Ли́гети,

Дьёрдь (Шандор) (Ligeti; 28.5.1923, Дичёсентмартон, ныне Тырнэвени – 12.6.2006, Вена). Венгерский и австрийский композитор, внучатый племянник знаменитого скрипача и педагога Леопольда Ауэра. В 1941–1943 учился в консерватории г. Коложвар (ныне Клуж-Напока) у Ференца Фаркаша (Farkas, 1905–2000), после войны продолжил обучение в Будапештской академии музыки, где его педагогами были Фаркаш, Шандор Вереш (Veress, 1907–1992) и Пал Ярдани (Járdányi, 1920–1966). С 1950 преподавал там же музыкально-теоретические дисциплины. В своем раннем творчестве Лигети, подобно другим венгерским композиторам его поколения, следовал традициям и ; его относительно смелые и оригинальные партитуры начала 1950-х, в том числе цикл пьес для фп. Musica ricercata и 1-й струнный квартет, не могли быть обнародованы ввиду их несоответствия догмам социалистического реализма. В 1956 году Лигети эмигрировал в Вену, где, наконец, смог удовлетворить свой интерес к новинкам западной музыки; во второй половине 1950-х опубликовал аналитические работы о музыкальном языке и . В 1957–1958 по приглашению Герберта Аймерта работал в студии электронной музыки в Кёльне. Преподавал, в том числе в Дармштадте (1959–1972), Стокгольме (1961–1971) и Гамбурге (1973–1989).

В отличие от большинства авангардистов своего поколения, Лигети никогда не увлекался серийной техникой. В электронной композиции Артикуляция наметились основные признаки зрелого стиля Лигети, получившие развитие в оркестровых пьесах Явления и Атмосферы, с которых началась мировая известность композитора. Характерная черта этих и ряда других произведений Лигети – преобладание чрезвычайно густой, насыщенной полутонами, а иногда и микрохроматическими интервалами, интенсивно вибрирующей многоголосной фактуры; Лигети назвал ее микрополифонией. Микрополифоническая ткань, как правило, вырастает из унисона путем медленного «расползания» линий, движущихся с различной скоростью вблизи друг друга. Мелодия, гармония и ритм в условиях микрополифонии теряют свое значение, и музыка воспринимается как своего рода кластер, непрерывно меняющий плотность, окраску и динамику. Среди наиболее характерных образцов микрополифонического письма Лигети – первые части (Requiem и Kyrie) Реквиема, Lux aeterna для хора a cappella, Разветвления для струнного оркестра, две группы которого настроены в отношении 1/4 тона друг к другу, оркестровая пьеса Lontano, 1-я часть двухчастного Двойного концерта для флейты и гобоя с оркестром. В некоторых других произведениях того же периода (например, в оркестровой пьесе Мелодии) полифония относительно прозрачна, а составляющие ее линии наделены более или менее отчетливым мелодическим профилем. Для зрелой музыки Лигети обычны и другие типы изложения материала: калейдоскопическое чередование отрывистых звуков или ярких, иногда кричащих звуковых пятен (Dies irae из Реквиема) и подчеркнуто механические остинатные нагнетания, часто с полиритмическими наложениями (Continuum для клавесина, 3-я часть четырехчастного Камерного концерта, 2-я часть Двойного концерта, Автопортрет из триптиха 1976 года для 2 фп. – прямой «реверанс» в сторону современного американского минимализма). Последний, отчетливо ритмизованный, тип изложения Лигети уподобил часам, тогда как ритмически аморфную микрополифонию – облакам. Заглавие хорового опуса 1973 года Часы и облака имеет символическое значение для музыки Лигети в целом. Различные приемы из арсенала Лигети многообразно сочетаются в его самом крупном опусе – опере Великий мертвиарх, партитура которой вдобавок содержит многочисленные звукоизобразительные эффекты на грани натурализма.

После 1978 года Лигети написал сравнительно немного. В его позднем творчестве обнаруживаются неоромантические тенденции (примечательны четырехчастное Трио для скрипки, валторны и фп., снабженное подзаголовком В знак уважения к Брамсу (Hommage à Brahms), и этюды для фп., своеобразно продолжившие традицию «трансцендентной» виртуозности по следам Листа, Шопена, Дебюсси и менее известного британского композитора XX века Кайхошру Сорабджи и вместе с тем отмеченные влиянием ритмически изощренных этюдов ), возрастает значение венгерских и румынских фольклорных интонаций, неравномерной темперации, ритмических и мелодических идей, заимствованных из неевропейской музыки, а также пародийных и сатирических моментов. На склоне лет Лигети вновь обнародовал свои ранние работы, стилистика которых оказалась созвучна его позднему увлечению фольклором и «примитивом»; впрочем, у позднего Лигети, в отличие от раннего, фольклорные и традиционные элементы представлены в смещенной перспективе, сквозь дымку «облаков». Намерение Лигети сочинить оперу по одному из своих любимых литературных произведений, Алисе в стране чудес Льюиса Кэрролла, осталось неосуществленным; стихи из Алисы он использовал в позднем вокально-ансамблевом цикле Бессмысленные мадригалы.

Опера Великий мертвиарх (Le grand macabre), в 2 актах, либр. автора и М. Мешке по М. де Гельдероду (1978, Стокгольм, 2/1997, Зальцбург).

Др. вок. муз.: ранние хоры a cappella и песни для гол. с фп.; Приключения (, 1962) и Новые приключения (Nouvelles aventures, 1965), 3 певца и 7 инстр., сл. на несуществующем яз. (первоначально обе пьесы предназначались для конц. исполнения, пост. на сцене в 1966); Реквием, сопр., м.-сопр., хор и орк. (1965); Lux aeterna, 16 гол. (1966); Часы и облака (Clocks and Clouds), жен. хор и орк. (1973); Три фантазии по Ф. Гёльдерлину (Drei Phantasien nach Friedrich Hölderlin), 16 гол. (1983); Венгерские этюды (Magyar Etüdök), 8, 12 и 16 гол., сл. Ш. Веёреша (1983); Бессмысленные мадригалы (Nonsense Madrigals), 6 пьес для 6 муж. гол., сл. У. Б. Рэндса, Л. Кэрролла и Г. Гофмана и буквы алфавита (1988–1993); Лето (Der Sommer), гол. и фп., сл. Гёльдерлина (1989); Со свистульками, барабанами и барабанчиками (Síppal, Dobbal, Nádihegedüvel), м.-сопр. и уд. (4 исполн.), сл. Веёреша (2000).

Орк. муз.: Старинные венгерские салонные танцы (Régi magyar társas táncok), стр. орк., фл. или клар. ad lib. (1949); Румынский концерт (Concert Românesc, 1952); Явления (Apparitions, 1959); Атмосферы (Atmosphères, 1961); Концерт для влч. с орк. (1966); Вдали (Lontano, 1967); Разветвления (Ramifications), стр. орк. (1969); Мелодии (Melodien, 1971); Двойной концерт для фл. и гоб. с орк. (1972); Сан-Францисская полифония (San Francisco Polyphony, 1974); Концерт для фп. с орк. (1985–1988); Концерт для скр. с орк. (1989–1992); Гамбургский концерт (Hamburg Concerto), влт. соло, 4 влт., кам. орк. (1999).

Для клавишных инстр.: ранние фп. произв.; Musica ricercata, 11 пьес для фп. (1952); 3 багатели, фп. (1961); Объемы (Volumina), орг. (1962); 2 этюда для орг. (1967, 1969); Continuum, клав. (1968); Монумент – Автопортрет (с Райчем и Райли на фоне Шопена) – Движение (Monument  Selbstporträt (mit Reich und Riley und Chopin ist auch dabei) Bewegung), 2 фп. (1976); Венгерский рок (Hungarian Rock), чакона для клав. (1978); Венгерская пассакалья (Passacaglia ungherese), клав. (1978); Этюды для фп., 1-я тетрадь (6 пьес, 1985); Этюды для фп., 2-я тетрадь (8 пьес, 1988–1994); Этюды для фп., 3-я тетрадь, 4 пьесы (1995–2001).

Др. инстр. муз.: ранние и мелкие произв.; Соната для влч. соло (1948–1953); 6 багателей, дух. квинтет (1953, обр. пьес из фп. цикла Musica ricercata); 1-й стр. квартет Ночные превращения (Métamorphoses nocturnes, 1954); Фрагмент (Fragment), 10 инстр. (1961); 2-й стр. квартет (1968); 10 пьес, дух. квинтет (1968); Камерный концерт (Chamber Concerto), 13 инстр. (1970); Горизонт (Horizont), блокфл. (1971); Трио для скр., влт. и фп. (1982); Соната для альта соло (1991–1994).

Электр. муз.: Glissandi (1957); Электронная пьеса № 3 (Pièce électronique no. 3, 1957–1996); Артикуляция (Artikulation, 1958).

Др. произв.: Будущее музыки (Die Zukunft der Musik), лектор и аудитория (1961); Симфоническая поэма (Poème symphonique), 100 метрономов (1962); Рондо (Rondeau), театр одного актера (1976).

Учебные пособия по классической гармонии (опубл. 1954 и 1956, Будапешт); статьи, в том числе о новой венг. муз., о стиле Булеза и Веберна, о собств. творчестве, о перспективах электр. и компьютерной муз.; интервью, в том числе в сб.: György Ligeti in Conversation. London, 1983.