая искусство Кореи (Discovering the Art of Korea), 1979).

Осн. произв. для орк. и больших инстр. анс.: Элегическая симфония (Elegiac Symphony), симф. орк. (1942–1975); Alleluia, кам. орк. (1945); 1-я симфония на тон G (Symphony on G), симф. орк. (1947–1964, 2/1966); 1-я сюита для стр. (1948, 2/1995); 7 пасторалей, кам. орк. (1949–1951); Сюита для скр., фп. и мал. орк. (1951); Симфония в свободном стиле (Simfony in Free Style), 17 фл., 8 виол, 5 арф, трбн., колокола, барабан, пианино с кнопками между струнами (1955); Сюита для симфонических струнных (Suite for Symphonic Strings, 1960); Тихоокеанское рондо (Pacifika Rondo), кит., корейские и европейские инстр. (1961); Новая песня на старый лад, или Новая танская мелодия (Moogunkwha, Se Tang Ak), корейский дворцовый орк. (1961); ок. 30 пьес для яванского гамелана (1976–1999); Элегия, памяти Калвина Симмонса (Elegy, to the Memory of Calvin Simmons), гоб. и кам. орк. (1982); 3-я симфония, симф. орк. (1982, 2/1985); Двойной концерт для скр., влч. и гамелана (1982); Концерт для фп. с симф. орк. (1985); Филемон и Бавкида (Philemon and Baukis), скр. и гамелан (1987); Концерт для фп. и гамелана (1987); Ария для поэта (Air for the Poet), симф. орк. (1987); 4-я симфония Последняя (Last Symphony), симф. орк., финал с участием чтеца, сл. из индейского фольклора (1990, 2/1995); Парад для М[айкла] Т[илсона] Т[(омаса] (A Parade for M.T.T.), симф. орк. (1995); Концерт для пипы (кит. лютни) со стр. орк. (1997).

Осн. конц. произв. для мал. инстр. анс. (до 11 музыкантов): 1-й концерт для фл. и уд. (2 исполн.) (1939); 5-я симфония, уд. (4 исполн.) (1939); Фуга, уд. (4 исполн.) (1941); Песня Кетцалькоатля (Song of Quetzalcoatl), уд. (4 исполн.) (1941); Двойная музыка (Double Music), уд. (4 исполн.), совместно с Д. Кейджем (1941); Стр. трио (1946); Сюита для влч. и арфы (1949); Песни в лесу (Songs in the Forest), фл., фп., скр., уд. (1951); Хвала красоте колибри (Praise[s] for the Beauty of Hummingbirds), фл., 2 скр., чел., уд. (1952); Концерт для скр. и уд. (5 исполн.) (1959); Концерт в [пентатоническом ладу] слендро (Concerto in Slendro), скр., чел., 2 пианино с кнопками между струнами, уд. (1961, 2/1972); У гроба Чарлза Айвза (At the Tomb of Charles Ives), анс. цимбал и псалтериев (1963); Avalokiteshvara, арфа или гит. (тж. псалтерий) и уд. (1964); Музыка для скрипки с различными инструментами (Music for Violin with Various Instruments), скр., уд., язычковый орг., псалтерий, 4 мбиры (1967); Концерт для орг., уд. (8 исполн.), фп. и чел. (1973); Сюита для скр. и амер. гамелана, совместно с Р. Ди (Dee) (1974); Плач по Карлосу Чавесу (Threnody for Carlos Chávez), альт и гамелан (1978); Сюита для стр. квартета (String Quartet Set, 1979); Варьируемое трио (Varied Trio), скр., фп., уд. (1987); Большой дуэт (Grand Duo), скр. и фп. (1988); Фп. трио (1990); Сюита для влч. и фп. (1995).

Вок. муз. (осн. произв.): Месса св. Антонию (Mass to St Anthony), унисонный хор, труба, арфа, стр. (1939–1952); Peace Piece 3, к.-а или бар., 2 скр., альт, арфа (1953, 2/1968); Строгие песни (Strict Songs), 8 бар. и кам. орк., сл. Х. (1955, обр. для бар., хора и кам. орк. 1992); Радостное шествие и торжественное шествие (A Joyous Procession and a Solemn Procession), 2 гол., 2 трбн., уд. (5 исполн.) (1962); Хокку (Haiku), унисонный хор, сяо (кит. фл.), арфа, колокола, гонг (1967); Peace Piece 1, унисонный хор, кам. орк. (1968); Peace Piece 2, тен., уд. (3 исполн.), 2 арфы, стр. (1968); Орфей (Orpheus), тен., хор, уд. (15 исполн.) (1969); Сутра сердце (La Koro Sutro), хор, арфа, амер. гамелан (1972); Сцены из [К.] Кавафиса (Scenes from Cavafy), бар., муж. хор, арфа, гамелан (1980); Гендинг в честь Афродиты (Gending in Honor of Aphrodite), хор, арфа, яванский гамелан (1982, 2/1986); Месса на день св. Цецилии, унисонный хор и арфа (1983–1986); 3 песни для муж. хора и кам. орк., сл. У. Уитмена и из Библии (1985); Фауст (Faust), сопр., тен., бас, хор, кам. орк., гамелан (1985).

Осн. конц. произв. для инстр. соло: 6 сонат для клав. (1934–1943); Граунд e, фп. (1936, 2/1970); Largo ostinato, фп. (1937, 2/1970); 3-я соната для фп. (1938); Рил «В честь Генри Кауэлла» (Reel, Homage to Henry Cowell), фп. (1939); Сюита для фп. (1943); В честь Мийо (Homage to Milhaud), фп. (1948); Серенада для гит. или арфы с уд. ad lib. (1952); Сюита для пианино с кнопками между струнами (1957); Эстамп для Сьюзен Саммерфилд (Estampie for Susan Summerfield), орг. (1981); Педальная соната (Pedal Sonata), орг. (1989); Плач по Оливеру Дэниэлу (Threnody for Oliver Daniel), арфа (1991).