Шмидт,

Франц (Schmidt; 22.12.1874, Пресбург, ныне Братислава – 11.2.1939, Перхтольдсдорф). Австрийский композитор с венгерскими корнями. Был пианистом-вундеркиндом, недолго занимался у выдающегося фортепианного педагога Теодора Лешетицкого, в 1890 поступил в Венскую консерваторию, где прошел курс теории музыки у Брукнера и Роберта Фукса, обучался также игре на виолончели. В 1896–1911 был виолончелистом Венского ФО и оркестра венской Придворной оперы (которой бóльшую часть этого времени руководил ). С 1901 преподавал в Венской консерватории, вначале виолончель, затем (с 1914) фп., а с 1922 – контрапункт и композицию. В 1925–1931 возглавлял это учебное заведение (переименованное в ВМШ), существенно реорганизовал его; в 1937 оставил преподавание из-за болезни. Концертировал как виолончелист и пианист, а также как дирижер; был одной из самых заметных и уважаемых фигур музыкальной жизни Вены в период между мировыми войнами. Шмидта-композитора часто сравнивают с виднейшим немецким представителем того же поколения, Максом Регером. Шмидта и Регера самым очевидным образом сближает пристрастие к органу, вариационной технике и сложным полифоническим конструкциям. Как и Регер, Шмидт по своим взглядам не был непримиримым консерватором, живо интересовался новыми течениями (в том числе творчеством Малера, и ), но не рисковал выходить за рамки гармонического языка, формальных схем и инструментовки XIX века. Ориентируясь прежде всего на Брукнера и Брамса, он работал преимущественно в масштабных формах оркестровой (четыре симфонии, весьма заметно различающиеся по архитектонике и драматургическому профилю), камерно-ансамблевой и органной музыки. Из опер Шмидта более удачной считается вторая, Фредегонда (заглавная героиня – кровавая и развратная франкская королева VI века), но Нотр-Дам пользуется несколько большей известностью благодаря сравнительно часто звучащему оркестровому интермеццо в венгерско-цыганском духе (музыкальный портрет Эсмеральды). Более или менее завуалированные венгерские интонации, вообще говоря, весьма характерны для значительной части музыки Шмидта, венгерское «наклонение» считается одной из отличительных черт его стиля. Вершина творчества Шмидта – монументальная (продолжительностью ок. 2 часов), местами в высшей степени экспрессивная и для времени своего создания (вторая половина 1930-х) отчасти пророческая апокалиптическая оратория Книга с семью печатями. Особая область творчества Шмидта – леворучная фортепианная музыка, предназначенная для его друга, пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку на Первой мировой войне. Посмертной репутации Шмидта повредило его согласие написать кантату Немецкое Воскресение по заказу нацистских властей аннексированной Австрии, но со временем его музыка, прежде всего Книга с семью печатями, стала чаще привлекать к себе внимание видных исполнителей.

Оперы: Нотр-Дам (Notre Dame), в 2 актах, либр. Ш. и Л. Вилька по В. Гюго (1902–1904, пост. 1914, Вена); Фредегонда (Fredigundis), в 3 актах, либр. Б. Вардена и И. Веллеминского по Ф. Дану (1916–1921, пост. 1922, Берлин).

Др. вок. муз.: Книга с семью печатями (Das Buch mit sieben Siegeln), оратория для солистов, хора, орг. и орк. в 2 частях с прологом, сл. из Откр. (1935–1937); Немецкое Воскресение (Deutsche Auferstehung), кантата для солистов, хора, орг. и орк., сл. О. Дитриха (1938–1939, неоконч.).

Орк. муз.: 1-я симфония E (1896–1999); 2-я симфония Es (1911–1913); Концертные вариации на тему Бетховена (Konzertante Variationen über ein Thema von Beethoven), фп. (левая рука) с орк. (1923); 3-я симфония A (1927–1928); Вариации на гусарскую песню (Variationen über ein Husarenlied, 1930–1931); Чакона cis (1931); 4-я симфония C, памяти дочери (1932–1933); Концерт для фп. (левая рука) с орк. Es (1934).

Для 25 инстр.: 3 фантастические пьески (kleine Phantasiestücke) по венг. нар. мелодиям для влч. и фп. (1892); Стр. квартет A (1925); Квинтет для фп. (левая рука) и стр. G (1926); Стр. квартет G (1929); 2 квинтета для клар., фп. (левая рука) и стр.: B (1932) и A (1938).

Для орг. соло: Вариации и фуга на собств. тему (из Фредегонды) D (1-я версия 1916, 2-я версия 1924); Фантазия и фуга D (1924); Токката C (1924); Прелюдия и фуга Es (1924); Чакона cis (1925); 4 мал. хоральные прелюдии (1926); Фуга F (1927); Прелюдия и фуга C (1927); 4 мал. прелюдии и фуги (1928); 2 хоральные прелюдии (1933–1934); Прелюдия и фуга A (1934); Токката и фуга As (1935).

Для фп. соло: 2 ранние сонаты (1886–1888); Романс A (1922); Токката d, левая рука (1938); обр. собств. произв.

Др. произв.: Торжественная фуга (Fuga solemnis), 16 дух., орг. и литавры (1937); обр. собств. орг. произв. для анс. дух.