Мак-Миллан,

сэр Джеймс (Лой) (MacMillan; р. 16.7.1959, Килуиннинг). Шотландский композитор. Учился теории музыки и композиции в Эдинбургском университете, затем в Даремском университете у Джона Каскена. Смолоду находился под влиянием польского авангарда, , , , , а из британских композиторов – и (с последним Мак-Миллан сотрудничал, работая в системе музыкального образования Шотландии); важнейший источник творчества Мак-Миллана – традиционная шотландская музыка. В своей музыке сочетает «экстремальные» приемы (кластеры, микрополифонию, контролируемую алеаторику, подчеркнуто резкие параллелизмы, динамические и регистровые крайности, напористые остинатные ритмы и т.п.), служащие для обострения выразительности, с возвышенным религиозным духом (ревностный католик, Мак-Миллан часто включает в ткань своих партитур мотивы средневековых церковных гимнов) и характерным кельтским колоритом (мягкая диатоника с пропуском седьмой ступени звукоряда, реминисценции быстрых шотландских танцев). Благодаря проистекающему отсюда богатству контрастов музыка Мак-Миллана приобретает мощный экспрессивный потенциал – при том, что взаимодействие разнообразных стилистических «наклонений» в ней подчас принимает несколько беспорядочный характер, затрудняющий восприятие логики ее развертывания (с этой точки зрения особенно уязвимы некоторые из его произведений для музыкального театра, в том числе опера Инес де Кастро на сюжет из португальской истории XIII века). Широкую известность композитору принесли масштабные оркестровые опусы конца 1980-х – начала 1990-х годов: Ярмарка (фантазия на собственную раннюю песню, написанную в духе старинных шотландских баллад), Исповедь Айсобел Гауди (симфонический комментарий к истории сожжения шотландской «ведьмы» в XVII веке) и концерт для ударных с оркестром Приди, приди, Иммануил (своего рода музыкально-теологический трактат о Пришествии, основанный на теме духовной монодии XV века). В творчестве Мак-Миллана конца 1990-х центральное место занимает пасхальный триптих Triduum (лат. «трехдневное богослужение»), состоящий из одночастного концерта для английского рожка с оркестром Искупление мира, трехчастного Концерта для виолончели с оркестром (в его программном замысле запечатлены различные аспекты идеи Распятия) и трехчастной симфонии Бдение, рисующей путь души от мрака к свету (в экстатически-танцевальной ритмике отдельных фрагментов этой симфонии особенно ощутимо влияние Мессиана); последние две партитуры написаны для Мстислава Ростроповича. Перу Мак-Миллана принадлежит еще несколько симфоний (в одночастной сорокаминутной симфонии Молчание, вдохновленной одноименным романом японского писателя-католика Сусаку Эндо, достигнуто редкое для Мак-Миллана равновесие между многообразием материала и внутренней связностью сквозной драматургической линии), виртуозные концерты для других инструментов с оркестром, программные пьесы для оркестра и камерно-инструментальных составов; в его многожанровом творчестве заметное место занимают произведения для церкви (в том числе предназначенные для исполнения силами прихожан), инструментальные и вокальные миниатюры, музыка для школьников и любителей. С некоторых пор Мак-Миллан, судя по всему, склоняется к еще более откровенной и пестрой полистилистике (показателен 2-й концерт для фп. с оркестром).

Мак-Миллан – лидер современной музыки Шотландии и один из самых заметных деятелей на британской музыкальной сцене. В 1990 году он стал композитором-резидентом Шотландского камерного оркестра, в 1992–2002 был художественным руководителем циклов концертов современной музыки лондонского оркестра Philharmonia. Выступает как дирижер. В 2000–2009 – художественный руководитель и композитор-резидент ФО Би-Би-Си в Манчестере.

Муз. театр: Поиск (Búsqueda), пьеса для чтеца, 8 актеров, 3 сопр. и инстр. анс., сл. из лат. мессы и из стихов «матерей тех, кто исчез» (Аргентина) в англ. пер. (1988, Эдинбург); Инес де Кастро (Inés de Castro), опера в 2 актах по пьесе Дж. Клиффорда (1996, Эдинбург); Посещение гроба (Visitatio sepulchri) для 6 певцов-солистов, чтеца и кам. орк., сл. пасхальной литургич. драмы XIV века и гимна Te Deum (1993); Девственное рождение (Parthenogenesis) для сопр., бар., актрисы и инстр. анс., либр. М.С. Робертса (2000); Жертвоприношение (Sacrifice), опера, либр. его же (2007, Кардифф); Милосердие (Clemency), опера, тексты анон. и М.С. Робертса (2011, Лондон).

Орк. муз.: Ярмарка (Tryst, 1989); Экзорцизм Рио Сумпула (The Exorcism of Rio Sumpúl), кам. орк. (1989); Берсеркинг (The Berserking), концерт для фп. с орк. (1990); Исповедь Айсобел Гауди (The Confession of Isobel Gowdie, 1990); Весна в Соуэто (Sowetan Spring), дух. орк. (1990); Симфониетта (1991); Заклинание (Epiclesis), концерт для трубы с орк. (1993); Приди, приди, Иммануил (Veni, veni Emmanuel), 1-й концерт для уд. с орк. (1992); Имперское воспоминание (Mémoire impériale), вариация на тему марша генерала Дж. Рейда, XVIII век (1993); И взглянувши видят, что камень отвален (They saw the stone had been rolled away), фанфара для медн. и уд. (1993); Британия (Britannia, 1994); Туиред (Tuireadh), клар. и стр. орк. (1995, обр. кам. произв. 1991 года); Искупление мира (The Worlds Ransoming), англ. рожок и орк., 1-я часть пасхального триптиха Triduum (1995–1996); Í (Медитация об Ионе) (Í (A Meditation on Iona)), стр. и уд. (1996); Ниниан (Ninian), концерт для клар. с орк. (1996); Концерт для влч. с орк., 2-я часть пасхального триптиха Triduum (1996); 1-я симфония Бдение (Vigil), 3-я часть пасхального триптиха Triduum (1997); Камнокская ярмарка (Cumnock Fair), стр. орк. и фп. (1999); 2-я симфония, кам. орк. (1999); Exsultet, медн. дух., уд., орг. ad lib. (обр. произв. 1998 года для дух. квинтета); Птицы Рианнона (The Birds of Rhiannon), с хором ad lib., сл. М. С. Робертса (2001); Глубокая, но слепящая тьма (A Deep but Dazzling Darkness), скр., кам. орк. и магн. (2002); 3-я симфония Молчание (Silence, 2002); 2-й концерт для фп. со стр. орк. (2003, включает пьесу Камнокская ярмарка, 1999); Шотландский бестиарий (A Scotch Bestiary), орг. и орк. (2004); Из Эйршира (From Ayrshire), скр. и кам. орк. (2005); Stomp (включает Fate and Elvira, 2006); 3-й концерт для фп. с орк. Мистерии Света (The Mysteries of Light, 2008); Концерт для скр. с орк. (2009); Концерт для гобоя с кам. орк. (2010); Серафим (Seraph), труба и стр. орк. (2010); Концерт для альта с орк. (2013); 2-й концерт для уд. с орк. (2014); 4-я симфония (2015); Концерт для трбн. с орк. (2016); Концерт для саксофона с орк. (2017); произв. для школьных орк.

Для инстр. анс.: Путь в Ардталлу (The Road to Ardtalla (An rathad do dhArdtalla)), 6 инстр. (1983); Три ритуала утренней зари (Three Dawn Rituals), 8 инстр. (1983); Два видения Хоя (Two Visions of Hoy), гоб. и анс. (1986); Несказанное (Untold), дух. квинтет (1987, 2/1991); Видения ноябрьской весны (Visions of a November Spring), 1-й стр. квартет (1988, 2/1991); После «Ярмарки» (After the Tryst), скр. и фп. (1988); …как другие видят нас… (…as others see us…), 9 инструменталистов (1990); Туиред (Tuireadh), клар. и стр. квартет (1991); Заступничество (Intercession), 3 гоб. (сакс.) (1991); Целование дерева (Kiss on Wood), скр. или влч. и фп. (1993); Memento, стр. квартет (1994); Иной мир (A Different World), скр. и фп. (1995); Ребро Адама (Adams Rib), квинтет медн. дух. (1995); Четырнадцать картинок (Fourteen Little Pictures), фп. трио (1997); Почему эта ночь – особенная? (Why is this night different?), 2-й стр. квартет (1997); Exsultet, квинтет медн. дух. (1998); 1-я соната для влч. и фп. (1999); 2-я соната для влч. (2000); Квинтет для влт. и стр. (2007); 3-й стр. квартет (2007); пьесы для детей и юношества.

Для 12 гол. a cappella или с сопров.: Вариация на песню Джонни Фа (Variation on Jonny Faa), сопр., фл., влч., арфа, сл. нар. (1988); Шотландская песня (Scots Song), сопр. с фп. или с 5 инстр., сл. У. Соутара (1991); Баллада (Ballad), гол. с фп., сл. его же (1994); Дети (The Children), гол. с фп., сл. его же (1995); Взлетающие искры (Raising Sparks), 4 песни для м.-сопр. и инстр. анс., сл. М.С. Робертса (1997); Пророчество (The Prophecy), гол. (или дет. хор) с инстр. анс., сл. анон., IX век (1997); In angustiisII, сопр. (2001); Жалоба Марии, королевы шотландцев (Lament of Mary, Queen of Scots), сопр., тен. и фп. трио (2008); The Beneficiaries, сопр., клар. и фп. (2009); др. произв.

Для хора a cappella: So Deep, сл. Р. Бёрнса (1992); …здесь, в укрытии… (…here in hiding), сл. св. Фомы Аквинского (1993); Christus vincit (1994); Маири (Màiri), сл. И. Макколла (1995); Молитва дитяти (A Childs Prayer), сл. нар. (1996); Любезный ткач (The Gallant Weaver), сл. Р. Бёрнса (1997); Tremunt videntes angeli (2001); O bone Jesu (2002); Моему преемнику (To My Successor), сл. Дж. Херберта (2002); Стрэтклайдские мотеты (Strathclyde Motets), богослуж. лат. тексты (2005–2010); Респонсории Темной утрени (Tenebrae Responsories, 2006); др. светские и духовные пьесы.

Для хора с орг.: Beatus vir (1983); Месса св. Анны (1985); Священные песни (Cantos sagrados), сл. А. Дорфмана, А.М. Мендосы, богослуж. тексты (1989, обр. с орк. 1998); Divo Aloysio sacrum (1991); Seinte Mari moder milde, сл. анон., XIII век (1995); На Благовещение Блаженной Девы (On the Annunciation of the Blessed Virgin), сл. Дж. Тейлора (1996); Галлоуэйская месса (The Galloway Mass, 1996); Новая песнь (A New Song), сл. из Псалтири (1997); Измененное (Changed), с орг., арфой и стр. трио, сл. У. Стивенса (1997); Magnificat (1999); Небесное общество (The Company of Heaven), дет. хор, орг. и дух. анс. (1999); Nunc dimittis (2000); Месса (2000); Te Deum (2001); Месса блаженного Дж. Г. Ньюмена (Mass of Blessed John Henry Newman), с дух. и уд. ad lib.; др. светские и духовные пьесы.

Для хора с орк. или с др. инстр.: Колыбельные Екатерины (Catherines Lullabies), с медн. дух. и уд., сл. из Библии и др. (1990); Семь последних слов с Креста (Seven Last Words from the Cross), кантата для хора и стр. орк. на библ. и богослуж. тексты (1993); Танцоры Святого Духа (The Halie Speerits Dauncers), дет. хор с фп., сл. Дж. Мак-Гонигала (1996); Пророчество (The Prophecy), дет. хор (или 1 гол.) с инстр. анс., сл. анон., IX век (1997); Оживление (Quickening), с орк., сл. М.С. Робертса (1998); Священные песни (Cantos sagrados), с орк., сл. А. Дорфмана и др. (1998, обр. произв. 1989 года для хора с орг.); Heyoka Te Deum, дет. хор, фл., колокола и фп. (1999); Птицы Рианнона (The Birds of Rhiannon, 2001, см. произв. для орк.); Dutch Carol, дет. гол. и фп., сл. голл. рождественского гимна (2001); Страсти по Иоанну (St. John Passion), бар., хор и орк. (2007); Страсти по Луке, смеш. и дет. хоры, орган и кам. орк. (2013); Stabat Mater (2015); Европейский реквием (A European Requiem, 2015); 5-я симфония Великий неизвестный (Le grand inconnu), с сакральными текстами на нескольких языках (2018); Рождественская оратория (Christmas Oratorio, 2021); обр. произв. для хора с орг.

Для фп.: Соната (1985); Цецилианская вариация для Дж. Ф. К[еннеди] (A Cecilian Variation for J.F.K., 1991); Barncleupédie (1992); Ангел (Angel, 1993); Lumen Christi (1997); Подарок на день рождения (Birthday Present, 1997); Для Иэна (For Ian, 2000); In angustiisI (2001); Для Нейла (For Neil, 2002); 25th May 1967 (2002).

Для орг.: Свадебный Интроит (Wedding Introit, 1983); Парафраза на белых нотах (White Note Paraphrase, 1994); Gaudeamus in loci pace (1998); Гробница Жоржа Руо (Le Tombeau de Georges Rouault, 2003); версии произв. для хора с орг. и для анс. духовых.