Герхард,

(Херард, Жерард) Роберто, собств. Роберт Хуан Рене Герхард-и-Оттенвельдер (Gerhard i Ottenwaelder; 25.9.1896, Вальс, близ Барселоны – 5.1.1970, Кембридж). Испанский (каталонский) и британский композитор швейцарско-эльзасского происхождения. До начала Первой мировой войны учился коммерции в Швейцарии и игре на фп. и контрапункту в Мюнхене. Летом 1914 года вернулся в Барселону, где продолжил учебу у Энрике Гранадоса (фп.) и выдающегося музыканта и педагога, основоположника новой испанской композиторской школы Фелипе Педреля. Приверженность патриотическим идеалам Педреля и его школы сочеталась у молодого Герхарда с живым интересом к новым европейским течениям; цикл Семь хокку для голоса и 5 инструментов свидетельствует о знакомстве Герхарда с музыкой (прежде всего с Лунным Пьеро) и с Тремя стихотворениями из японской лирики . В 1923 году Герхард отправил Шёнбергу несколько своих партитур, сопроводив их просьбой принять его в ученики; получив согласие, он выехал в Вену и до 1928 года находился рядом с Шёнбергом в качестве ученика и ассистента (с 1925 – в Берлине). По возвращении в Барселону принял активное участие в музыкальной и интеллектуальной жизни города. Как дирижер, организатор концертов и публицист активно пропагандировал творчество Шёнберга и его учеников, , Стравинского; был главным организатором 16-го фестиваля МОСМ в Барселоне (1936), на котором состоялась премьера Скрипичного концерта . Крупные композиции Герхарда конца 1920-х и 1930-х немногочисленны: духовой квинтет в манере Шёнберга, кантата Высокое рождение короля Жауме, балет Ариель. В 1939 Герхард покинул Испанию и вскоре обосновался в Англии, где в течение 1940-х сочинил несколько достаточно традиционных партитур, развивающих испанскую фольклорную линию по следам Равеля, Дебюсси и Фальи: симфонию В честь Педреля, балеты Дон Кихот, Радости, Пандора, оперу Дуэнья по известной комедии Р.Б. Шеридана. В этом ряду особняком стоит Концерт для скрипки с оркестром, напоминающий о более ранних опытах Герхарда в области расширенной тональности и атональности (средняя, медленная часть Концерта посвящена Шёнбергу по случаю его 70-летия). На рубеже 1940–1950-х в творчестве Герхарда наметился более серьезный стилистический перелом. Если 1-й струнный квартет и 1-я симфония, будучи выполнены в серийной технике, все еще не порывают с принципами сонатности, ритмической регулярности и тематического развития, то в последующих опусах Герхарда степень радикальности музыкального языка заметно возрастает. Параллельно более молодым представителям континентального авангарда Герхард распространяет принцип серийности на иные, помимо звуковысотности, параметры музыки, отказывается от тематического развития в пользу принципа монтажа формы из блоков разнородного материала, экспериментирует с необычными приемами инструментальной игры и с электроникой. С каждой новой симфонией его письмо становится более рафинированным и «атематическим». Сходные тенденции наблюдаются в других крупных оркестровых пьесах (Концерт для клавесина с оркестром, Концерт для оркестра, Эпиталама) и больших камерно-инструментальных композициях (2-й струнный квартет, Концерт для восьми, Близнецы, Весы, Лев). В позднем творчестве Герхарда обнаруживаются элементы, сближающие его с музыкой : обилие сложных полиритмических наложений и необычных тембровых («сонористических») эффектов, особое пристрастие к ударным инструментам, частые противопоставления резких, острых, агрессивных звучаний и тихой, ритмически аморфной музыки медитативного склада, кратковременные «экскурсы» в диатонику (например, в отдельных эпизодах 4-й симфонии со слегка намеченным испанским колоритом и в неожиданно умиротворенных благозвучных кодах последних работ – Весов и Льва). В последние полтора десятилетия жизни Герхарда его музыка получила относительное признание, однако он оставался изолированной фигурой; интерес к обеим ветвям творчества Герхарда – национально-испанской (каталонской) и «авангардной» – заметно оживился ближе к концу ХХ века на волне переоценки ряда маргинальных фигур истории музыки.

Муз. театр: Ариель (Ariel), балет (1934); Барселонские вечера (Soirées de Barcelone), балет в 3 карт. (1936–1939, неоконч.); Дон Кихот (Don Quixote), балет (1941, 2/1949, Лондон); Радости (Alegrías), балет (1942, Бирмингем); Пандора (Pandora), балет (1944, Кембридж, 2/1945, Лондон); Дуэнья (The Duenna), опера, либр. Г. и К. Хассалла по Р.Б. Шеридану (1947, 2/1950-е, неоконч., пост. 1992, Мадрид, на исп. яз. под назв. La dueña).

Для орк.: Концертино для стр. (1928); Утренняя серенада, интерлюдия и танец (Albada, interludi i dansa, 1936); симфония В честь Педреля (Homenaje a Pedrell, 1941); 3-я часть исполняется отдельно под назв. Педрелиана (Pedrelliana); Концерт для скр. с орк. (1943); Концерт для фп. со стр. орк. (1951); 1-я симфония (1953); Концерт для клав. с орк. (1956); 2-я симфония (1959, 2/1969, под назв. Метаморфозы (Metamorphoses)); 3-я симфония Коллажи (Collages), с магн. (1960); Концерт для орк. (1965); Эпиталама (Epithalamion, 1966, 2/1968); 4-я симфония Нью-Йоркская (New York, 1967, 2/1968); сюиты из балетов.

Вок. муз.: Чары Шехеразады (Linfantament meravellós de Schahrazada), вок. цикл для гол. с фп., сл. Х. М. Лопеса-Пико (1917); Семь хокку (7 Haïki) для гол., фл., гоб., клар., фаг. и фп., сл. Ж. Жюнуа (1923, 2/1958); 14 каталонских нар. песен для гол. с фп. (1928, ред. 6 песен для гол. с орк. 1931); Высокое рождение короля Жауме (Lalta naixença del rei en Jaume), кантата для сопр., бар., хора и орк., сл. Ж. Карнера (1932, 2/1933); Песенник Педреля (Cançionero de Pedrell), 8 исп. песен для гол. с фп. или для гол. и 13 инстр., сл. нар. (1941); The Akond of Swat для низк. гол. и 2 ударников, сл. Э. Лира (1954); Cantares, 7 исп. песен для гол. и гит., сл. нар. (1956); Чума (The Plague), кантата для чтеца, хора и орк., сл. Г. по А. Камю (1964); др. романсы и обр. исп. песен.

Инстр. муз. для 1–11 исполн.: Фп. трио (1918); Дух. квинтет (1928); Каприччо, фл. (1949); 3 экспромта, фп. (1950); 1-й стр. квартет (1950–1955); Соната для влч. и фп. (1956); Нонет, фл., гоб., клар., фаг., влт., труба, трбн., туба, акрд. (1957); Фантазия, гит. (1957); Чакона, скр. (1959); 2-й стр. квартет (1962); Концерт для восьми (Concert for 8), фл., клар., манд., гит., акрд., уд., фп., кб. (1962); Гимнодия (Hymnody), фл., гоб., клар., влт., труба, трбн., туба, уд. (2 исполн.), 2 фп. (1963); Близнецы (Gemini), концертный дуэт для скр. и фп. (1966); Весы (Libra), фл. (тж. пикк.), клар., гит., уд., фп., скр. (1968); Лев (Leo), фл. (тж. пикк.), клар., влт., труба, трбн., уд. (2 исполн.), фп. (тж. чел.), скр., влч. (1969); миниатюры; сюиты из балетов для фп.

Магн.: Audiomobiles I–IV (1958–1959); Плач по тореадору (Lament on the Death of a Bullfighter), чтец и магн., сл. Ф. Гарсиа Лорки (1959); 10 пьес на осн. Audiomobile II (1961); Caligula (1961); Sculptures I–V (1963).

Муз. для радио, ТВ, театра и кино, обр. произв. др. комп.

Лит. работы: Gerhard on Music: Selected Writings («Герхард о музыке: избранное») / Ed. by M. Bowen. London, 2000).