Церха,

(Черха), Фридрих (Cerha; р. 17.2.1926, Вена). Австрийский композитор и дирижер. Учился в Венской академии музыки, в том числе композиции у Альфреда Уля, и в Венском университете, в 1956–1959 посещал курсы новой музыки в Дармштадте. К тому времени уже снискал известность как активный поборник обновления венской культурной жизни, ее избавления от застарелых комплексов консерватизма и изоляционизма. В 1958 году вместе с Куртом Швертзиком основал инструментальный ансамбль die reihe (нем. «серия») для пропаганды классики XX века (прежде всего творчества мастеров Новой венской школы) и авангарда, возглавлял его до 1983. В 1959–1988 вел в Венской академии музыки/Венской ВМШ классы композиции, нотации и интерпретации новой музыки. В 1960 основал ансамбль старинной музыки Camerata Frescobaldiana. Дирижировал оркестрами разных стран, первым исполнил ряд произведений , (2-й концерт для скрипки с оркестром, 1966), и др. Церха-композитор прошел через кратковременное увлечение неоклассицизмом (большинство его ранних «неоклассических» работ утеряно или недоступно), затем серийной техникой и методом «композиции звуковыми плоскостями» (Klangflächenkomposition) – темброво и фактурно однородными блоками, внутри которых происходят медленные смены событий (характерны циклы оркестровых пьес Движения и Зеркала). С начала 1960-х работает в более свободной манере, нередко сочетая в рамках одной партитуры достаточно разнородный музыкальный материал (показательна опера Ваал по экспрессионистской пьесе молодого Бертольта Брехта), адаптируя венский городской фольклор (две «кайнтаты» и вокальный цикл Типа шансон, предназначенные для ), не избегая ассоциаций с неевропейской музыкой (изобилующий микрохроматическими интервалами 1-й струнный квартет Макам и др.). Церха считается продолжателем австрийского экспрессионизма, важным стилистическим ориентиром для него служит . Непосредственное отношение к Бергу имеет самая известная работа Церхи — завершение оперы Лулу (премьера этой версии состоялась в 1979 году в Парижской опере п/у ).

Муз. театр: Зеркала, 7 пьес (Spiegel IVII), орк. и магн. (1960–1961, пост. в виде сценич. зрелища 1972, Грац); Сеть (Netzwerk), сопр., бар., 5 чтецов, миманс и инстр. анс., сл. Ц. (1962–1967, 2/1980, пост. 1981, Вена); Ваал (Baal), опера в 2 частях, либр. Ц. по Б. Брехту (1974–1980, пост. 1981, Зальцбург); Крысолов (Der Rattenfänger), опера в 2 частях, либр. Ц. по К. Цукмайеру (1984–1986, пост. 1987, Грац); Штайнфельдский исполин (Der Riese vom Steinfeld), опера в 14 карт., либр. П. Туррини (1999, пост. 2002, Вена); Дядюшка президент (Onkel Präsident), одноакт. муз. фарс, либр. П. Вольфа и Ц. (2013, Мюнхен).

Орк. муз.: Espressioni fondamentali (1957); Фасции (Fasce, 1959, 2/1974); Пересечения (Intersecazioni), скр., 4 гол. и орк. (1959, 2/1973); Движения 1–3 (Movements IIII), кам. орк. (1959–1960); Зеркала 1–7 (Spiegel IVII), с магн. (1960–1961, см. также. Муз. театр); Симфонии (Sinfonien), дух. и литавры (1964); Langegger Nachtmusik I (1969); Langegger Nachtmusik II (1970); Симфония (1975); Концерт для скр. и влч. с кам. орк. (1976); Концерт для фл., фаг. и орк. (1982); Монумент Карлу Прантлю (Monumentum für Karl Prantl, 1988); Langegger Nachtmusik III, орк. и 2 инстр. анс. (1991); Импульсы (Impulse, 1993); Концерт для альта с кам. орк. (1993); Концертино для скр., акрд. и кам. орк. (1994); Целый год там, в неизвестности (Jahrlang ins Ungewisse hinab), кам. орк. (1996); Концерт для влч. с орк. (1989–1997); Фантастическая пьеса в манере К. (Phantasiestück in C.s Manier), влч. и кам. орк. (1989–1999); Гимн (Hymnus, 2000); Концерт для сопр.-сакс. с орк. (2004); Концерт для скр. с орк. (2004); Моменты (Momente, 2005); Небесная колыбельная (Berceuse céleste, 2006); Концерт для трбн. и стр. орк. (2007); Концерт для уд. с орк. (2008); Как трагикомедия (Like a Tragicomedy, 2008–2009); Парафраза на начало 9-й симфонии Бетховена (Paraphrase über den Anfang der 9. Symphonie von Beethoven, 2010); Дневник (Tagebuch, 2012); Три ситуации (Drei Situationen, 2015).

Др. вок. муз.: Книга о любви (Ein Buch von der Minne), гол. с фп., сл. из ср.-век. нем. поэзии (1946–1964); Экзерсисы (Exercises), чтец, бар. и инстр. анс., сл. Ц. (1962–1967, вошли в театр. произв. Сеть, 2/1987); Список (Verzeichnis), кам. хор, текст списка ведьм, сожженных в 1629 (1969); Песни Ваала (Baal-Gesänge), бар. и орк., сл. Б. Брехта (1981); 1-я кайнтата (1. Keintate), шансонье и инстр. анс., сл. Э. Кайна (1982); Реквием по Холленштайнеру (Requiem für Hollensteiner), чтец, бар., хор и орк., сл. Т. Бернхарда (1983); 2-я кайнтата (2. Keintate), шансонье и инстр. анс., сл. Э. Кайна (1983–1985); Памяти Эрнста Кайна (In memoriam Ernst Kein), тот же состав, сл. его же (1985); Ночная песнь (Nachtgesang), тен. и орк., сл. Ц. (1985); Типа шансон (Eine Art Chansons), шансонье, уд., фп. и кб., сл. разных авт. (1985–1987); Типа последняя шансон (Eine letzte Art Chansons), тот же состав, сл. Ф. Ахлейтнера и Ц. (1989); Реквием по Рикке (Requiem für Rikke), тен. и орк., сл. К. Цукмайера из Крысолова (1984, 2/1989); Все суета (Nichtigkeit ist Alles), хор, сл. из Екк. (1995); Четыре фрагмента из Гёльдерлина (4 Hölderlin-Fragmente), хор (1996); пока не поздно… (bevor es zu spät ist), тен. и орк., сл. Т. Бернхарда (1988–1997); Триптих (Triptychon), тен. и орк., включает Ночную песнь, Реквием по Рикке и пока не поздно… (1984–1997); Осколки из Лихтенберга (Lichtenberg-Splitter), бар. и инстр. анс. (1997); Во имя любви (Im Namen der Liebe), бар. и орк., сл. П. Туррини (1999); Реквием, солисты, хор и орк., литургич. текст и стихи Ц. (1994–2002); Плетение жил (Aderngeflecht), бар. и орк., сл. Э. Брайзаха (2006).

Др. инстр. муз.: Дивертисмент В честь Игоря Стравинского (DivertimentoHommage à Igor Strawinsky), 2 гоб., 2 клар., 2 фаг., 2 трубы и уд. (1954); Хрупкие отношения (Relazioni fragili), клав. и кам. анс. (1957); Текучие строки (Enjambements), фл., труба, трбн., уд., скр. и кб. (1959); Каталог найденных предметов (Catalogue des objets trouvés), инстр. анс. (1969); Curriculum, 13 дух. (1972–1973); Фантазия на темы из «Сети» (Netzwerk-Fantasie), фп. (1988); 1-й стр. квартет Макам (Maqam, 1989); 2-й стр. квартет (1989–1990); 3-й стр. квартет (1991–1992); Истоки (Quellen), инстр. анс. (1992); Восемь пьес по фрагментам из Гёльдерлина (8 Sätze nach Hölderlin-Fragmenten), стр. секстет (1995); Квартет для 4 сакс. (1995); 4-й стр. квартет (2001); Квинтет для гоб. и стр. квартета (2007); Фрагмент, приснился (Bruchstück, geträumt), 15 инстр. (2009); Zebra-Trio, стр. трио (2011); миниатюры для скр. и фп. и для фп. (в т. ч. детские).

Др. работы: завершение 3-го акта Лулу А. Берга (1962–1979) и произв. Шёнберга.