Раутавара,

(Раутаваара) Эйноюхани (Rautavaara; 9.10.1928, Хельсинки – 27.7.2016, там же). Финский композитор. Окончил Хельсинкский университет как музыковед и Хельсинкскую академию музыки по классу композиции Арре Мериканто. В 1955 году по стипендии, полученной благодаря рекомендации , выехал в США, где совершенствовался под руководством ведущих композиторов и педагогов Винсента Персикетти, Роджера Сешнса и Аарона . В 1957–1958 продолжил обучение у влиятельных европейских педагогов – Владимира Фогеля в Асконе (Швейцария) и Рудольфа Петцольда в Кёльнской ВМШ. К началу 1960-х успел пройти через увлечение , , , и , серийной техникой (вплоть до многопараметрового сериализма в «арабесочной» 4-й симфонии), алеаторикой и электронной музыкой и обеспечить себе репутацию одного из самых плодовитых, разносторонних и мастеровитых скандинавских композиторов своего поколения. В своей первой опере Прииск (Kaivos, 1957–1963) ориентировался на (после единственного исполнения он исключил ее из своего авторского каталога), но затем его язык существенно «смягчился». Его зрелая музыка крупных форм – характернейшее проявление неоромантизма, причем с отчетливым «нордическим» оттенком, живо напоминающим Сибелиуса. Среди наиболее заметных особенностей его письма – плавные мелодии широкого дыхания, часто в высоком регистре струнных (Раутавара ассоциирует их с ангелами), богатые благозвучные гармонии, мягкие колокольные звучания, квазипасторальные наигрыши духовых, внезапные эмоциональные взрывы или пугающие вторжения контрастного материала, активное движение в сопровождающих голосах и плотные, мощные кульминации, достигаемые в результате неторопливого целеустремленного развития. Этот комплекс, придающий музыке ореол высокой духовности и философской серьезности, принес некоторым оркестровым опусам Раутавары достаточно широкую (по меркам рынка современной академической музыки) известность; особенно часто звучат партитуры его «ангельского» цикла, прежде всего симфоническая поэма Ангелы и посещения и четырехчастная 7-я симфония Ангел света. Эффектны и инструментальные концерты Раутавары, так или иначе воспроизводящие «архетипическую» для этого жанра ситуацию противостояния индивида и массы. Оперы Раутавары весьма разнообразны по сюжетам и музыкальному содержанию. Самые масштабные из них построены как своего рода духовные биографии исторических персонажей – миссионерствовавшего среди финских племен английского епископа Томаса (XIII век), художника Ван Гога, финского писателя XIX века Алексиса Киви и Григория Распутина, который в последней опере Раутавары представлен мистическим сверхчеловеком. Раутавара активно работал и в менее сложных формах и жанрах: его перу принадлежит множество прикладных пьес (патриотических и церковных хоров в простом аккордовом складе, фанфар и т.п.) и популярных миниатюр, в том числе основанных на фольклорном материале и пригодных для любительского исполнения. В 1966–1990 Раутавара преподавал в Хельсинкской академии (с 1976 – профессор композиции); среди его учеников – и Эса-Пекка Салонен.

Муз. театр (осн. произв.; все либр. Р., за одним исключением): Прииск (Kaivos, 1957–1963, пост. на радио в 1963, сценич. премьера 2016); Искушения (Kiusaukset), одноакт. балет (1969, пост. 1973, Хельсинки); Аполлон и Марсий (Apollo ja Marsyas), комич. опера-мюзикл в 3 актах, либр. Б.В. Валля (1970, пост. 1973, Хельсинки); Руна 42: Похищение сампо (Runo 42: Sammon ryöstö), одноакт. хор. опера по Калевале (1974, 2/1981, пост. 1983, Хельсинки); Марьятта, скромная барышня (Marjatta matala neiti), одноакт. мистерия по Калевале (1975, пост. 1977, Эспоо); Томас (Thomas), опера в 3 актах (1985, Йоэнсуу); Винсент (Vincent), опера в 3 актах (1987, пост. 1990, Хельсинки); Дом Солнца (Auringon talo), трагедия-буффа, кам. опера в 2 актах (1990, пост. 1991, Лаппенранта); Дары волхвов (Tietäjien lahja), одноакт. кам. опера по О. Генри (1995, пост. 1996, Фин. ТВ); Алексис Киви (Aleksis Kivi), опера в 3 актах (1996, пост. 1997, Савонлинна); Распутин (Rasputin), опера в 3 актах (2003, Хельсинки).

Симфонии: № 1 (1956, окончат. ред. 2003); № 2, Sinfonia intima (1957, окончат. ред. 1984); № 3 (1961); № 4, Arabescata (1962); № 5 (1986); № 6, Vincentiana (1992, на материале оперы Винсент); № 7, Ангел света (Angel of Light, 1994); № 8, Путешествие (The Journey, 1999).

Концерты с орк.: для влч. (1968); 1-й для фп. (1969); для фл., Танцы с ветрами (Dances with the Winds, 1973); для орг. с дух., Благовещения (Annunciations, 1977); для скр. (1977); для кб., Ангел сумерек (Angel of Dusk, 1980); 2-й для фп. (1989); 3-й для фп., Дар мечты (Gift of Dreams, 1998); для арфы (2000); для клар. (2001); для скр., Утраченные пейзажи (Lost Landscapes, 2005); для ударных, Заклинания (Incantations, 2008); для влч., К горизонту (Towards the Horizon, 2009); Фантазия для скр. с орк. (1-е исп. 2016).

Др. орк. муз.: Сюита, стр. (1952); Дивертисмент, стр. (1953); Реквием в наше время (A Requiem in Our Time), медн. и уд. (1953); Praevariata (1957); Modificata (1958); Canto I и Canto II, стр. (1960); Анадиомена: поклонение Афродите (Anadyomene: Adoration of Aphrodite, 1968); Солдатская месса (Sotilasmessu), дух. и уд. (1968); Правильные ряды элементов в не совсем правильном расположении (Säännöllisiä yksikköjaksoja puolissäänöllisessä tilanteessa), кам. орк. (1971, ред. для симф. орк. Сады пространств (Garden of Spaces), 2003); Арктическая песнь (Cantus arcticus), концерт для птиц (магн.) с орк. (1972); Canto III, A Portrait of the Artist at a Certain Moment (Портрет художника в определенный момент), стр. (1972); Финский миф (Suomalainen myytti), стр. (1977); Ангелы и посещения (Angels and Visitations, 1978); Баллада, арфа и стр. (1980, ред. произв. 1973 для 6 инстр.); В честь Золтана Кодая (Hommage à Kodály Zoltán), стр. (1982); В честь Ференца Листа (Hommage à Liszt Ferenc), стр. (1989); Canto IV (1992); Остров блаженства (Lintukoto, 1995); Осенние сады (Autumn Gardens, 1999); Adagio celeste, стр. (2000); Книга видений (Book of Visions, 2003–2005); Манхеттенская трилогия (Manhattan Trilogy), стр. (2003–2005); Перед иконами (Before the Icons, 2005); Гобелен жизни (A Tapestry of Life, 2007); К сердцу света (Into the Heart of Spring), стр. орк. (2012); фанфары и др. пьесы.

Хор. муз.: 2 мотета для говорящего хора (1960, 1969); Настоящий и фальшивый единорог (True and False Unicorn), с чтецами, магн. и орк., сл. Дж. Броутона (1971, 2/2000); Всенощное бдение, a cappella (1971–1972, конц. ред. 1996); Книга жизни (Elämän kirja), 11 песен, муж. хор, сл. разных поэтов на 5 яз. (1972); Детская месса (Lapsimessu), дет. хор и стр. (1973); Лорка-сюита (Lorca Suite), a cappella, сл. Ф. Гарсиа Лорки (1973); Кайнуу (Kainuu), кантата, чтец, хор и уд., сл. Р. и др. (1975); 4 серенады, муж. хор, сл. Ш. Бодлера, Ш. Георге и нар. (1978); Ожидание (Odotus), кантата, чтец, хор и орг., сл. Р. и из Библии (1978); Nirvana Dharma, сопр., хор и фл., сл. Р.Д. Ленга (1979); Magnificat, a cappella (1979); Собор (Katedralen), a cappella, сл. Э. Сёдергран (1983); Песня нашего времени (Canción de nuestro tiempo), сюита, хор a cappella, сл. Гарсиа Лорки (1993); Первая элегия (Die erste Elegie), a cappella, сл. Р.М. Рильке (1993); Сад моего милого (I min älsklings trädgård), 3 песни, жен. хор, сл. Сёдергран (1993); Когда открывается мир (Wenn sich die Welt auftut), 5 песен, жен. хор, сл. Л. Нумми (1996); На последней границе (Viimeisellä rajalla), фантазия, хор и орк., сл. Р. по Э. По (1998); В тени ивы (Halavan himmeän alla), a cappella, сл. А. Киви (1998); Месса a cappella (2011); произв. к торжествам и церемониям; множество др. хоров a cappella, в т. ч. духовных, детских и на сл. из Калевалы.

Др. вок. муз.: 3 сонета Шекспира, гол. с фп. (1951, ред. с орк. 2005); Священные праздники (Pyhiä päiviä), 4 песни, гол. с фп., сл. фин. поэтов (1953); Пять сонетов к Орфею (Fünf Sonette an Orpheus), гол. с фп., сл. Р.М. Рильке (1954, ред. с орк. 1959); Любящие (Die Liebenden), 4 песни, гол. с фп., сл. его же (1958, ред. со стр. 1959, 2001, ред. с орк. 1964); Божий путь (Guds väg), 4 песни, гол. с фп., сл. Б. Сеттерлина (1964, ред. с орк. 2003); Октябрь (October), 3 песни, гол. с фп., сл. А. Хеллакоски (1972, переимен. в Мир снов (Maailman uneen)); Альманах для двоих (Almanakka kahdelle), 4 песни, жен. и муж. гол. с фп., сл разных авторов (1973, 2/1998); Путешествие (Matka), 4 песни, гол. с фп., сл. Р. (1977); Счастливая кошка (Lyckokatt), 3 песни, гол. с фп., сл. Э. Сёдергран (1983–1987, обр. для жен. хора Сад моего милого, 1993); др. песни.

Для 210 инстр.: 1-й стр. квартет (1952); 2 прелюдии и фуги, влч. и фп. (1955); 2-й стр. квартет (1958); Дух. октет (1962); Квартет для гоб. и стр. (1964); 3-й стр. квартет (1965); Соната для фаг. и фп. (1965–1968); Sonetto, клар. и фп. (1969, обр. 2-й части Октета, 1962); Баллада, арфа и стр. квинтет (1973); 1-я соната для влч. и фп. (1973, 2/2001); Угорские диалоги (Ugrilainen dialoghi), скр. и влч. (1973); 4-й стр. квартет (1975); Соната для фл. и гит. (1975); Музыка для пианино и виолончели с усилением (Music for Upright Piano and Amplified Cello, 1976); Игровые площадки для ангелов (Playgrounds for Angels), 10 медн. дух. (1981); 2-я соната для влч. и фп. (1991); Ангел сумерек (Angel of Dusk), кб., 2 фп. и уд. (1993, обр. концерта 1980 года); Ноктюрн и танец (Notturno e Danza), скр. и фп. (1993, орк. ред. Ноктюрна вошла в 7-ю симфонию); Стр. квинтет Неизвестные небеса (Les Cieux Inconnues, 1997); Гимн (Hymnus), труба и орг. (1998); Утраченные пейзажи (Lost Landscapes), скр. и фп. (2004); др. пьесы.

Для инстр. соло: Три симметричные прелюдии (3 symmetristä preludia), фп. (1950); Скрипачи (Pelimannit), сюита, фп. (1952); Иконы (Ikonit), сюита, фп. (1955); 7 прелюдий, фп. (1957); Ta Tou Theou, орг. (1967); Восхваление Троицы (Laudatio trinitatis), орг. (1969); 6 этюдов, фп. (1969); Соната для влч. (1969); 1-я соната для фп., Христос и рыбаки (Christus und die Fischer, 1969); 2-я соната для фп., Огненная проповедь (The Fire Sermon, 1970); Токката, орг. (1971, 2/1998); 2 пьесы для пианино (1976); Серенады единорога (Serenades of the Unicorn), гит. (1977); Монологи единорога (Monologues of the Unicorn), гит. (1980); Нарцисс (Narcissus), фп. (2002); Passionale, фп. (2003); др. пьесы.

Прикладная и электр. муз.