Букурешлиев,

Андре (Boucourechliev; 28.7.1925, София – 12.11.1997, Париж). Французский композитор и музыкальный писатель болгарского происхождения. Учился на фортепианном отделении Софийской консерватории, с 1949 года совершенствовался в парижской Эколь-нормаль (École normale de musique), там же в 1951–1959 преподавал игру на фп. Концертировал как пианист. Начал сочинять в 1954 году, позднее посещал курсы новой музыки в Дармштадте, в 1956–1959 сотрудничал с Миланской студией электронной музыки (Studio di fonologia musicale) под руководством и и с Группой музыкальных исследований (Groupe de recherches musicales) Французского радио и ТВ под руководством Пьера Шеффера. Композиции Букурешлиева, созданные во второй половине 1950-х и в начале 1960-х и впоследствии частично исключенные им из своего авторского каталога, фигурировали в программах парижского концертного общества Domaine musical под руководством . В отличие от Мадерны, Берио и Булеза Букурешлиев никогда не увлекался серийной техникой; до конца жизни он сохранил верность свободной атональности, изредка (прежде всего в Тенях, сочиненных к 200-летию со дня рождения Бетховена) «оттеняя» ее вкраплениями из классики. В 1963–1964 провел несколько месяцев в США, где общался с композиторами и художниками круга и заинтересовался опытами в «открытой форме». На творческое развитие Букурешлиева существенно повлиял и трактат известного итальянского гуманитария Умберто Эко Открытое произведение (Opera aperta, 1962). По возвращении во Францию Букурешлиев создал серию инструментальных партитур под общим названием Архипелаг, где также реализуется идея открытой или мобильной формы. По тому же принципу, что и Архипелаги, построен более поздний Концерт для фп. и оркестра. Для структурирования своих «открытых форм» Букурешлиев прибегал и к другим метафорам – таким, как «береговые ориентиры», франц. Amers (в партитуре одноименного опуса, посвященного выдающемуся поэту Сен-Жон Персу (Saint-John Perse, 1887–1975), автору поэмы Amers, единицы формы расположены в виде розы компаса), «созвездия», «спутники». В иных, по преимуществу поздних, произведениях Букурешлиева «архипелаги» вписаны в контекст обычной («закрытой») формы. Заметное место в творчестве Букурешлиева занимает музыка для фп.; его Шесть этюдов по Пиранези – интересный опыт сочетания открытой формы с «трансцендентной» виртуозностью в традициях романтизма.

Букурешлиев работал ассистентом в Парижской консерватории (1974–1976), вел курс современных проблем музыкознания в Экс-ан-Прованском университете (1977–1984) и семинары по новой музыке в Эколь-нормаль (1985–1987), а также музыкальные передачи по радио и ТВ. Написал биографии ряда выдающихся композиторов, работы по общим вопросам музыкальной теории и по различным проблемам новой музыки.

Опера Имя Эдипа (Le nom dOedipe), либр. Э. Сису (Cixous) (1977, пост. 1978, Авиньон).

Архипелаги (Archipels, ед. Archipel): № 1, 2 фп. и 2 уд. ad lib. (1967); № 2, стр. квартет (1968); № 3, фп. и 6 уд. (1969); № 4, фп. (1970); № 5, Анархипелаг (Anarchipel), арфа, клав., орг., фп. и 2 уд. (1971).

Др. инстр. муз. (осн. произв.): Тени (посвящение Бетховену) (Ombres (Hommage à Beethoven)), 12 стр. (1970); Гробница – памяти Ж.-П. Гезека (Tombeau – à la memoire de Jean-Pierre Guézec), клар. и уд. или фп. (1971); Лица (Faces), 2 орк., 2 дирижера (1971–1972); Береговые ориентиры (Amers), 19 инстр. (1973); Концерт для фп. и орк. (1975); Шесть этюдов по Пиранези (Six études daprès Piranèse), фп. (1975); Орион-1 (Orion I), орг. (1979); Улисс (Ulysse), фл. и уд. (1981); Орион-2 (Orion II), фп., 2 трубы, 3 трбн. и уд. (1982); Орион-3 (Orion III), фп. (1982); Ноктюрны (Nocturnes), клар. и фп. (1984); Волосы Вероники (La chevelure de Bérénice), 20 инстр. (1988); Зеркало-2 (Miroir II), стр. квартет (1990); Квартет-3 (Quatuor III), стр. квартет (1995).

Вок. муз.: Гродек (Grodek), сопр., фл. и 3 уд., сл. Г. Тракля (1963, 2/1969); Снежная постель (Lit de neige), сопр. и 19 инстр., сл. П. Целана (1984); Зеркало (Le miroir), м.-сопр. и орк., сл. Ж.-П. Бюргара (1987); Три фрагмента из Микеланджело (Trois fragments de Michelangelo), сопр., фл. и фп. (1995).

Для магн.: Texte I (1958); Texte II, 2 магн. (1959); Погребальная песнь (Thrène) по неоконч. поэме С. Малларме (1974).

Осн. труды о муз.: Schumann. Paris, 1956. 2/1996; Beethoven. Paris, 1963. 2/1996; Stravinsky. Paris, 1982; Essai sur Beethoven («Опыт о Бетховене»). Arles, 1991; Le langage musical («Музыкальный язык»). Paris, 1993; Dire la musique («Высказать музыку», сб. статей). Paris, 1995; Regards sur Chopin («Взгляды на Шопена»). Paris, 1996; Debussy. La révolution subtile («Дебюсси. Нежная революция»). Paris, 1998.