Лурье,

Артур Винсент (или Артур Сергеевич; собств. Наум Израилевич Лурия; Lourié; 14.5.1892?, Пропойск, ныне Славгород, близ Могилёва – 12.10.1966, Принстон, Нью-Джерси). Русский и американский композитор. Поступив в Санкт-Петербургскую консерваторию, вскоре оставил ее, т.к. не испытывал интереса к академическим формам. Молодой Лурье был популярной фигурой в кругах санкт-петербургской богемы, дружил с покровителем русского футуризмаНиколаем Кульбиным, поэтами-футуристами и акмеистами, в том числе с Ахматовой. В 1914 году Лурье, поэт Бенедикт Лившиц и художник Георгий Якулов выступили с манифестом Мы и Запад, основная идея которого заключалась в противопоставлении «Востока» – «Западу» (в подтексте – русского футуризма итальянскому). В опубликованной год спустя заметке К музыке высшего хроматизма Лурье обосновал необходимость обогащения музыки микрохроматическими интервалами (термин «высший хроматизм» он позаимствовал у Кульбина) и предложил способ их нотации. Самый смелый из сохранившихся опусов Лурье этого периода – посвященный Пикассо фортепианный цикл Формы в воздухе; в его графике имитируется внешний облик кубистических картин, свободно-атональный язык ассоциируется с языком 10-х опусов, а многослойная фактура, обилие педали и преобладание различных оттенков piano – с импрессионизма. В других ранних пьесах для фп. Лурье достаточно откровенно подражал . В 1918 году был назначен на пост заведующего музыкальным отделом в первом правительстве Советской России и поначалу энергично взялся за реформирование концертной жизни и музыкального образования в большевистском духе. Столкнувшись с противодействием значительной части музыкантов, он оставил свои начинания, в январе 1921 ушел в отставку, летом 1922 выехал в заграничную командировку и в Россию больше не вернулся. За время пребывания в должности Лурье создал, в частности, мелодекламацию Наш марш на агитационный текст Маяковского и кантату В кумирню золотого сна на стихи Блока, насыщенные религиозной и эротической символикой. Незадолго до отъезда Лурье начал работать над балетом на либретто Ахматовой по мотивам Блока (материалы утеряны).

До 1924 года Лурье жил в Берлине, где сблизился с , с которым познакомился еще в 1912-м (опубликованный тогда же русский перевод текста Бузони Эскиз новой эстетики музыкального искусства повлиял на возникновение идеи «высшего хроматизма»). Затем обосновался в Париже. Дружил со , переложил для фп. нескольких его партитур. Другим близким человеком для Лурье, еще в 1912 перешедшего в католичество, стал крупный религиозный философ Жак Маритен (Maritain, 1882–1973). Лурье много выступал в печати со статьями о музыке (прежде всего о Стравинском), писал также на религиозно-философские темы, а в 1931 опубликовал книгу о дирижере Сергее Кусевицком. В 1941 году эмигрировал в США, где со Стравинским больше не общался (по-видимому, их разрыв произошел в 1939 или 1940), вел малозаметную жизнь. Подобно Стравинскому, Лурье тяготел к пандиатонике и четко акцентированной ритмике, предпочитал экономную и компактную инструментальную фактуру. Вместе с тем творчество Лурье имеет мало общего с неоклассицизмом; в зрелой музыке Лурье преобладает аскетический модальный стиль, ассоциирующийся со средневековыми духовными песнопениями и, возможно, с такой партитурой Стравинского, как Симфонии духовых памяти Дебюсси (характерны Литургическая соната, Духовный концерт, Погребальные игры в честь Кроноса). Недостаток ритмического и тембрового разнообразия и тенденция «склеивать» крупную форму из разрозненных фрагментов предопределили невысокий публичный успех музыки Лурье: обе его масштабно задуманные симфонии выдержали считанное число исполнений, ни одна из его опер не была поставлена на сцене. Вместе с тем созданный Лурье художественный мир наделен сдержанным, неброским своеобразием и отнюдь не лишен внутренней значительности; в нем обнаруживаются проблески юмора и яркие, запоминающиеся экспрессивные жесты (вокальный цикл Литл-Гиддинг на стихи из Четырех квартетов Т.С. Элиота, отдельные страницы Камерного концерта и Арапа Петра Великого, некоторые вокальные и фортепианные миниатюры). Ряд произведений Лурье был воскрешен к концертной жизни в 1990-х, прежде всего благодаря скрипачу Гидону Кремеру, а колоритная личность и необычная биография Лурье (в частности, его роман с Ахматовой) привлекают специалистов по Серебряному веку и русской эмиграции, а также литераторов.

Муз. театр: Пир во время чумы, опера-балет в 2 актах по А.С. Пушкину (1935); Арап Петра Великого, опера в 3 актах, либр. Ирины Грэм по мотивам А.С. Пушкина (1949–1961).

Орк. муз. (осн. произв.): Наш марш, дух. орк., с декламацией на сл. Маяковского (1918); Маленькая камерная музыка (A Little Chamber Music), стр. орк. (1924?); 1-я симфония Диалектическая (Sinfonia dialectica, 1930); 2-я симфония Кормчая (1939); сюита из оперы Арап Петра Великого (1961); Камерный концерт (Concerto da camera), скр. и стр. орк. (1947).

Для фп.: Пять хрупких прелюдий (5 Préludes fragiles, 1908–1910); Эстампы (Estampes, 1910); 2 поэмы (1912); 4 поэмы (1912–1913); Маски (Masques, 1913); Синтезы (Synthèses, 1914); Формы в воздухе: Пабло Пикассо (Formes en lair: à Pablo Picasso, 1915); Дневной узор (1915); Японская сюита (Suite japonaise, 1915); 3-я сонатина (1917); Рояль в детской, 8 пьес (1917, франц. назв. Piano Gosse); Токката (1924); Маленькая сюита (Petite suite, 1924); Жига (1927); др. пьесы.

Др. инстр. муз. (осн. произв.): 1-й стр. квартет (1915); Волжская пастораль (Pastorale de la Volga), гоб., фаг., 2 альта и влч. (1916); 2-й стр. квартет (1924); Соната для скр. и кб. (1924); Сюита для стр. квартета (3-й стр. квартет, 1924); Дивертисмент, скр. и альты (1929); Флейта сквозь скрипку (La flûte à travers le violin, 1935); Дифирамбы (Dithyrambes), фл. (1942); Мим (The Mime), клар. (1956); Флейта Пана (The Flute of Pan), фл. (1957); Погребальные игры в честь Кроноса (Funeral Games in Honor of Chronos), 3 фл., фп. и тарелки (1964).

Вок. муз. (осн. произв.): Четки, 10 романсов, гол. с фп., сл. А. Ахматовой (1914); Греческие песни, гол. с фп., сл. Сафо в пер. В. Иванова (1914); Плач Богородицы, м.-сопр. и стр. трио, дух. стих XIII века (1915); Дама сладостно поет (La dame chante dulcement), 5 рондо, гол. с клав. или фп., сл. Кристин де Пезан (1915); Рождество Богородицы (Апокрифический стих), гол. с фп., сл. М. Кузмина (1915); Венец священных песнопений (Corona carminorum sacrorum), гол. с фп. (1915); Три светлых царя, гол. с фп., сл. Блока из Гейне (1915); Рондель, гол. с фп., сл. С. Малларме (1917); 12 хоров на сл. из поэмы Блока Двенадцать, с фп. (1918); 6 романсов на сл. П. Верлена, гол. с фп. (1912–1919); В кумирню золотого сна, кантата, хор a cappella, сл. А. Блока (1919); Болотный попик, гол. с фп., сл. А. Блока (1919); Голос музы, чтец и жен. хор, сл. А. Ахматовой (1919, тж. в обр. для гол., чтеца и стр. квартета); Триолеты, гол. с фп., сл. Ф. Сологуба (1920); Элизиум, 8 романсов, гол. с фп., сл. А.С. Пушкина (1920, 4 романса утеряны (?)); Узкая лира, 7 романсов для гол. с фп., сл. А. Блока, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Ахматовой и Ф. Тютчева (1920–1921); Погребальный плач на смерть поэта, хор и 12 дух., сл. А. Ахматовой памяти Блока (1921); 2 колыбельные, гол. с фп., сл. ее же (1921); Песни из «Новой жизни» Данте (Canzone de la Vita Nuova de Dante), жен. хор (1921, тж. в обр. для жен. хора и стр.); Песни о России: коршун, хор, сл.А. Блока (1921); Improperium, бар., 4 скр. и кб. (1923); Песнь разбойника (Chant de brigand), бар. с фп. (1926); Литургическая соната (Sonata liturgica), жен. хор и кам. орк. (1928); Духовный концерт (Concerto spirituale), тройной хор, фп., медн. дух., литавры, орг. и 10 кб., лат. богослуж. тексты (1929); Процессии (Processions), 2 сопр. с фп., сл. Раисы Маритен (1934); Tu es Petrus, хор (1935); Рождение красоты (Naissance de la beauté), кантата, сопр., 12 сопр. и 4 инстр., сл. Ж. Сюпервьеля (1937); К Христу, распятому перед морем (A Cristo crucificado ante el mar), хор (1938); О чинах ангельских (De ordinatione angelorum), бар., хор и 5 медн. дух. (1942); Литл-Гиддинг (Little Gidding), 4 интонации, тен., дер. дух., тарелка, стр., сл. Т.С. Элиота (1945?); сюита из оперы-балета Пир во время чумы, сопр., хор и орк. (1947); Анафема (Anathema), тен., бар., бас, муж. хор и 8 дух. (1951); После причастия (Postcommunion), просодия и гимн, 5-гол. жен. хор (1952); Гимн св. Бенедикту Мавру (Inno a San Benedetto il Moro), тен., к.-а., хор и орк. (1949–1955); Sybilla dicit, кантата, жен. хор, 2 трубы, 2 трбн., тарелки (1964); Песня гёзов, сопр., м.-сопр. и англ. рожок, сл. А. Ахматовой (без даты); Здравствуй и прощай (Ave atque vale), бар. с фп., сл. Ф. Ницше (без даты).

Лит. работы: К музыке высшего хроматизма // Стрелец. 1915. № 1; Скрябин и русская музыка. Пг., 1921; На распутье // Стрелец. 1922. № 3; Две оперы Стравинского // Версты. 1928. № 3; Sergei Koussevitzky and his Epoch («Сергей Кусевицкий и его эпоха»). New York, 1931; Почему они это сделали? // Новое русское слово. 1948, 14 марта (отклик на «ждановщину», перепечатан в: Сов. муз. 1991. № 2); The De-Humanization of Music // Ramparts, III/9, 1964–1965; Profanation et sanctification du temps («Осквернение и освящение времени», сб. текстов). Paris, 1966; тексты в сб.: Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993 и Русский футуризм: теория, практика, воспоминания. М., 1999; И.Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Т. III: 1923–1939. М., 2003 (включает письма Л. Стравинскому и выдержки из статей Л. о Стравинском); др. тексты.