Гартман,

(Хартман) Карл Амадеус (Hartmann; 2.8.1905, Мюнхен – 5.12.1963, там же). Немецкий композитор. В 1924–1927 учился в Мюнхенской академии музыки у Йозефа Хаса (Haas, 1879–1960), позднее совершенствовался под руководством видного дирижера Германа Шерхена (Scherchen, 1891–1966). До 1933 года придерживался обычной для художников веймарской Германии установки на несложное функциональное политически ангажированное искусство, основанное главным образом на классических и барочных моделях. Сразу после прихода к власти нацистов (1933) Гартман, в отличие от большинства других музыкантов и интеллектуалов-«арийцев», отказался от всякого участия в культурной и общественной жизни Германии и стал внутренним эмигрантом. В гитлеровском рейхе его музыка не звучала и не публиковалась, но благодаря немногочисленным исполнениям отдельных партитур Гартмана в сопредельных с Германией странах его имя приобрело определенную известность как символ духовного сопротивления. Во всех своих крупных опусах, созданных с 1933 по 1945 год, Гартман так или иначе выразил свое отношение к режиму и его злодеяниям. Его музыка протеста (или, как он сам ее называл, «музыка исповеди», нем. Bekenntnismusik) стилистически неоднородна и тяготеет преимущественно к экспрессионизму (протяженные изломанные мелодические линии, гармония на грани атональности, широкое использование крайних инструментальных и вокальных регистров и динамических оттенков). В 1-м квартете Гартман цитирует еврейскую синагогальную мелодию, в Трагической симфонии – композиторов, чья музыка находилась под запретом (Малера, Стравинского, Хиндемита, Бартока, Берга, Веберна), симфоническая поэма Miserae посвящена узникам концлагеря Дахау, а Траурный концерт для скрипки и струнных создан под впечатлением от нацистской оккупации Чехословакии (интродукция концерта основана на гуситском гимне XV века, финальный хорал – на мелодии русской революционной песни Вы жертвою пали в борьбе роковой). Сатирический заряд оперы Гартмана Симплиций Симплициссимус (по мотивам известного романа Г. фон Гриммельсгаузена из времен Тридцатилетней войны) направлен против военщины и оглупляющей идеологии. Самая значительная работа Гартмана этого периода – 1-я симфония Опыт реквиема, где трагические обстоятельства современности художественно осмыслены сквозь призму мощной поэзии Уолта Уитмена. В 1941–1942 Гартман брал уроки у , однако такие неотъемлемые черты веберновского творчества, как лаконизм, сдержанность и стилистическая чистота, остались ему чужды; до конца жизни Гартман оставался эклектиком, не избегал перехлестывающей через край экспрессивности и к тому же практически не пользовался серийной техникой. Последним непосредственным откликом Гартмана на современные события стала соната для фп. 27 апреля 1945 (день насильственной эвакуации Дахау перед приходом союзников).

Сразу после войны Гартман учредил в Мюнхене общество Musica viva («Живая музыка») для пропаганды творчества композиторов, запрещенных в годы нацизма (циклы концертов современной музыки Musica viva проводятся в Мюнхене поныне). Центральную часть послевоенной продукции Гартмана составляют симфонии со 2-й по 8-ю, причем лишь последние две из них полностью новые (в остальных широко использован более ранний материал). Основанная на юношеском Концерте для трубы и духовых 5-я симфония В честь Стравинского выдержана в сравнительно облегченном «необарочном» стиле, напоминающем о 1920-х (цикл Камерная музыка и т.п.). В остальных симфониях Гартман остается верен малеровскому идеалу симфонии как всеобъемлющего жанра с глубинной философской подоплекой – при том, что по объему симфонии Гартмана скромнее симфоний Малера (наиболее сжата одночастная 2-я симфония – без малого 20-минутное Adagio, главная тема которого представляет собой напев еврейского ритуального плача). В послевоенной музыке Гартмана заметную роль играют полифонические формы – фуга, фугато, пассакалья; на этом основании его порой считают продолжателем Регера. Ритмический остов отдельных эпизодов у позднего Гартмана часто конструируется по принципу так наз. варьируемых метров . Последняя работа Гартмана, предназначенная для Дитриха Фишера-Дискау и оставшаяся неоконченной, – масштабная Вокальная сцена для баритона с оркестром на апокалиптический текст Жана Жироду из драмы Содом и Гоморра.

Благородство творческого и человеческого облика Гартмана не отменяет того обстоятельства, что его произведения обычно рыхлы по форме и перегружены разнородным материалом, интересное развитие тематических идей то и дело подменяется в них простым количественным умножением фактурных слоев, прямолинейным нагнетанием динамики и ритмическим натиском, а резкость звучания в кульминациях оборачивается натуралистической некрасивостью. Гартман не преподавал и, соответственно, не создал своей «официальной» школы, однако его влияние на послевоенную немецкую музыку оказалось весьма значительным; оно явно прослеживается в творческих установках и стилистическом почерке Б.А. , , некоторых композиторов ГДР, в известной степени также .

Муз. театр: ранние и неоконч. произв.; Симплиций Симплициссимус (3 сцены из его юности) (Simplicius Simplicissimus. 3 Szenen aus seiner Jugend), кам. опера, либр. Г. Шерхена, В. Петцета и Г. по Г. фон Гриммельсгаузену (1935, пост. 1949, Кёльн).

Орк. муз. (осн. произв.): Несчастья (Miserae), симф. поэма (1934); Камерный концерт (Kammerkonzert) для клар., стр. квартета и стр. орк. (1935); 1-я симфония Опыт реквиема (Versuch eines Requiems), к.-а. и орк., сл. У. Уитмена (1936, окончат. ред. 1955); Траурный концерт (Concerto funebre) для скр. и стр. орк. (1939, 2/1959); Трагическая симфония (Sinfonia tragica, 1940); 2-я симфония Adagio (1946); 4-я симфония, стр. (1947, на осн. симфонии для сопр. и стр., 1938); 3-я симфония (1949, на осн. Трагической симфонии); 5-я симфония В честь Стравинского (Концертная симфония) (Hommage à Stravinsky. Symphonie concertante), 1950, на осн. Концерта для трубы и дух., 1932); Концерт для фп., дух. и уд. (1953); 6-я симфония (1953, на осн. симфонии Творчество (Lœuvre) по Э. Золя, 1938); Концерт для альта, дух. и уд. (1955); 7-я симфония (1958); 8-я симфония (1962).

Др. осн. произв.: 1-й стр. квартет Карийон (Carillon, 1935); Соната для фп. 27 апреля 1945 (1945, 2/1947); 2-й стр. квартет (1946); Гетто (Ghetto), к.-а., бар., чтецы, кам. хор и мал. орк., сл. Й. Герлаха (часть коллективного произв. Еврейская хроника (Jüdische Chronik), созданного совместно с Б. Блахером, П. Дессау, Г.В. Хенце и Р. Вагнером-Регени (Wagner-Régeny), 1961); Вокальная сцена (Gesangsszene), бар. и орк., сл. Ж. Жироду в нем. пер. (1963, неоконч.).