Цемлинский,

Александер (фон) (Zemlinsky; 14.10.1871, Вена – 15.3.1942, Ларчмонт, шт. Нью-Йорк). Австрийский композитор и дирижер. В отрочестве пел в хоре и служил органистом одной из венских синагог. В 1886–1992 учился в Венской консерватории, в том числе с 1890 года композиции у ведущего педагога Роберта Фукса, чей близкий друг Брамс благосклонно отнесся к ранним композициям Цемлинского и способствовал их публикации; позднее Цемлинский посвятил памяти Брамса кантату Похороны весны. В 1895 он подружился с – в то время виолончелистом основанного Цемлинским любительского оркестра – и существенно повлиял на его творческое становление (впоследствии Шёнберг женился на сестре Цемлинского). Сблизился также с , который высоко оценил талант Цемлинского и поставил его оперу Давным-давно… (по одноименной сказочной комедии датского писателя Хольгера Дракмана) в Придворной опере. В созданных несколько позднее масштабной трехчастной симфонической поэме-фантазии Русалочка и опере-притче Гёрге-мечтатель отразились драматические переживания Цемлинского, связанные с его любовью к Альме Шиндлер, его частной ученице, которая поначалу отвечала ему взаимностью, но затем отвергла его ради Малера. Символическое значение имела для Цемлинского сказка Оскара Уайлда День рождения инфанты (об уродце, осмеянном красавицей); впоследствии она стала литературной основой его оперы Карлик.

С 1900 года Цемлинский работал театральным дирижером в Вене, позднее занимал должности музыкального руководителя пражского Немецкого театра (1911–1927) и дирижера берлинской Кроль-оперы под руководством Отто Клемперера (1927–1931). В репертуаре Цемлинского заметное место занимали оперы Моцарта, Вагнера и , произведения его кумира Малера и его друга , (который чрезвычайно высоко ценил искусство Цемлинского-дирижера), , современных чешских композиторов. В 1924 в Праге Цемлинский осуществил запоздалую премьеру монодрамы Шёнберга Ожидание. В 1933 он вернулся в Вену, а в 1938 эмигрировал в США, где вскоре серьезно заболел и практически перестал сочинять. В разные годы преподавал оркестровку, композицию и другие дисциплины (самым известным из его воспитанников, помимо Шёнберга, был Корнгольд).

Цемлинский формировался в той же среде, что и Шёнберг. Подобно своему младшему коллеге, он испытал влияние Вагнера и Брамса, позднее Малера и Штрауса, но, в отличие от Шёнберга, не приблизился к тому порогу, за которым богатая хроматизмами позднеромантическая гармония переходит в атональность. Уже в ранних партитурах – Похоронах весны, Симфонии B-dur, сценах из неоконченного балета Триумф времени – Цемлинский демонстририрует твердое и умелое перо, уверенное чувство формы и достаточно индивидуальный стиль, который отнюдь не сводится к подражанию авторитетным образцам. Самые богатые по музыкальному материалу, мелодически выразительные и эмоционально насыщенные опусы Цемлинского – шесть песен на слова Мориса Метерлинка, 2-й струнный квартет, две одноактные оперы по О. Уайлду и Лирическая симфония на стихи Рабиндраната Тагора – относятся ко времени его работы в Праге и представляют ту же характерную венскую, несколько экзальтированную разновидность позднего романтизма, что и раннее (до середины 1900-х) творчество ведущих мастеров Новой венской школы. Последняя крупная работа пражского периода, 3-й струнный квартет (памяти сестры, Матильды Шёнберг), считается переломной для Цемлинского и отличается нервно-импульсивным тоном и обилием гротескно изломанных линий. После квартета он несколько лет не сочинял. В своих позднейших произведениях – вокальном цикле Симфонические песни на тексты политически ангажированных афроамериканских поэтов, опере Меловой круг, Симфониетте, 4-м струнном квартете, – он сближается с более молодыми , и , тяготевшими к диатонике, неоклассицизму, интонациям бытовой и развлекательной музыки. Свое самое масштабное произведение, оперу Царь Кандавл по одноименной пьесе французского писателя Андре Жида о мифическом лидийском царе, ставшем жертвой собственного неуемного эротического воображения, Цемлинский почти полностью написал в клавире до эмиграции в США; здесь он возвращается к своей прежней экспансивно-романтической манере. В 1990-х оркестровку оперы завершил биограф Цемлинского Энтони Бомон (Beaumont). Последний замысел Цемлинского, опера Цирцея (Circe), остался неосуществленным.

Оперы: Зарема (Sarema), в 2 актах, либр. Адольфа фон Ц. (?) (отца композитора) и А. Шёнберга (?) (1895, пост. 1897, Мюнхен); Давным-давно… (Es war einmal…), в 3 актах с прологом, либр. М. Зингера по Х. Дракману (1900, Вена); Гёрге-мечтатель (Der Traumgörge), в 2 актах с эпилогом, либр. Л. Фельда (1906, пост. 1980, Нюрнберг); По одежке встречают (Kleider machen Leute), в 3 актах с прологом, либр. его же по Г. Келлеру (1910, Вена, 2/1922, Прага); Флорентийская трагедия (Eine florentinische Tragödie), одноакт. соч. 16, текст О. Уайлда в нем. пер. (1917, Штутгарт); Карлик (Der Zwerg), одноакт. соч. 17, либр. Г.К. Кларена по О. Уайлду (1922, Кёльн); Меловой круг (Der Kreidekreis), в 3 актах, по Клабунду (1933, Цюрих); Царь Кандавл (Der König Kandaules), в 3 актах, текст А. Жида в нем. пер. (1935–1938, неоконч., пост. в орк. ред. Э. Бомона, 1996, Гамбург).

Др. произв. для театра: Триумф времени (Der Triumph der Zeit), балет в 3 актах, либр. Г. фон Гофмансталя, неоконч. (1901); Световой луч (Ein Lichtstrahl), мимодрама с фп., либр. О. Геллера (1901); Цимбелин (Cymbeline), муз. к пьесе В. Шекспира (1915).

Хор. муз.: Любовная песня (Minnelied), муж. хор, 2 фл., 2 влт., арфа, сл. Г. Гейне (ок. 1895); Весенние упования (Frühlingsglaube), хор и стр., сл. Л. Уланда (1896); Тайна (Geheimnis), хор и стр. (1896); Свадебная песнь (Hochzeitsgesang), тен., хор и орган, евр. литургич. текст (1896); Похороны весны (Frühlingsbegräbnis), сопр., бар., хор и орк., сл. П. Хайзе (1896, 2/1903 ?); Псалом 83, 4 гол., хор и орк. (1900); Псалом 23 соч. 14, хор и орк. (1910); Аврикула (Aurikelchen), жен. хор, сл. Р. Демеля (ок. 1920); Псалом 13 соч. 24, хор и орк. (1935).

Для гол. с фп.: 17 ранних песен (1889–1995); др. отд. песни (всего ок. 20, 1895–1935); 2 тетради песен (Lieder) соч. 2, сл. разных авт. (1895–1896); 2 тетради песен (Gesänge) соч. 5, сл. разных авт. (1896–1997); Вальсы-песни (Walzer-Gesänge) соч. 6, по тосканским нар. песням, сл. Ф. Грегоровиуса (1898); песни соч. 7, сл. разных авт. (1898–1899); песни соч. 8, сл. Й.П. Якобсена и Д. фон Лилиенкрона (1899); песни соч. 10, сл. разных авт. (1900–1901); 5 песен, сл. Р. Демеля (1907); 6 песен соч. 13, сл. М. Метерлинка (1910–1913, ред. с орк. 1913, 1922); 6 песен соч. 22, сл. разных авт. (1934); 12 песен соч. 27, сл. разных авт. (1937); 3 песни, сл. И. Штайн-Фирнер (1939).

Для гол. с др. инстр. или с орк.: Лесной разговор (Waldgespräch), сопр., 2 влт., арфа и стр., сл. Й. фон Эйхендорфа (1896); Ландыши цветут повсюду (Maiblumen blühten überall), сопр. и стр. секстет, сл. Р. Демеля (ок. 1903); 6 песен соч. 13, сл. М. Метерлинка, ред. с орк. (1913, 1922); Лирическая симфония (Lyrische Symphonie) соч. 18, сопр., бар. и орк., сл. Р. Тагора (1923); Симфонические песни (Symphonische Gesänge) соч. 20, вок. цикл для м.-сопр. или бар. с орк., сл. афроамер. поэтов в нем. пер. (1929).

Др. произв. для орк.: симфонии e (ок. 1891, неоконч.) и d (1893); Увертюра к комедии (Lustspielouvertüre, 1895); Сюита (ок. 1895); Симфония B (1897); Русалочка (Die Seejungfrau), симф. поэма-фантазия по Х.К. Андерсену (1903); Танцевальная поэма (Ein Tanzpoem), на осн. музыки балета Триумф времени (1901–1904); Симфониетта соч. 23 (1934).

Для фп.: ранние сонаты (2) и пьесы (1887–1896); Фантазии по стихам Р. Демеля (Fantasien über Gedichte von Richard Dehmel) соч. 9 (1898); Менуэт (1901); 3 пьесы, в 4 руки (1903) и др.

Кам.-инстр. муз.: ранние произв. (1889–1895); Трио соч. 3 d, клар. или скр., влч. и фп. (1896); 1-й стр. квартет соч. 4 A (1896); 2-й стр. квартет соч. 15 (1913–1915); 3-й стр. квартет соч. 19 (1924); 2 пьесы для стр. квартета (1927); 4-й стр. квартет (Сюита) соч. 25 (1936); Охотничья пьеса (Hunting Piece), 2 влт. и фп. (1939); Юмореска, дух. квинтет (1939); мелкие пьесы.