Шимановский,

Кароль (Мачей) (Szymanowski; 6.10.1882, Тимошовка, Украина – 29.3.1937, Лозанна). Польский композитор. Происходил из высококультурной помещичьей семьи, находился в родстве с известным русским пианистом и дирижером Феликсом Блуменфельдом, крупнейшим польским писателем Ярославом Ивашкевичем, знаменитым пианистом и педагогом Генрихом Нейгаузом. Игре на фп. учился вначале у своего отца, затем в Елисаветградской музыкальной школе, которой руководил отец Нейгауза. В 1901–1904 брал уроки гармонии и композиции у ведущих варшавских педагогов Марека Завирского и Зыгмунта Носковского. Его первыми композиторскими опытами стали пьесы для фп. в духе Шопена, не слишком примечательные с точки зрения мелодического содержания, но богатые затейливыми альтерированными гармониями (преобладание гармонического воображения над мелодическим – заметная черта не только раннего, но и зрелого творчества Шимановского). В 1905 прогрессивные ученики Носковского, в том числе Шимановский и будущий известный дирижер Гжегож Фительберг, основали группу «Молодая Польша», целью которой было обновление польской музыки на основе новейших западноевропейских (прежде всего немецких) достижений. К началу 1910-х Шимановский уже был известен в Польше и сопредельных странах как композитор, тяготеющий к немецкой позднеромантической школе, главным образом к и Регеру, а также к . Немецкое влияние ощущается не только в Lieder молодого Шимановского и в опере Аггифа, где он явно подражает Саломее и Электре Штрауса, но и в его самой яркой партитуре того периода – двухчастной 2-й симфонии с мастерски разработанной и эффектно инструментованной финальной фугой.

До Первой мировой войны Шимановский объездил почти всю Европу. Особенно много значили для него поездки в Южную Италию и на Сицилию, а также в Северную Африку (1911, 1914). В этих регионах, где элементы различных культур – античной греческой, римской, византийской, норманской, арабской – переплелись в уникальном единстве, он почерпнул впечатления, которые питали его творчество военных лет, проведенных в родовом имении Тимошовка на территории Украины. Музыка Шимановского, созданная между 1914 и 1917, ассоциируется не столько с немецкой школой, сколько с французским импрессионизмом. Пьесы фортепианных триптихов Метопы (по Одиссее Гомера) и Маски живо напоминают фортепианную музыку и такими особенностями, как многочисленные мелизмы и узоры из мелких нот в верхнем голосе, изысканная дифференциация слоев фактуры, чередование и наложение бело- и черноклавишных пассажей, обильное использование параллелизмов, органных пунктов, остинато. В сходном стилистическом ключе выдержан и триптих Мифы для скрипки и фп., первая часть которого, Фонтан Аретузы, стала едва ли не самой популярной и часто исполняемой пьесой Шимановского. Вместе с тем Шимановский в большей степени, чем его французские предшественники, тяготел к густой фактуре, «бесконечной мелодии» и напряженным хроматическим гармониям, что дало основание некоторым польским исследователям обозначить его стиль этого периода как «экспрессионистский импрессионизм». Это определение как нельзя лучше подходит к его центральным партитурам середины 1910-х – одночастным, свободным по форме 3-й симфонии Песнь о ночи для тенора, хора и оркестра на слова персидского поэта-мистика XIII века Джалаледдина Руми и 1-му скрипичному концерту. Эмоциональная атмосфера обоих произведений насыщена сдержанной страстью, которая время от времени взрывается экстатическими кульминациями. Скрипичный концерт подобен большой романтической вокальной сцене без слов, где скрипка – эквивалент человеческого голоса – почти не покидает напряженного верхнего регистра; в музыкальном языке симфонии заметен ориентальный элемент, а некоторые ее эпизоды (особенно срединный раздел, преимущественно танцевального характера) прямо перекликаются с Дафнисом и Хлоей Равеля. В столь же «сочной», чувственной и импульсивной манере, с отчетливыми ориентальными ассоциациями, выполнены вокальные циклы Любовные песни Хафиза и Песни безумного муэдзина и опера Король Рогер, действие которой происходит в открытой восточным влияниям средневековой Сицилии. Опера, задуманная и начатая в 1918, была завершена с большим опозданием; в 1918–1919 Шимановский работал также над романом Эфеб (Efebos), от которого сохранились только черновые отрывки и одна целая глава (беловая рукопись сгорела в Варшаве в 1939). Как в романе, так и (более завуалированно) в опере разрабатывается тема однополой любви.

В 1919 году Шимановский, потерявший собственность в результате революции 1917 года, поселился в Варшаве – столице только что образованной независимой Польши. Откликаясь на новую общественно-политическую ситуацию, композитор, прежде сторонившийся национальной тематики, начал изучать народную музыку различных регионов Польши. Предметом его особого интереса было колоритное, темпераментное искусство горцев, населяющих юго-восток страны (регион Закопане). Первой его работой с фольклорным уклоном стал вокальный цикл на слова Юлиана Тувима с непереводимым, содержащим игру слов, заглавием Słopiewnie. Фольклор польских горцев использован в самом крупном позднем опусе Шимановского – получасовом балете с пением Разбойники; вслед за и Шимановский подчеркивает «варварскую» грубоватость фольклорных интонаций и ритмов, оттеняя ее весьма изысканной игрой гармоний, акцентов и инструментальных красок. В духовных произведениях этого же времени – Stabat mater, Veni Creator, двухчастной Литании Деве Марии – преобладает диатоническое письмо с легким оттенком архаики, подчеркивающим связь музыки с традиционной польской католической культурой; впрочем, о прежнем Шимановском то и дело напоминают острые диссонансы, тональные сдвиги, богатая, местами по-импрессионистски утонченная оркестровка. Показательно, что для Stabat mater Шимановский использовал не канонический латинский текст, а польский перевод.

В 1920-е годы международная известность Шимановского росла. В 1921–1922 он совершил две гастрольные поездки в США вместе со своими друзьями, скрипачом Павлом Коханьским и пианистом Артуром Рубинштейном. В 1922 в Париже с успехом прошел его первый авторский концерт, и до 1926 он ежегодно выезжал в Париж, где ему покровительствовала, в частности, знаменитая меценатка княгиня де Полиньяк – заказчица Stabat mater. В 1927 он занял должность директора Варшавской консерватории, в 1929 подал в отставку из-за болезни (туберкулез), некоторое время лечился в Швейцарии, а с 1930 по 1932 возглавлял реорганизованную консерваторию. Последними крупными работами Шимановского стали 4-я симфония (Концертная) для фп. с оркестром и 2-й концерт для скрипки с оркестром; в обеих партитурах тематический материал фольклорной природы разработан с почти бартоковским размахом. Симфонию Шимановский писал в расчете на собственные пианистические возможности и в 1933–1935 исполнил ее в большинстве европейских стран. Последним прижизненным успехом Шимановского явилась постановка Разбойников в Парижской опере со знаменитым Сергеем Лифарем в главной роли (апрель 1936).

Для театра: Аггифа (Hagith), одноакт. опера соч. 25, либр. Ф. Дёрмана (1913, пост. 1922, Варшава), Король Рогер (Król Roger), опера в 3 актах соч. 46, либр. Я. Ивашкевича и Ш. (1918–1924, пост. 1926, Варшава); Мандрагора (Mandragora), балетный дивертисмент (пантомима) с пением (тен.) в 3 карт. соч. 43, либр. Р. Болеславского и Л. Шиллера по Мольеру (1920); Разбойники (Харнасе; Harnasie), балет-пантомима с пением (тен., хор) в 2 картинах с эпилогом соч. 55, либр. Ш. и Е.М. Рытарда (1923–1931, пост. 1935, Прага); Князь Потемкин (Kniaź Patiomkin), музыка к 5-му акту пьесы Т. Мициньского (1925).

Орк. муз.: Концертная увертюра соч. 12 (1905); 1-я симфония соч. 15 f (1909, частично утеряна); 2-я симфония соч. 19 B (1910); 1-й концерт для скр. с орк. соч. 35 (1916); 4-я симфония Концертная (Koncertująca) для фп. с орк. соч. 60 (1932); 2-й концерт для скр. с орк. соч. 61 (1933).

Хор. муз.: 3-я симфония Песнь о ночи (Pieśń o nocy) для тен., хора и орк. соч. 27, сл. Джалаледдина Руми в пер. Т. Мициньского (1916); Деметра (Demeter), кантата для к.-а., жен. хора и орк. соч. 37b, сл. З. Шимановской по Еврипиду (1917, 2/1924); Агава, (Agawe), кантата для к.-а., жен. хора и орк. соч. 39, сл. ее же (1917, неоконч.); Stabat mater для сопр., м.-сопр., баса, хора и орк. соч. 53, сл. ср.-век. секвенции в пер. Ю. Янковского (1926); Курпёвские песни (Pieśni kurpiowskie) для хора a cappella, сл. нар. (1929); Veni Creator для сопр., хора, орг. и орк. соч. 57, сл. С. Выспяньского (1930); Литания Деве Марии (Litania do Marii Panny) для сопр., жен. хора и орк. соч. 59, сл. Е. Либерта (1930–1933).

Для гол. с орк.: Пентесилея (Penthesilea) соч. 18, сл. С. Выспяньского (1908, 2/1912); Любовные песни Хафиза, 8 песен соч. 26, сл. Хафиза в нем. пер. Г. Бетге (1914, частично на материале цикла соч. 24 для гол. с фп.); орк. ред. циклов для гол. с фп. (см. ниже).

Для гол. с фп.: 6 песен на сл. К. Тетмайера соч. 2 (1900–1902); 3 фрагмента из поэм Я. Каспровича соч. 5 (1902); Лебедь (Łabędź) соч. 7, сл. В. Берента (1904); 4 песни на сл. Т. Мициньского соч. 11 (1904–1905); 5 нем. песен соч. 13 (1905–1907); 12 нем. песен соч. 17 (1907); 6 песен на сл. Мициньского соч. 20 (1909); Пестрые песни (Bunte Lieder), 5 нем. песен соч. 22 (1910); Любовные песни Хафиза (Pieśni miłosne Hafiza), 6 песен соч. 24, сл. Хафиза в нем. пер. Г. Бетге (1911); Песни сказочной принцессы (Pieśni księżniczki z baśni), 6 песен соч. 31, сл. З. Шимановской (1915, орк. ред. 3 песен 1933); 3 песни на сл. Дм. Давыдова соч. 32 (1915); 4 песни соч. 41, сл. Р. Тагора в нем. пер. (1918); Песни безумного муэдзина (Pieśni muezina szalonego), 6 песен соч. 42, сл. Я. Ивашкевича (1918, орк. ред. 1934); Слопевне (Słopiewnie), 5 песен соч. 46b, сл. Ю. Тувима (1921, орк. ред. 1928); 3 колыбельные соч. 48, сл. Ивашкевича (1922); Детские стихи (Rymy dziecięce), 20 песен соч. 49, сл. К. Иллакович (1923); 7 песен на сл. Дж. Джойса соч. 54 (1926); Курпёвские песни (Pieśni kurpiowskie), 12 песен соч. 58, сл. нар. (1930–1933); др. песни, в том числе утраченные.

Кам.-инстр. муз.: Соната для скр. и фп. соч. 9 d (1904); Романс для скр. и фп. соч. 23 D (1910); Ноктюрн и тарантелла для скр. и фп. соч. 28 (1915); Мифы (Mity), 3 поэмы для скр. и фп. соч. 30: Фонтан Аретузы (Źródło Aretuzy), Нарцисс (Narcyz), Дриады и Пан (Driady i Pan) (1915); 1-й стр. квартет соч. 37 C (1917); 3 каприса по Паганини для скр. и фп. соч. 40 (1918); Колыбельная Аитачо Энья (La berceuse dAïtacho Enia) для скр. и фп. соч. 52 (1925); 2-й стр. квартет соч. 56 (1927).

Для фп.: 9 прелюдий соч. 1 (1899–1900); 4 этюда соч. 4 (1902); Вариации соч. 3 b (1903); 1-я соната соч. 8 c (1904); 2-я соната соч. 21 A (1911); Метопы (Metopy), 3 поэмы соч. 29: Остров сирен (Wyspa syren), Калипсо (Kalipso), Навсикая (Nauzykaa) (1915); 12 этюдов соч. 33 (1916); Маски (Maski), 3 пьесы соч. 34: Шехерезада (Szecherezada), Шут Тантрис (Błazen Tantris), Серенада Дон Жуана (Serenada Don Juana) (1916); 3-я соната соч. 36 (1917); 20 мазурок соч. 50 (1924–1926); 2 мазурки соч. 62 (1933–1934); др. пьесы.