Райман,

Ариберт (Reimann; р. 4.3.1936, Берлин). Немецкий композитор и пианист. Сын церковного капельмейстера и камерной певицы, в 1955–1959 учился в Берлинской ВМШ (Западный Берлин), в том числе у и видного церковного композитора Эрнста Пеппинга. Приобрел известность как аккомпаниатор, выступал с такими певцами, как Элизабет Грюммер, Бригитте Фасбендер и Дитрих Фишер-Дискау, вместе с последним записал, в частности, Lieder Грига, Ницше, малоизвестных поздних романтиков, , и , а также ряд собственных произведений для голоса с фп. В 1974–1983 преподавал искусство камерного пения в Гамбургской ВМШ, затем – в Берлинской высшей школе искусств. Композиторское творчество Раймана – это прежде всего оперы и крупные вокальные опусы концертных жанров, выполненные в духе экспрессионизма, с использованием элементов серийной техники и сонористики. Литературной основой его произведений служат тексты на разных языках, чаще всего наделенные выдающимися поэтическими достоинствами и трактующие о «последних вопросах» бытия, об иллюзорности мира, тщетности желаний и недостижимости стремлений, о трагедии человека, оказавшегося в «предельной» экзистенциальной ситуации. Его самая известная работа – опера Лир, поставленная в 1978 году с участием Фишера-Дискау в заглавной роли; музыкальный материал оперы разработан изобретательно и с большой тщательностью, взвинченная экспрессия почти нигде не переходит в прямой натурализм, а в структуре сольных партий удачно найдено равновесие между разнообразными типами изложения – от простых песенных мелодий и плавных ариозо до сложнейших пассажей и скачков, передающих крайние эмоциональные состояния. После Лира и несколько более позднего Реквиема, где латинский текст католической мессы по усопшим перемежается фрагментами из Книги Иова, исполняемыми на трех древних и четырех современных европейских языках, в творчестве Раймана наметилась тенденция к менее напряженному письму (камерная опера Соната призраков, некоторые вокальные циклы 1980–1990-х и более поздние оркестровые партитуры).

Оперы: Игра грез (Ein Traumspiel), в 12 картинах, либр. К. Хениус по А. Стриндбергу (1965, Киль); Мелузина (Melusine), в 4 актах, либр. К. Хеннеберга по И. Голлю (1971, Шветцинген); Лир (Lear), в 2 частях, либр. его же по Королю Лиру Шекспира (1978, Мюнхен); Соната призраков (Die Gespenstersonate), одноакт. кам., либр. Р. и У. Шенделя по Стриндбергу (1984, Зап. Берлин); Троянки (Troades), одноакт., либр. Г. Альбрехта и Р. по Еврипиду в пер. Ф. Верфеля (1986, Мюнхен); Замок (Das Schloss), в 2 частях, либр. Р. по Ф. Кафке и М. Броду (1992, Берлин); Дом Бернарды Альбы (Bernarda Albas Haus), в 3 актах, по драме Ф. Гарсиа Лорки в нем. пер. (2000, Мюнхен); Медея (Medea), в 2 частях, либр. Р. по Ф. Грильпарцеру (2010, Вена); Невидимый (Linvisible), лирическая трилогия по М. Метерлинку (2017, Берлин).

Балеты: Остатки материала (Stoffreste), одноакт., либр. Г. Грасса (1958); Огородные пугала (Die Vogelscheuchen), в 3 актах, либр. его же (1970).

Для гол. с фп. (осн. произв.): 5 стихотв. П. Целана, бар. (1960); Детские песни (Kinderlieder), сопр., сл. В. Райнерта (1961); 3 сонета Шекспира, бар. (1964); Ноктюрн (Nachtstück), бар., сл. Й. фон Эйхендорфа (1966); Стретта (Engführung), тен., сл. П. Целана (1967); 6 стихотв. Сильвии Плат, сопр. (1975); Ноктюрн-2 (Nachtstück II), бар., сл. Й. Эйхендорфа (1978); 3 стихотв. Микеланджело, бар. (1985); 9 сонетов Луизы Лабе, м.-сопр. (1986); Ночные пространства (Nacht-Räume), сопр., фп. в 4 руки, сл. Р.М. Рильке (1988); Сияние и тьма (Shine and Dark), бар., левая рука, сл. Дж. Джойса (1989); Ноктюрн (Nightpiece), сопр., сл. его же (1992); Полюса в нас (Die Pole sind in uns), бар., сл. П. Целана (1995); 4 песни на сл. П. Целана, к.-тен. (2001); Амалия в саду (Amalia im Garten), сопр., сл. Ф. Шиллера (2005); Этот взгляд погубил меня (Ein Blick wars, der mich ins Verderben riss), монолог Стеллы из одноим. трагедии И.-В. Гёте, сопр. (2014).

Др. вок. муз. (осн. произв.): Песни во время бегства (Lieder auf der Flucht), к.-а., тен., хор и орк., сл. И. Бахман (1957); День клонится (Si china il giorno), м.-сопр., фп., арфа и клав., сл. С. Квазимодо (1961); Фрагменты из Гёльдерлина (Hölderlin-Fragmente), сопр. и орк. (1963); Эпитафия (Epitaph), тен. и 7 инстр., сл. П.Б. Шелли (1965); Придет смерть (Verrà la morte), кантата, 3 гол., 2 хора и орк., сл. Ч. Павезе (1966); Бессмысленное (Inane), монолог, сопр. и орк., сл. Д. Томаса (1968); Цикл (Zyklus), бар. и орк., сл. П. Целана (1971); Строки (Lines), сопр. и стр. орк., сл. П.Б. Шелли (1973); Безоблачное Рождество (Wolkenloses Christfest), реквием, бар., влч. и орк., сл. О. Бюте (1974); Иоанн 3:16 (John III.16), хор a cappella (1976); Нераскрытое (Unrevealed), бар. и стр. квартет, сл. Дж.Г. Байрона (1980); У каждого своя химера (Chacun sa chimère), визуальная поэма, тен. и орк., сл. Ш. Бодлера (1981); 3 песни, сопр. и орк., сл. Э. По (1982); Реквием, 3 гол., хор и орк., сл. лат. Реквиема и из Кн. Иова (1982); Ныне отпущаеши (Песнь Симеона) (Nunc dimittis (Canticum Simeonis)), бар., хор и бас. фл. (1984); Апокалиптический отрывок (Ein apokalyptisches Fragment), м.-сопр., фп. и орк., сл. К. фон Гюндерроде (1987); Ликвидирован (Entsorgt), бар. соло, сл. Н. Борна (1989); Lady Lazarus, сопр. соло, сл. С. Плат (1992); Eingedunkelt, к.-а. соло, сл. П. Целана (1992); Конечная бесконечность (Finite Infinity), сопр. и орк., сл. Э. Дикинсон (1995); Восстань, светись (Kumi Ori), бар. и орк., сл. П. Целана и из Псалтири (1999); 3 стихотв. Сафо, сопр. и 9 инстр. (2000); Вечер (Tarde), сопр. и орк., сл. Х.Р. Хименеса (2003); ni una sombra, трио для сопр., клар. и фп., сл. Ф. Рюккерта и А. Поркья (Porchia) (2006).

Орк. муз. (осн. произв.): Элегия (Elegie, 1957); Концерт для влч. с орк. (1959); 1-й концерт для фп. с орк. (1961); Хороводы (Rondes), стр. (1967); Loqui (1969); Вариации (1975); Семь фрагментов памяти Р. Шумана (Sieben Fragmente in memoriam Robert Schumann, 1988); Концерт для скр. и влч. с орк. (1989); 9 пьес (1993); Концерт для скр. с орк. (1996); Спирали снов (Spiralat Halom, 2002); Ближняя даль (Nahe Ferne, 2003); Острова времени (Zeit-Inseln, 2004); Песнь (Cantus), клар. и орк. (2006).

Др. осн. произв.: Канцоны и ричеркары (Canzoni e Ricercari), фл., альт и влч. (1961); Соната для влч. и фп. (1963); Dialog I, орг. (1963); Nocturnos, влч. и арфа (1965); Размышления (Reflexionen), 7 инстр. (1966); Спектры (Spektren), фп. (1967); 2-й концерт для фп. и 19 инстр. (1972); Вариации, фп. (1979); Инвенции (Invenzioni), 12 исполн. (1979); Solo, влч. (1981); Стр. трио (1987); Solo, альт (1996); Solo, клар. (2000); Solo II, влч. (2001); Solo, гоб. (2001).

Обр. песен Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона для сопр. и стр. квартета (1994–1996) и др.