Вышнеградский,

Иван Александрович (Wyschnegradsky; 14.5.1893, Санкт-Петербург – 29.9.1979, Париж). Русский и французский композитор. Сын крупного финансиста, внук выдающегося математика, инженера-конструктора и сановника Ивана Алексеевича Вышнеградского (1831/32–1894). Учился в Санкт-Петербургской консерватории у представителя корсаковской школы Николая Соколова и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Публичный дебют Вышнеградского-композитора состоялся в 1912 году, когда в Павловске был исполнен его оркестровый опус Andante religioso et funèbre (утрачен). В 1916–1917 он работал над своей первой масштабной партитурой – поэмой День бытия (франц. La journée d’existence, первоначальное название – День Брамы (La journée de Brahma)) для чтеца, оркестра и хора ad libitum на собственные слова. В этом двухчастном произведении, продолжительностью около часа, Вышнеградский, подобно кумиру своего поколения , воплотил мистико-эсхатологическое содержание посредством насыщенного альтерациями расширенно-тонального языка (к сожалению, интересно инструментованная и тщательно отработанная в деталях музыкальная ткань «Дня бытия» не вполне доступна восприятию, поскольку заглушается декламацией художественно малоинтересного текста). В этот же период Вышнеградский, по его собственным словам, испытал мистическое просветление, открывшее ему пространство «всезвучия» (франц. pansonorité), где бесконечное множество звуков составляет континуум – символ «космического сознания». Стремясь приблизиться к этому абсолюту, Вышнеградский отказался от 12-тоновой темперации и стал работать с микрохроматическими интервалами. Один из его первых микрохроматических опытов – Медитация на две темы из «Дня бытия» (Méditation sur deux thèmes de la Journée de lexistence, 1918–1919) для виолончели, играющей в 1/3, 1/4 и 1/6 тона, и фп. Другая работа того же времени, Скорбная песнь и этюд (Chant douloureux et étude), предназначена для скрипки (в 1/3, 1/4, 1/6 и 1/8 тона) и фп. После октября 1917 года Вышнеградский поначалу симпатизировал большевикам и в 1918-м написал вокальный цикл Красное евангелие – 13 революционных песен для баса с фп. на слова коммунистического поэта-агитатора Василия Князева (позднее переложил песни для баса и 2 фп., настроенных в отношении 1/4 тона друг к другу). В 1920 году обосновался в Париже, где сосредоточился на сочинении микрохроматической музыки и на теоретическом обосновании своих идей. Помимо структурирования звуковысотного континуума занимался проблемой «микрохроматической» организации музыкального времени, предложил систему деления ритмической единицы на 115 частей. В середине 1920-х в Праге по проекту Вышнеградского, при участии , был изготовлен четвертитоновый рояль с тремя клавиатурами, но результат не удовлетворил Вышнеградского; в дальнейшем он предпочитал писать для ансамбля двух или четырех обычных роялей, настроенных с разницей в 1/4 тона. В январе 1937 года в Париже состоялся первый авторский концерт Вышнеградского. Среди произведений, фигурировавших в его программе и никогда прежде не звучавших, – 25-минутная симфония для 4 фп. Так говорил Заратустра (Ainsi parlait Zarathoustra, 1929–1930) и несколько пьес из цикла 24 прелюдий для 2 фп. в тональностях 13-звучной (в терминологии Вышнеградского – «диатонической») гаммы из двух гептахордов, каждый из которых включает интервалы в 1/2 и 1/4 тона (1934). Интерес к личности и творчеству Вышнеградского оживился после войны; несколько его опусов разных лет (в частности, 15-минутный Cosmos для 4 фп., 1939–1940) исполнялись в 1945–1951 с участием таких известных музыкантов, как Ивонн Лорио, , Клод Эльфер. В 1950-х Вышнеградский стал чаще работать и в других системах микрохроматической темперации; так, пьеса Радуга (Arc-en-ciel, 1956) предназначена для 6 роялей, настроенных с разницей в 1/12 тона, некоторые более поздние работы – для микрохроматических фп., сконструированных по проекту . Вышнеградский продолжал сочинять до конца жизни; его последняя работа – Трио для струнных, созданное по заказу Французского радио (партитура завершена Клодом Баллифом). Большинство произведений Вышнеградского впервые прозвучало на склоне его лет (День бытия – в 1978) или после его смерти; некоторые значительные партитуры не исполнены доныне. Пропагандой творчества Вышнеградского и других мастеров микрохроматической музыки занимается парижская ассоциация его имени.