Циммерман,

Бернд Алоис (Zimmermann; 20.3.1918, Блисхайм, ныне Эрфтштадт, близ Кёльна – 10.8.1970, Гроскёнигсдорф, ныне Пульхайм, близ Кёльна). Немецкий композитор. До войны изучал философию, германистику и основы музыкального образования в Кёльне и Бонне. Во время армейской службы на территории Франции познакомился с партитурами запрещенных в Германии и ; это событие предопределило его творческую эволюцию. В 1942 смог вернуться к учебе в Кёльне, где его педагогами по композиции были видный церковный композитор Генрих Лемахер и любимый воспитанник Филипп Ярнах. В 1948–1950 посещал в Дармштадте курсы Вольфганга Фортнера и Рене Лейбовица. В течение первого послевоенного десятилетия написал ряд прикладных партитур для театра, радио и кино и тогда же, в противоречии с эстетическими постулатами дармштадтского авангарда, стал работать на пересечении разнородных стилистических идиом, сочетая додекафонию с элементами популярной музыки (характерен одночастный концерт для трубы с оркестром Nobody knows de trouble I see, где в додекафонном контексте разрабатывается мелодия афроамериканского спиричуэла). На рубеже 1950–1960-х, пройдя через увлечение утонченным серийным письмом в манере (примечательна сольная кантата Всему свое время) и идеей сериализма, разработал своеобразный (по терминологии самого Циммермана – «плюралистический») стиль, сочетающий совершенно различные – вплоть до блюза и суинга – типы музыки и насыщенный намеками и цитатами, вписанными в сложную атональную ткань. Циммерман трактовал плюралистичность как способ утвердить единство настоящего, прошлого и будущего (для обоснования этого единства он выдвинул идею «сферического времени») и подчеркнуть универсализм экзистенциальных проблем, с которыми сталкивается современный человек. Самые масштабные образцы этого стиля – опера Солдаты и Реквием для молодого поэта (имеется в виду обобщенный образ поэта-самоубийцы ХХ века). В обоих произведениях эффект плюралистичности усиливается благодаря применению конкретной музыки и электроники; в опере вдобавок функционирует система параллельных визуальных планов, а в Реквиеме.., имеющем подзаголовок «лингвал» (от lingua, лат. «язык», и «ритуал»), – полифония разнородных текстов, которые «антифонно» произносятся чтецами, воспроизводятся на магнитофоне и поются хорами и солистами на разных языках. Принципы плюралистической композиции реализованы также в ряде оркестровых и камерно-инструментальных опусов Циммермана. Некоторые из них построены как своего рода воображаемые балеты, где отдельные «действующие лица», часто представленные теми или иными инструментами, наделены собственным тематизмом – оригинальным или заимствованным и искаженным; характерны пятичастный Концерт для виолончели с оркестром «в форме па-де-труа» (род сюиты из трех травестированных балетных сцен для трех воображаемых персонажей с прологом и финальным блюзом) и вдохновленная гротесками французского писателя Альфреда Жарри Музыка для ужинов короля Убю – «рагу» из окарикатуренных старинных танцев, Мусоргского, Стравинского, Баха, джаза, Бизе, Берлиоза, Вагнера, антипатичного Циммерману и т.п. Свое отношение к проблемам современной музыки Циммерман – художник, чувствовавший себя аутсайдером среди более молодых и динамичных представителей авангарда, – выразил в ряде статей. Его последней работой стало «экклезиастическое действо» И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем на слова из книги Екклесиаста и легенды о Великом инквизиторе из Братьев Карамазовых Достоевского; через несколько дней после его завершения композитор покончил с собой.

В 1950–1952 Циммерман преподавал музыковедческие дисциплины в Кёльнском университете, с 1957 – композицию в Кёльнской ВМШ, где у него учился . Другой видный ученик Циммермана – композитор и дирижер Ганс Цендер. Своим плюралистическим подходом Циммермана предвосхитил «постмодернизм» последних десятилетий ХХ века; впрочем, «постмодернистские» игры, как правило, не имеют трагической подоплеки, неотъемлемой от творческого облика Циммермана.

Оперы: Суд по делу человека против Бога (Des Menschen Unterhaltsprozess gegen Gott), радиоопера в 3 актах, текст М. Бунгарта по П. Кальдерону (1952); Солдаты (Die Soldaten), опера в 4 актах, либр. Ц. по Я.М.Р. Ленцу (1958–1964, пост. 1965, Кёльн).

Орк. муз.: 3 пьесы (1945); Sinfonia prosodica (1945); Симфоническое вступление (Symphonisches Vorspiel, 1945); Концерт для орк. (1946, 2/1948); Концерт для стр. орк. (обр. Стр. трио 1944 года, 1948); Симфонические вариации и фуга на In dulci jubilo (1949); Концерт для скр. с орк. (1950); Симфония в 1 части (1947–1951, 2/1953); Концерт для гоб. с мал. орк. (1952); Концерт для влч. с мал. орк. (1953, 2/1957, см. Песнь надежды); Контрасты (Kontraste), муз. к воображаемому балету (1953); Метаморфозы (Metamorphose), сюита для мал. орк. на осн. муз. к фильму (1954); Никто не знает моей беды (Nobody knows de trouble I see), концерт для трубы с орк. (1954); Алагоана (Alagoana), балет («бразильские каприччо») (1950–1955); Лакитас, танец плоскогорья (Laquitas, danza del antiplano, 1956); Песнь надежды (Canto di speranza), кантата для влч. и мал. орк. (1957, на осн. Концерта 1953 года); Экспромт (Impromptu, 1958); Диалоги (Dialoge), концерт для 2 фп. с орк. на осн. муз. к Солдатам (1960, 2/1965); Антифоны (Antiphonen), альт и мал. орк. (1962); 5 каприччо по Фрескобальди (1962); Генуэзский турнир (Giostra Genovese) по танцам комп. XVI–XVII веков, мал. орк. (1962); Музыка для ужинов короля Убю (Musique pour les soupers du Roi Ubu), черный балет по А. Жарри (1962–1966); Безделка (Un petit rien), мал. орк. (1964); Концерт для влч. с орк. в форме па-де-труа (1966); Луч света (Photoptosis), прелюд (1968); Тишина и возвращение (Stille und Umkehr), орк. эскизы (1970).

Вок. муз.: ранние песни для гол. с фп.; Ручейки, что текут там (Die Brünnlein, die da fliessen), кантата для к.-а., бар., хора и 11 инстр., сл. нар. (1947); Tantum ergo, хор (1947); Похвала сумасбродству (Lob der Torheit), бурлескная кантата для певцов-солистов, хора и орк., сл. И.-В. Гёте (1948); Всему свое время (Omnia tempus habent), кантата для сопр. и 17 инстр., сл. из лат. Библии (1957); Солдаты, вокальная симфония для 6 гол. и орк. на материале одноим. оперы (1963); Реквием для молодого поэта (Requiem für einen jungen Dichter), лингвал для чтецов, сопр., бар., 3 хоров, орк., джазового анс., орг. и магн., сл. из разл. источников (1967–1969); И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем (Ich wandte mich und sah an alles Unrecht, das geschah unter der Sonne), экклезиастическое действо для 2 чтецов, баса и орк., сл. из Екк. и Достоевского (1970).

Инстр. муз. для 113 исполн.: Стр. трио (1944, ред. для стр. орк. 1948); Extemporale, фп. (1939–1946); Каприччо для фп. на нар. темы (1946); Enchiridion, короткие пьесы для фп. (1949–1952); Соната для скр. и фп. (1950); Соната для скр. (1951); Метаморфозы (Metamorphosen), фп. (1954); Перспективы (Perspektiven), музыка к воображаемому балету для 2 фп. (1956); Соната для альта (1955); Конфигурации (Konfigurationen), 8 пьес для фп. (1956); Соната для влч. (1960); Присутствие (Présence), белый балет для фп. трио (1961); Рейнские ярмарочные танцы (Rheinische Kirmestänze), 13 дух. (1950–1962); Время говорить (Tempus loquendi), эллиптические пьесы для фл. (тж. альт. фл. и бас. фл.) (1963); Монологи (Monologe), 2 фп. (1964, по Диалогам для 2 фп. с орк., 1960); Die Befristeten, джаз-квинтет (1967); Интеркоммуникация (Intercomunicazione), влч. и фп. (1967); 4 коротких этюда для влч. (1970).

Для магн.: Tratto, хореогр. этюд (1965–1967); Tratto II, хореогр. этюд (1970).

Музыка к спект., радиопередачам и радиопьесам, фильмам.

Ст. в сб.: Zimmermann B.A. Intervall und Zeit («Интервал и Время»). Mainz, 1974.