Линдберг,

Магнус (Lindberg; р. 27.6.1958, Хельсинки). Финский композитор. В 1977–1981 учился в Хельсинкской академии музыки, в том числе у и Пааво Хейнинена. В 1977 году вместе с , Э.-П. Салоненом и другими молодыми музыкантами основал общество Korvat auki! («Откройте уши!») для пропаганды достижений мирового авангарда в традиционно консервативной Финляндии. В конце 1970-х – начале 1980-х совершенствовался в Дармштадте у , в Сиене у и в Париже у В. Глобокара и . Работал в студиях электронной музыки в Стокгольме и в парижском Институте музыкальных и акустических исследований (IRCAM). С начала 1980-х активно участвовал в деятельности финских музыкальных организаций авангардной ориентации, в том числе группы экспериментальной музыки Toimii («Действует») и камерного оркестра Avanti! («Вперед!»). К середине 1980-х, преодолев юношеское увлечение сериализмом и инструментальной конкретной музыкой в духе , освоил нарочито резкую, агрессивную манеру, сочетая «сверхсложность с примитивом»; по словам тогдашнего Линдберга, его интересовали «только крайности». Наиболее заметная работа раннего Линдберга – Сила для оркестра и пяти инструменталистов с электронным усилением; она принесла ему несколько солидных международных премий и обратила внимание окружающего мира на существование в Финляндии молодой, динамичной и достаточно радикальной авангардной школы. После UR для квинтета и электроники манера Линдберга, оставаясь в целом напористой и энергичной, несколько смягчилась. «Примитив», выраженный по большей части однообразно ритмизованными ударами и шумовыми эффектами, отошел на дальнюю периферию его музыки. Важнейшим носителем выразительности стала гармония (вертикаль у зрелого Линдберга рассчитывается исходя из природных свойств обертонового ряда, отсюда ее относительная консонантность, плотность и тембровое богатство), а важнейшим фактором поступательного развития – логически продуманная смена гармонических структур. Линдберг сочиняет в основном для оркестра и больших инструментальных ансамблей; в отличие от большинства современных композиторов, он владеет искусством писать сложную по фактуре музыку не только в медленных, но и в быстрых темпах, предоставляя оркестрантам широкие возможности для демонстрации виртуозности и артистизма. Первыми значительными образцами зрелого стиля Линдберга стали партитуры, образовавшие триптих Кинетика, Приливы и отливы и Веселье (название последнего опуса может быть распространено на значительную часть творчества Линдберга, проникнутого радостным, можно сказать мажорным духом). Для его музыки 1990-х и начала 2000-х показательна Аура – без малого 40-минутная фреска в 4 частях attacca, посвященная памяти и обнаруживающая ряд точек соприкосновения с творчеством польского мастера. Как и в больших симфонических партитурах Лютославского, в Ауре постоянно ощущается присутствие сквозного драматургического «нерва», целеустремленное развитие время от времени прерывается каденциями отдельных инструментов или инструментальных групп, кульминации готовятся долго и тщательно, а самая мощная и насыщенная из них сдвинута ближе к концу произведения, которое завершается на длительном diminuendo (что также обычно для Лютославского). Подобно Лютославскому, Линдберг предпочитает «вязкую» ритмику, избегает длительных остинато, изобретательно работает со сжатыми, рельефно очерченными мотивами – своего рода арабесочными узорами в многослойной ткани. В более широком плане Линдберга объединяет с Лютославским чувство времени и пропорций, позволяющее сочетать масштабность концепции с интенсивностью и увлекательностью изложения, динамику сквозного развития – с неожиданными и интересными отклонениями от магистральной линии. В сходной живой, эффектной и многокрасочной манере выдержаны и его более поздние оркестровые опусы, включая триптих симфонических поэм с испанскими заглавиями (и слегка намеченным испанским колоритом в отдельных тематических оборотах): Feria, Parada и Cantigas.

Для орк. и больших инстр. анс.: Drama (1981); Sculpture II (1981); Tendenza, 21 исполн. (1982); Портрет (Ritratto), 18 исполн. (1983); Сила (Kraft), с клар., уд. (2 исполн.), влч., фп. и электроникой (1985); Кинетика (Kinetics, 1989); Приливы и отливы (Marea, 1990); Веселье (Joy), 23 исполн. и электр. (1990); 1-й концерт для фп. с орк. (1991, 2/1994); Куранта (Corrente), 16 исполн. (1992); Corrente II (1992, орк. ред. произв. для 16 инстр.); Койот-блюз (Coyote Blues), 14 инстр. (1993); Аура (Aura, 1994); Голоса языков (Zungenstimmen), 20 дух., уд., арфа, фп. и кб. (ред. отрывка из Ауры, 1994); Прочь (Away), клар./уд. (1 исполнитель), фп. и стр. (1994); Двигатель (Engine), 15 исполн. (1995); Arena (1995); Arena II, 16 исполн. (1996, ред. орк. произв.); Праздник (Feria, 1997, 1-я часть симф. триптиха); Fresco (1998); Раструбом вверх (Campana in aria), влт. и орк. (1998); Песнопения (Cantigas), с гоб. соло (1999, 3-я часть симф. триптиха); 1-й концерт для влч. с орк. (1999); Большой дуэт (Gran Duo, 2000); Ricorrente, 11 исполн. (2000, на осн. Corrente, 1992); Парад (Parada, 2001, 2-я часть симф. триптиха); Концерт для клар. с орк. (2002); Bubo bubo, 20 исполн. (2002); Хорал (Chorale), дух. и стр., на осн. хорала Баха Es ist genug (2002); Юбилеи (Jubilees), кам. орк. (2002, ред. одноим. произв. для фп.); Концерт для орк. (2003); Медь (Ottoni), медн. дух. (2005); Sculpture (2005); 1-й концерт для скр. с орк. (2006); Смотрите, солнце (Seht die Sonne, 2007); EXPO (2009); Сувенир (Souvenir), кам. орк. (2010); Al largo (2010); 2-й концерт для фп. с орк. (2012); 2-й концерт для влч. с орк. (2013); Era (2013); Красный дом (Red House), кам. орк. (2013); Приключения (Aventures), кам. орк. (2013); Vivo (2015); 2-й концерт для скр. с орк. (2015); 2 эпизода (Two Episodes, 2016); Время бежит (Tempus fugit, 2017); Проворно (Agile, 2017–1918); Тень будущего (Shadow of the Future), кам. орк. (2019); Отсутствие (Absence, 2020); Серенады (Serenades, 2020); Бис (Encore, 2021); фанфары, произв. на случай.

Для 210 инстр.: Музыка для 2 фп. (Music for Two Pianos, 1976); 3 пьесы, влт. и стр. трио (1976); Арабески (Arabesques), дух. квинтет (1978); Игра-1 (Play I), 2 фп. (1979); Сонаты (Sonatas), скр. и фп. (1979); Летний квинтет (Quintetto dellestate), фл., клар. и фп. трио (1979); Слои (Layers), 4 клавишных инстр. (1979); (…Тартюфа, я думаю (…de Tartuffe, je crois), фп. и стр. квартет (1981); Линия тени (Linea dombra), фл., клар., гит. и уд. (1981); Действие–ситуация–значение (ActionSituationSignification), клар., фп., уд., влч. и магн. (1982); Прохождение (Ablauf), клар. и 2 больших барабана (1983, 2/1988); Zona, влч. и 7 инстр. (1983); Работа на металле (Metal Work), акрд. и уд. (1984); UR, клар., фп., скр., влч., кб. и электр. (1986); Движение (Moto), влч. и фп. (1990); Пароход Билл-мл. (Steamboat Bill Jr.), клар. и влч. (1990); Концертный дуэт (Duo concertante), клар., влч. и 8 инстр. (1990, на осн. предыд. произв., 2/1992); Decorrente, клар., гит., вибр., фп. и влч. (1992, на осн. Corrente для 16 инстр.); Квинтет для клар. и стр. (1992); Kiri, клар., влч., уд. и электр. (1993); Родственные горные породы (Related Rocks), 2 фп., 2 уд. и электр. (1997); Два койота (Two Coyotes), влч. и фп. (2002, ред. Койот-блюза, 1993); Возвращение к Фаусту (Return to Faust), влч. и фп., в соавт. с Ансси Карттуненом (Karttunen) (2004); Концертштюк (Konzertstück), влч. и фп. (2006); Трио для клар., влч. и фп. (2008); др. пьесы.

Для 1 инстр.: Пьеса для фп. (Klavierstück, 1977); Espressione I, влч. (1978); 3 короткие пьесы, фп. (1978); Espressione II, скр. (1980); Ground, клав. (1983); Удар (Stroke), влч. (1984); Переплетение (Twine), фп. (1988); Игра язычков (Jeux danches), акрд. (1990); Юбилеи (Jubilees), 6 пьес для фп. (2000); Этюд, фп. (2001); Partia, влч. (2001); Рука к руке (Mano a mano), гит. (2004); 2-й этюд, фп. (2004); Duello, влч. (2010); Прогулка (Promenade), фп. (2017); др. пьесы.

Вок. муз.: Я хочу расправить крылья (Jag vill breda vingar ut), м.-сопр. и фп., сл. Г. Бьёрлинга (1978); Без названия (Untitled), хор, без сл. (1978); Песни с Севера и Юга (Songs from North and South), дет. хор, сл. э. э. каммингса 1Поэт настаивал на том, чтобы его фамилия и инициалы писались со строчной буквы. и из индейского фольклора (1993); Graffiti, хор и орк. (2009); Обвиняется (Accused), сопр. и орк., сл. протоколов допросов обвиняемых по политическим мотивам в революционной Франции, ГДР и США (2014); Торжество существования (Triumf att finnas till), хор и орк., сл. Э. Сёдергран (2018).

Муз. к спект., в том числе по пьесе Булгакова Кабала святош, 5 инстр. (1980).

Электр. муз.: Чуть нежнее (Etwas zarter, 1977); Без выражения (Ohne Ausdruck, 1978); Фауст (Faust), муз. к радиопьесе (1986).